Я и мои ценности 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Я и мои ценности»
для обучающихся 10 классов
Составитель:
Учитель истории
Фатихова Анна Жоржевна

Уфа 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа «Я и мои ценности» реализуется в рамках
внеурочной деятельности духовно-нравственного направления.
Цель программы
Формирование нравственной, духовно развитой личности, способной к
самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящейся к правде,
добру, красоте.
Задачи программы
- формировать нравственно устойчивую цельную личность,
обладающей такими моральными качествами, как добросовестность,
честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к
старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитывать уважение к семье, родителям, семейным традициям;
-формировать социальную активность, направленную на служение
интересам своего Отечества;
-воспитывать отношение к труду как к жизненной необходимости,
главному способу
Принципы реализации программы
−
принцип наглядности;
−
принцип связи теории с практикой;
−
принцип научности;
−
учет возрастных особенностей;
−
принцип результативности;
−
принцип актуальности;
−
принцип межпредметности.
Межпредметные связи.
Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими
предметами учебного плана как обществознание, история, литература.
Реализация программы предполагает тесную связь с внеклассной
работой и семейным воспитанием.
Формы организации и проведения занятий внеурочной
деятельности в рамках программы «Я и мои ценности» : диалог, беседа,
игра, групповая работа, экскурсии, заочные путешествия, просмотр слайдов,
видеофильмов, проектная деятельность.
Содержание занятий направлено на изучение истории, природы и
культурного наследия города через формирование информационной
культуры ребёнка.
Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и
информационной культуры. Данная специфика направлена на формирование
личностных качеств
.

Планируемые результаты освоения программы ««Я и мои ценности»

−
−
−
−
−
−
−
−

Предметные результаты:
−
расширение, углубление знаний по предмету
Знание ценностей гражданского общества, национальной истории и
культуры.
Знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища.
Представление о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в
коллективе, представителями различных социальных групп.
Знание роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества.
Знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в
культуре народов России, нормах экологической этики.
Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье человека.
Знания о различных профессиях.

Личностные результаты:
−
личностное, жизненное самоопределение;
−
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи
между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она
осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой
смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
−
нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Метапредметным результатом изучения программы внеурочной
деятельности «Я – гражданин» является сформированность у детей не только
универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и
коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных
понятий, но и сформированность сознания о необходимости уметь работать с
различной краеведчес
Предметные результаты:
−
целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно;
−
планирование
—
определение
последовательности
промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
−
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня
усвоения знаний, его временных характеристик;

−
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
−
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов
в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия
и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся,
учителем, товарищами;
−
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже
усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы;
−
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий;
−
общеучебные, логические учебные действия, а также постановка
и решение проблемы, умение ориентироваться в различных источниках
информации по краеведению;
−
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
−
делать выводы в результате совместной работы детей и учителя.
Средством формирования познавательных действий служат тексты
краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной
грамотности (первичных навыков работы с информацией)
−
самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели;
−
поиск и выделение необходимой информации, в том числе
решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ
и источников информации;
−
структурирование знаний;
−
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;
−
выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
−
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
−
определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная
оценка языка средств массовой информации;
−
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера.
Знаково-символические действия:
−
моделирование — преобразование объекта из чувственной
формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);

−
преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
−
.
Постановка и решение проблемы:
−
формулирование проблемы;
−
самостоятельное
создание
способов
решения
проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные :
−
планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов
взаимодействия;
−
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
−
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
−
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка
его действий;
−
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации.

Содержание курса по программе «Я и мои ценности»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется
по нескольким направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и
основано на системе базовых национальных ценностей.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека:
политическое устройство Российского государства, его институты, их
роль в жизни общества, его важнейшие законы;
символы государства — Флаг, Герб России, флаг и герб субъекта
Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
национальные герои и важнейшие события истории России и её
народов;
праздники и важнейшие события в жизни России, субъекта Российской
Федерации, своей области, поселка;
права и обязанности гражданина России;
любовь к образовательному учреждению, своему поселку, народу,
России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки.
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни:
нравственная основа учёбы, ведущая роль образования, труда и
значение творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
представление об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и
общества;
коллективная работа, в том числе при разработке и реализации
учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, умение
соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей,
к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе,
небережливому отношению к результатам труда людей.

3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
базовые национальные российские ценности;
различение хороших и плохих поступков;
правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в
населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли
традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и
культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное
отношение к сверстникам и младшим;
дружеские взаимоотношения в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
возможное негативное влияние на морально-психологическое
состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач,
рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни:
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в
спортивных соревнованиях;
оздоровительное влияние природы на человека;
возможное негативное влияние компьютерных игр, телевидения,
рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и
санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
природоохранительная деятельность;
бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях:
душевная и физическая красота человека;
эстетические идеалы, чувство прекрасного;
красота природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
Основные понятия содержания курса по программе
«Я и мои ценности»

Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица,
поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита,
жадность.
Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах,
монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.
Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по
решению правительства отмечает вся страна.
Государственные символы - флаг, герб и гимн Республики
Башкортостан.
Конституция – основной закон государства, определяющий основные
права и обязанности граждан.
Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны,
которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он
принадлежит.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Правительство – высший исполнительный орган государственной
власти в стране.
Президент - глава государства.
Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой
город, село, а также страну, гражданином которой он является.
Российская Федерация – полное название современного российского
государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий
(республик, краев).
Старина - давнее, давно минувшее время.
Столица – главный город государства, место пребывания
правительства и правительственных учреждений.
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьихнибудь достоинств.
Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного
цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Семья – группа людей, связанных кровными узами, законами брака.
Родословная - свод данных, описывающих всех членов семьи, рода.
Школьные музеи – помещения, где собраны и экспонируются
документы, предметы быта, различные экспонаты, посвящённые различным
периодам истории.
Исторические и культурные памятники РФ, РБ – произведения
искусства, установленные в честь различных исторических событий.
Великая Отечественная война – военные действия Германии против
СССР.
Патриоты – люди, преданные своей Родине.
Ветераны ВОВ и труда – жители Башкортостана, внёсшие
значительный вклад в развитие Республики.

Книга Памяти – книга, в которую занесены данные о воинах Великой
Отечественной войны.
Города России, Башкортостана – населённые пункты с большим
количеством жителей, имеют свой флаг, герб, историю.
История и культура народов Республики Башкортостан – особенности
национальных костюмов, быта, жизни народов.
Природные зоны России, мира – разнообразие растительного и
животного мира планеты.
Красная Книга Башкортостана – представители животного и
растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения.
Заповедники, заказники, памятники природы – территории,
находящиеся под охраной государства.
Место курса в учебном плане: 10 класс – 34 занятия в год, 1 раз в
неделю.

№
п/
п
1
2
3
4
57
8
9

10 класс «Я и мои ценности» (34часа)
Кол- Форма организации, виды
во
деятельности.
Тема занятия.
часо
в
«Урок Победы»
1
Видеоролик
«Терроризм. Как не
1
Видеоролик
стать его жертвой»
«Мои
права.
Мои
1
Беседа
обязанности»
«Zaсобой»
1
Профтестирование
Моя- семя мини-проект
3
Мини-прект

Дата
План
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10

Осенний бал

1

.«Моя будущая профессия»

Коллективное творческое дело

12.10

1

урок

19.10

10

« От всей души!»

1

Мини-проект

26.10

11

День народного

1

Устный журнал

09.11

12

«Мы выбираем жизнь!»

1

Творческий конкурс

16.11

13

«Безопасность в сети
Интернет»
День
Неизвестного
Солдата
«Правда о СПИДе»

1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

«Человек среди людей»

2

23.11

1

Урок мужества

30.11

2

Дискуссия

07.12

Час общения
14.12

«Правила
делового 1
общения»
Зачем нужно учиться в 1
школе.
Путешествие в страну 2
Законию.

Беседа

21.12

Диспут.

28.12

Викторина.

18.01

Урок добра

1

Час общения

25.01

Смотр строя песен

1

01.02

25

«День
борьбы
с 1
ненормативной лексикой»

Дискуссия

26

Победа деда - моя победа.

15.02

27

«Солдат
выбирает»

Мини-проекты о своих
героических родственниках.
Экскурсия в школьный музей

28

«Жди меня и я вернусь»

1

Творческий конкурс

29

«Вахта памяти»

1

Беседа

30
31

Города-герои.
«День Победы»

1
1

14.03
21.03
28.03
11.04
18.04

Участие в митинге

32

Школьная территория.

1

Коллективная
исследовательская работа.

33

Есть такая профессия - 1
Родину защищать.
Я - гражданин России.
1

34

войны

1

не 1

08.02

22.02

16.05
23.05

Игра-викторина

26.05

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. СПб.
2. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. М.,
2005.
3. Кротов В.Г. Массаж мысли. М., 1997.

4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система
занятий. СПб., 2003.
5. Галин С. А. Башкирский фольклор (Устно-поэтическое творчество
башкирского народа). — Уфа: Китап, 2004. — 392 с..
6. Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. — 128 с.
7. Использование библиотечного фонда школы
Интернет ресурсы для ученика и учителя
1. https://ru.wikipedia.org
2. https://bashkirica.com/books/kraevedenie
3. http://www.rgo-rb.ru/2017/06/kraevedcheskaya-literatura/
4. https://posredi.ru/enc_k_kraevedenie.html

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».