РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 11а класса
Составитель:
учитель русского языка
и литературы Кайгулова З.З.
Уфа 2023
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального перечня
учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, учебного плана
МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» и приведена в соответствие с Федеральной
образовательной программой среднего общего образования (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования").
Рабочая программа по литературе на профильном уровне для 10-11 классов
ориентирована на использование УМК:
1. Программа по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,
В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.:
Просвещение, 2020)
2. Литература. 10 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций./ В.И.Коровин и
др. под ред. В.И.Коровина.-М.: Просвещение, 2020
3. Литература. 11 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций./ В.И.Коровин и
др. под ред. В.И.Коровина.-М.: Просвещение, 2021
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на профильном уровне в
11 классе в количестве 136 часов (4 часа в неделю).
Цели обучения литературе на профильном уровне:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование
гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции,
чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной
основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом
изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты
произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Общая характеристика учебного предмета
В старших классах формируется общее представление об историко-литературном
процессе и литературном процессе в XIX и XX веке в его связи с процессом
историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях
литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и
место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется
интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области
гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс, автор и художественное произведение в
этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий,
связанных с историко-литературным процессом: литературные направления,
литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу
курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,
позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и
современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение
художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений,
развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет
преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию
изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и
переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития
личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и
мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и
литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в
школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность,
позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт
отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или
иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли
в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом
мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
Средства обучения
1. Печатные пособия:
- - учебно-методический комплект (учебник, учебное пособие учителя,
справочники);
- - дидактический раздаточный материал.
2. Наглядные пособия и наглядно-дидактические: демонстрационные плакаты,
(настенные) таблицы, модели.
3. Информационно-коммуникационные средства:
- - информационные сайты;
- - интернет-ресурсы;
- - мультимедийные энциклопедии;
- - аудиозаписи.
4.Технические средства:
- - компьютер;
- - мультимедийный проектор;
- - экран.
Критерии оценивания результатов обучения по литературе
I. Оценивание устных ответов учащихся (учитывается полнота и правильность
ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа).
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении
урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только
заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
II.Оценивание сочинений (учитывается умение раскрывать тему; умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания).
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку,
за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по
литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по
литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1)
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли;
2)
полнота раскрытия темы;
3)
правильность фактического материала;
4)
последовательность и логичность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
1)
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2)
стилевое единство и выразительность речи;
3)
число речевых недочётов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок –
орфографических, пунктуационных и грамматических.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного выше, то при оценке
работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для
отметки «3» на две единицы (повышение количество допустимых оценок на указанное
число единиц). При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не
принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
III.Оценивание письменных контрольных работ
В контрольной работе, состоящей из заданий с выбором ответа:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4»
ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится за
работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится
за работу, в которой выполнено менее половины заданий.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы; использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Литература"
на профильном уровне
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа
текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы
данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля
и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Виды контроля
Промежуточный: устный пересказ, выразительное чтение текста художественного
произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устный или письменный ответ
на вопрос; устное словесное рисование; комментированное чтение; характеристика героя
или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
роду и жанру; анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и
сущности конфликта; выявление языковых средств художественной образности и
определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с
изучаемым художественным произведением; работа с внетекстовыми источниками
(словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников,
дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.).
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос.
Структура курса"Литература"
11а класс. 4 часа в неделю. Всего 132 часа
Названия разделов курса
Обзор русской литературы первой половины XX века
Колич
ество
часов
3
И. А. Бунин
6
А.И. Куприн
6
М. Горький
7
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века.
В. Брюсов, А.Блок, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев,
И. Северянин, В. Хлебников.
16
А. А. Ахматова
5
М. И. Цветаева
4
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»
4
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. А. Платонов,
Е. Замятин, О. Мандельштам.
6
В. В. Маяковский
6
С. А. Есенин
6
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
А. Н. Толстой.
1
М. А. Булгаков
11
М. А. Шолохов
7
Б. Л. Пастернак
6
Литература периода Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский
10
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов.
Н. А. Заболоцкий, В. М. Шукшин
А.И.Солженицын . Жизнь и творчество «Матренин двор»,«Один день Ивана
Денисовича»
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов
«Болевые точки» современной жизни в прозе Ф.Абрамова. Повести
«Пелагея» и «Алька».
Драматургия Вампилова.Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».
Городская проза. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева
«Людочка».
Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П Астафьева «Царьрыба».Актуальные и вечные проблемы в повести «Прощание с Матёрой»
Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина «Живи и помни»,
«Последний срок» и др.
5
6
7
Из русской прозы конца XX начала XXI века
Б.П. Екимов, А.В. Иванов,В.С. Маканин, В.О. Пелевин, М. Петросян, Л.С.
Петрушевская, З. Прилепин, В.А. Пьецух, Д.И. Рубина, О.А. Славникова,
Т.Н. Толстая, Л.Е. Улицкая, Е.С. Чижова
7
Повторение, обобщение
7
Итого
136
Запланировано в 11а классе:
Сочинений
(классных)
7
Сочинений (домашних)
2
Уроков - зачетов
2
Содержание учебного предмета «Литература» в 11 классе (профильный уровень)
Литература XX века
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану
воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и
психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы:
«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.
«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека
со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и
нерушимых ценностей.
А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота
«природного» человека. «Поединок». Мир армейских
отношений как отражение
духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл
истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей,
поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа
в повести, смысл финала.
Сочинение по творчеству А.И.Куприна
М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних
рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест
героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома
Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев
о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству
М.Горького.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В.
Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»
(обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм,
футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в
«Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как
отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока
А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи»,
«Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был.
Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так:
какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма
«Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по
творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к
Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…»,
«Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт
быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, максимальное напряжение духовных
сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» А.Аверченко Темы и мотивы
сатирической новеллистики.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов Характерные черты
времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е.
Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.
В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?»,
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне
Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Проблематика, художественное своеобразие.
С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев».
Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления
исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии
мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе.
Нравственные искания героя.
Литература периода Великой Отечественной войны
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической
интонации поэта.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов. Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о
сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.
В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.
А.И.Солженицын Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в
книге «Архипелаг ГУЛАГ», повести «Один день Ивана Денисовича». Тип герояправедника в рассказе «Матренин двор».
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. В.Распутин, В.Астафьев.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по литературе
для 11а класса
(поурочное планирование)
Составитель:
учитель русского языка
и литературы Кайгулова З.З.
Уфа 2023
Календарно - тематическое планирование курса «Литература»
11а класс, 4 часа в неделю, всего 136 ч
№
№
№
№
Название раздела, тема урока
Параграфы,
страницы,
главы,
номера
1
Введение. Сложность и самобытность русской
литературы XX века.
2
Литература первой половины XX -го века
3
Обзор русской литературы первой половины XX -го
века
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения:
«Вечер»,
«Не
устану
воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Живописность,
напевность,
философская
и
психологическая насыщенность, тонкий лиризм
стихотворений Бунина
«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших»
усадеб и лирических воспоминаний..
Развитие традиций русской классической
литературы в прозе Бунина. Тема угасания
"дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”.
«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной»
цивилизации и образ «нового человека со старым
сердцем». “Вечные” темы в рассказах Бунина
«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных
тайн и нерушимых ценностей(счастье и трагедия
любви, связь человека с миром природы, вера и память
о прошлом).
Психологизм бунинской прозы. Принципы создания
характера. Роль художественной детали. Символика
бунинской прозы. Своеобразие художественной
манеры Бунина.
с 28-31
5.09
с 32-37
тест на выразит.
средства
6.09
4
5
6-7
8
9
10
1112
13
14
15
с 8-20
Сроки
провед
ения
(план/
факт)
1.09
4.09
с 37-42
8.09
с 45-48
11.09
12.09
с 49-53
13.09
Практическая
работа
15.09
А.И. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и
красота «природного» человека. Жизнь и творчество
А.И Куприна
«Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести.
с 56-59
18.09
с 60-62
19.09
20.09
«Гранатовый браслет».Талант любви в рассказе «...что
это было: любовь или сумасшествие?»
«Гранатовый браслет». Нравственно-философский
смысл истории о «невозможной» любви.
с 62-68
Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и
И.А.Бунина
с 68-70
22.09
25.09
26.09
16
17
18
19
2021
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
М. Горький . Страницы жизни. «Старуха
Изергиль».Воспевание красоты и духовной мощи
свободного человека.
Протест героя против «бескрылого существования,
«пустыря в душе» в повести « Фома Гордеев»
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»
«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы
о людях дна.
Спор героев о правде и мечте как образнотематический стержень пьесы.
Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос
по творчеству М.Горького
Серебряный век
Серебряный век русской поэзии как своеобразный
«русский ренессанс» (обзор) Литературные течения
поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм,
футуризм. Поэты, творившие вне литературных
течений.
с 164-167
27.09
с 168-171
29.09
с 172-173
с 173-175
2.10
3.10
с 175-177
4.10
6.10
9.10
с 117-118
10.10
Истоки русского символизма. Художественные
открытия, поиски новых форм.
В. Брюсов. Стилистическая строгость, образнотематическое единство лирики поэта.
К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство»
поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим
настроениям эпохи.
с 118-128
Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты
земной жизни, создание зримых образов конкретного
мира.
Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка»,
«Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева,
романтическая традиция в его лирике. Своеобразие
лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и
прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос,
проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”.
Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация
“самовитого” слова, приоритет формы над
содержанием, вторжение грубой лексики в
поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и
графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин),
кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников),
"Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин. Национальная взволнованность и
ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.
В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор).
с 128-131
13.10
16.10
с 124-128
17.10
с 137-140
18.10
с 140-143
практическая
работа
20.10
с 141-147
23.10
с 147-152
24.10
25.10
3132
33
34
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись
губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова.
Поэтические эксперименты. Хлебников как поэтфилософ.
Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного
века
А. А. Блок Жизнь и судьба поэта. Особенности
с 185-188
образного языка Блока, роль символов в передаче
авторского мироощущения.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о с 188-189
Прекрасной Даме».
35
Стихи о России как трагическое предупреждение об
эпохе «неслыханных перемен».
с 189-198
сочинение
36
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в
крови» как отражение» музыки стихий» в поэме.
Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме.
Споры по поводу финала (семинар).
А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость
любовной лирики.
Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.
«Реквием». Монументальность, трагическая мощь
поэмы.
Тема исторической памяти и образ «бесслезного»
памятника в финале поэмы «Реквием».
М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический
дневник эпохи.
Исповедальность, внутренняя самоотдача,
максимальное напряжение духовных сил как
отличительная черта поэзии М. Цветаевой.
Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. "Моим
стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" (
«Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...»,
«Тоска по родине! Давно...», «Москве»,«Мне нравится,
что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и
учащихся). Трагедийная тональность творчества.
Испытания и беды годов «великого перелома» в
России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Необычность образа лирического героя.
А. Аверченко.Темы и мотивы сатирической
новеллистики. Тэфи и ее лирический комизм.
с 202-204
37
38
39
40
4142
43
44
4546
4748
4950
51
10.11
13.11
с 204-209
14.11
15.11
С.222-248
17.11
С.222
С.222
20.11
21.11
С.222
С.153-179
22.11
24.11
27.11
С.153-179
28.11
С.153-179
29.11
1.12
4.12
5.12
Сочинение по поэзии А.Блока, А.Ахматовой,
М.Цветаевой.
Октябрьская революция и литературный процесс
20-х годов
27.10
7.11
8.11
6.12
8.12
С.3-14
11.12
С.106-117
12.12
С.106
13.12
С.106
15.12
С.248-260
18.12
с 279-289
19.12
20.12
с 289-293
22.12
с 293-301
25.12
с 301-308
26.12
27.12
29.12
74
7576
77
Литература и публицистика послереволюционных лет
как живой документ эпохи.
Характерные черты времени в повести А.Платонова
«Котлован»
Пространство и время в повести А.Платонова
«Котлован»
Метафоричность художественного мышления
А.Платонова «Усомнившийся Макар»
Трагизм поэтического мышления
О. Мандельштама.
Е.Замятин «Мы» -жанр антиутопии.
В. В. Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней
лирике.
Тема «художник и революция», ее образное
воплощение в лирике поэта.
Отражение «гримас» нового быта в сатирических
произведениях.
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в
лирике Маяковского.
Контрольная работа
С. А. Есенин.
С. А. Есенин. Природа родного края и образ Руси в
лирике поэта.
Трагическое противостояние города и деревни в
лирике 20-х годов.
Любовная тема в поэзии Есенина.
Соотношение лирического и эпического начала в
поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская
проблематика.
Р/р Классное сочинение по творчеству
В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
А. Н. Толстой.
М. А. Булгаков. Роман «Мастер и
Маргарита».История создания,композиция,жанровое
своеобразие
«Роман-лабиринт» со сложной философской
проблематикой.
Взаимодействие трех повествовательных пластов
образно-композиционной системе романа.
Нравственно-философское звучание «ершалаимских»
глав.
Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.
Неразрывность связи любви и творчества в
проблематике романа.
Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
7879
80
81
Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сочинение « Что есть истина»
М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество, личность.
С.57-76
52
53
54
55
56
57
58
59
6061
62
63
64
65
6667
68
69
70
71
72
73
с 239-242
с 243-251
с 251-257
с 257-264
с 264-278
9.01
10.01
12.01
15.01
16.01
17.01
19.01
С.57-76
22.01
С.57-76
23.01
С.57-76
24.01
С.57-76
26.01
С.57-76
С.57-76
29.01
3031.01
2.02
С.57-76
С.76-106
5-6.02
7.02
9.02
8283
8485
Роман «Тихий Дон»
Жизнь донского казачества в романе-эпопее «Тихий
Дон». «Год великого перелома « в судьбах народных».
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе
«Тихий Дон». Женские судьбы в романе «Тихий Дон».
86
«Поднятая целина», «Они сражались за Родину»
Традиции Л. Толстого в изображении масштабных
событий в жизни народа.
87
Сочинение по роману «Тихий Дон» М.А.Шолохова.
8889
9091
9293
94
95
9697
98
99
Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и
стихии мира в лирике.
С.76-106
С.76-106
19.02
20.02
С.295-318
«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в
С.295-318
романе
Нравственные искания героя.
«Гамлет»,«3имняя ночь» (по выбору учителя и
учащихся).Стихи доктора Живаго
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности
языка к простоте поэтического слова. Проникновенный
лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака.
Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к
живым просторам, восторг перед миром природы.
Размышления о жизни, любви, природе искусства.
А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота
С.234-248
лирической интонации поэта.
«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема
С.234-248
прошлого, настоящего и будущего в свете
исторической памяти.
«Василий Теркин». Образ солдата.
Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.
Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах
Сталинграда», В.Быкова «Сотников» (обзор)
100- В.Кондратьев «Сашка» М.Карим «Помилование»
101
102 Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы
103 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»
104- В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героевС.256-295
105 чудиков. Герои Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик»
и др.
106- Н.Заболоцкий Лирика
107
108 А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Отражение
«лагерных университетов» в книге «Архипелаг ГУЛАГ»,
повести «Один день Ивана Денисовича»
12.02
13.02
14.02
16.02
2122.02
2627.02
28.02
1.03
4.03
5.03
6.03
11.03
12.03
13.03
15.03
18.03
1920.03
22.03
1.04
2-3.04
С.256-295
5.04
109- А.Солженицын «Матренин двор». Тип героя110 праведника.
111 Новейшая русская проза 80-90-х годов.
«Болевые точки» современной жизни в прозе
Ф.Абрамова. Повести «Пелагея» и «Алька».
112 Драматургия Вампилова.
Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».
113 Городская проза. Нравственные проблемы в рассказе
В.П.Астафьева «Людочка».
114 Взаимоотношения человека и природы в рассказах
1. В.П Астафьева «Царь-рыба».
115 Актуальные и вечные проблемы в повести «Прощание
с Матёрой»
116- Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина
117 «Живи и помни», «Последний срок» и др.
118- Из русской прозы конца XX начала XXI века -10
120 Б.П. Екимов, А.В. Иванов,В.С. Маканин
121- Новая искренность в литературе. В.О. Пелевин, М.
124 Петросян, Л.С. Петрушевская, З. Прилепин, В.А.
Пьецух, Д.И. Рубина, О.А. Славникова, Т.Н. Толстая,
Л.Е. Улицкая, Е.С. Чижова
125- Обобщение и систематизация изученного о литературе
127 20 века
128130 Практикум по сочинению
131
136 резерв
С.256-295
8-9.04
С.256-295
12.04
С.256-295
15.04
С.321-335
16.04
С.321-335
17.04
С.321-335
19.04
С.321-335
2223.04
24.04
26.04
3.05
6.05
7-8.05
С.336-344
1315.05
17.05
2021.05
22.05
24.05