Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №117
с углубленным изучением иностранных языков имени Аскина Гайфутдина
Гафиятовича» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО учителей
русского языка и литературы
_________ Хайбуллина А.Д.
Протокол №1 от
30.08 2023г.
Заместитель директора УВР
________ Мардамшина С.В.
Протокол №1 от
30.08.2023г.
Директор МАОУ «Школа №117
С УИИЯ»
_____________ О.В.Кабирова
Приказ №255 от 30.08.2023г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Литература
для обучающихся 9 классов
(календарно-тематическое планирование)
Составитель:
Хайбуллина А.Д.,
Мирхаева Б.Ф.,
учитель русского языка
и литературы
Уфа 2023
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе
9 класс, 3 часа в неделю
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Наименование разделов и тем уроков
Литература как искусство слова и ее роль в
духовной жизни человека. Выявление уровня
литературного развития учащихся.
Литература о Древней Руси. Самобытный характер
древнерусской литературы. «Слово о полку
Игореве» - величайший памятник древнерусской
литературы.
Художественные особенности «Слова…»:
самобытность содержания, специфика жанра,
образов, языка.
Р.Р. №1 Подготовка к домашнему сочинению по
"Слову о полку Игореве".
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая
характеристика русской литературы XVIII века.
Особенности русского классицизма
М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и
системы стихосложения. «Вечернее размышление о
Божием величестве при случае великого северного
сияния».
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)».
Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и
просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи
просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина.
Обличение несправедливости в стихотворении
«властителям и судиям». Высокий слог и ораторские
интонации стихотворения.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина.
«Памятник». Оценка в стихотворении собственного
поэтического творчества. Мысль о бессмертии
поэта. Традиции и новаторство в лирике поэта.
Н.М. Карамзин. Повесть "Бедная Лиза". Сюжет и
герои повести.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Черты
сентиментализма в повести.
Внимание писателя к внутренней жизни человека.
Утверждение общечеловеческих ценностей.
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Новые черты русской литературы.
Р.Р.№2 Подготовка к домашнему сочинению
«Бедная Лиза-героиня, которая умеет любить».
Общая характеристика русской и мировой литературы
XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия,
проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция,
публицистика, мемуарная литература
Дата проведения
А по
Б по
плану
плану
Д по плану
01.09.2023
01.09.2023
01.09.2023
05.09.2023
04.09.2023
05.09.2023
06.09.2023
06.09.2023
07.09.2023
08.09.2023
08.09.2023
08.09.2023
12.09.2023
11.09.2023
12.09.2023
13.09.2023
13.09.2023
14.09.2023
15.09.2023
15.09.2023
15.09.2023
19.09.2023
18.09.2023
19.09.2023
20.09.2023
20.09.2023
21.09.2023
22.09.2023
22.09.2023
22.09.2023
26.09.2023
25.09.2023
26.09.2023
27.09.2023
27.09.2023
28.09.2023
29.09.2023
29.09.2023
29.09.2023
03.10.2023
02.10.2023
03.10.2023
04.10.2023
04.10.2023
05.10.2023
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Романтическая лирика начала XIX века. В.А.
Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море».
«Невыразимое». Границы выразимого в слове и
чувстве. Возможности поэтического языка.
Отношение романтика к слову.
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра
баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык
баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образысимволы.
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания.
Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности
композиции комедии
Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова
«Горе от ума».
Фамусовская Москва в комедии А.С.Грибоедова
«Горе от ума».
Чацкий в системе образов комедии.
Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Чацкий в системе образов комедии.
Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Р.Р. №3 Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума». Преодоление канонов классицизма в
комедии. Обучение анализу эпизода
драматического произведения.
И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».
Р.Р. №4 Подготовка к домашнему сочинению по
комедии «Горе от ума».
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в
восприятии современного читателя («Мой
Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве
Пушкина.
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву».
Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы
и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю»,
«Анчар».
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.
Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная
мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».
Адресаты любовной лирики поэта.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
«Пророк», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…», «Бесы». Раздумья о смысле
жизни, о поэзии.
Контрольная работа №1 по романтической
лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума»,
лирике А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.
Герои поэмы. Противоречие двух миров:
цивилизованного и естественного.
Индивидуалистический характер Алеко.
06.10.2023
06.10.2023
06.10.2023
10.10.2023
13.10.2023
09.10.2023
13.10.2023
10.10.2023
12.10.2023
17.10.2023
16.10.2023
13.10.2023
18.10.2023
18.10.2023
17.10.2023
20.10.2023
20.10.2023
19.10.2023
24.10.2023
23.10.2023
20.10.2023
25.10.2023
25.10.2023
24.10.2023
27.10.2023
07.11.23
27.10.2023
08.11.23
26.10.2023
07.11.23
08.11.23
10.11.23
27.10.2023
10.11.23
13.11.23
09.11.23
14.11.23
15.11.23
10.11.23
15.11.23
17.11.23
14.11.23
17.11.23
20.11.23
16.11.23
21.11.23
22.11.23
17.11.23
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История
создания. Замысел и композиция романа. Сюжет.
Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская
строфа.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и
Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
Анализ двух писем.
Автор как идейно-композиционный и лирический
центр романа. Роль лирических отступлений.
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как
энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Пушкинский роман в зеркале критики:
В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев,
Ф.М.Достоевский, философская критика начала
ХХ века. Роман А..Пушкина и опера
П.И.Чайковского.
Р.Р.№5 Подготовка к домашнему сочинению по
роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Внеклассное чтение. №1 А.С.Пушкин. «Моцарт и
Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа
мировосприятия персонажей трагедии. Их
нравственные позиции в сфере творчества.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы
вольности и одиночества в лирике
М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…»,
«Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…».
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.»
Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу
печали…», «Есть речи – значенье…».
Любовные адресаты лирики М.Ю. Лермонтова и
послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я
люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»,
«Нищий».
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
«Дума», «Родина», «Предсказание». Тема России и
ее своеобразие. Характер лирического героя его
поэзии.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый
психологический роман в русской литературе,
роман о незаурядной личности. Обзор содержания.
Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
Печорин как представитель «портрета поколения».
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим
Максимыч».
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия
его характера. «Тамань», «Княжна Мери»,
«Фаталист».
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия
22.11.23
24.11.23
21.11.23
24.11.23
27.11.23
23.11.23
28.11.23
29.11.23
24.11.23
29.11.23
01.12.23
28.11.23
01.12.23
04.11.23
30.11.23
05.12.12
06.12.23
01.12.23
06.12.23
08.12.23
05.12.23
08.12.23
11.12.23
07.12.23
12.12.23
13.12.23
08.12.23
13.12.23
15.12.23
12.12.23
15.12.23
18.12.23
14.12.23
19.12.23
20.12.23
15.12.23
20.12.23
22.12.23
19.12.23
22.12.23
25.12.23
21.12.23
26.12.23
27.12.23
22.12.23
26.12.23
27.12.23
27.12.23
28.12.23
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
его характера. «Тамань», «Княжна Мери»,
«Фаталист».
29.12.23
Печорин в системе мужских образов романа.
Дружба в жизни Печорина.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь
в жизни Печорина.
Споры о романтизме и реализме романа «Герой
нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и
роман «Герой нашего времени» в оценке
В.Г.Белинского.
Р.Р.№6 Подготовка к сочинению роману «Герой
нашего времени».
Контрольная работа №2 по лирике
М.Ю.Лермонтова.
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые
творческие успехи. «Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика
первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души».
Замысел, история создания, особенности жанра и
композиции. Смысл названия поэмы.
Р.Р.№7 Система образов поэмы «Мертвые души».
Обучение анализу эпизода.
Образ города в поэме «Мертвые души»
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа в замысле поэмы
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и
живые души. Эволюция образа автора.
Соединение комического и лирического начал в поэме
«Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского
Р.Р.№8 Подготовка к сочинению-рассуждению по
поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.
«Бедность не порок». Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на
героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как
жанр драматургии
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества.
Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые
ночи» . Черты его внутреннего мира.
Роль истории Настеньки в повести Ф.М.
Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Достоевского.
Развитие понятия о повести
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества.
«Юность» как часть автобиографической трилогии.
Формирование личности героя повести, его
духовный конфликт. Психологизм, роль
внутреннего монолога в раскрытии души героя
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть
чиновника». Эволюция образа «маленького
человека» в русской литературе XIX века и
29.12.23
29.12.23
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
чеховское отношение к нему. Боль и негодование
автора
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в
мире. Образ многолюдного города и его роль в
рассказе. Развитие представлений о жанровых
особенностях рассказа
Р.Р. №9 Подготовка к сочинению-ответу на
проблемный вопрос «В чем особенности
изображения внутреннего мира героев русской
литературы XIX века?» На примере
произведений А.П.Чехова, А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.
Внеклассное чтение.№2 Эмоциональное богатство
русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах
Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие
представления о жанрах лирических произведений
Русская литература XX века: многообразие жанров и
направлений.
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные
аллеи». История любви Надежды и Николая
Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи».
Лиризм повествования
А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес
издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я
хочу безумно жить…». Высокие идеалы и
предчувствие перемен. Своеобразие лирических
интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в
лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди
меня завтра рано…», «Край ты мой
заброшенный…»
Размышления о жизни, любви, природе,
предназначении человека в лирике С.А.Есенина.
«Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не
плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народнопесенная основа лирики С.А.Есенина.
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!»,
«А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство поэзии
Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества.
«Собачье сердце» как социально -философская
сатира на современное общество. История создания
и судьба повести. Система образов повести.
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая
позиция автора Смысл названия. Художественная
условность, фантастика, сатира. Гротеск и их
художественная роль в повести
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи
о поэзии, о любви, о жизни и смерти», «Идешь, на
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что
вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда
такая нежность?» Особенности поэтики.
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле
М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и
новаторство в творческих поисках поэта.
Елабужский период
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические
интонации в любовной лирике.
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии.
Особенности поэтики.
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с
природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не
ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле
Магадана…», «Завещание», «Можжевеловый куст»,
«О красоте человеческих лиц».
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба
человека».
Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба
Родины. Образ главного героя.
Особенности авторского повествования в рассказе
«Судьба человека». Композиция рассказа, автор и
рассказчик, сказовая манера повествования.
Роль пейзажа, широта реалистической типизации,
особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказеэпопее.
Р.Р. №10 Сочинение-рассуждение по рассказу
М.А.Шолохова «Судьба человека».
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и
современность в стихах о природе и любви.
«Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в
лесу»
Б.Л.Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво,,,»,
«Во всем мне хочется дойти…». Философская
глубина лирики Пастернака
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о
Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и
стиль стихотворений «Урожай», «Весенние
строчки», «Я убит подо Ржевом…».
Проблемы интонации стихов о войне.
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин
двор». Картины послевоенной деревни. Тема
праведничества в рассказе
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»
Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказапритчи
Русская поэзия «серебряного века».
Контрольная работа №3 по произведениям
литературы.
Внеклассное чтение.№3 «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ
веков
93. Внеклассное чтение.№4 «Музыка поэзии».
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ
веков
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века
Внеклассное чтение.№5 Античная лирика. Катулл.
Чувства и разум в любовной лирике поэта. «Нет, ни
одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь
служить…».
Внеклассное чтение.№6 Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги
стихотворцев. Традиции оды Горация в русской
поэзии
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная
комедия». Множественность смыслов поэмы и ее
универсально-философский характер
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм
эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение
героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его
конфликте с реальным миром «расшатавшегося
века»
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский
характер трагедии.
Гамлет как вечный образ мировой литературы
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха
Просвещения.
Обобщение и систематизация изученного.
№
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
Наименование разделов и тем уроков
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни
человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Литература о Древней Руси. Самобытный характер
древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» величайший памятник древнерусской литературы.
Художественные особенности «Слова…»: самобытность
содержания, специфика жанра, образов, языка.
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая
характеристика русской литературы XVIII века. Особенности
русского классицизма
М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы
стихосложения. «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы
Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира,
науки и просвещения.
Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и
гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение
несправедливости в стихотворении «властителям и судиям».
Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка
в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль
о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике поэта.
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в
Москву». Изображение русской действительности. Критика
крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. «Бедная Лиза».
Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение
общечеловеческих ценностей.
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение
сентиментализма. Новые черты русской литературы.
Р.Р. Сочинение-рассуждение «Литература XVIII века в
восприятии современного читателя».
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия
XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная
литература
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь
и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». «Светлана».
Нравственный мир героини. Язык баллады: фольклорные
мотивы, фантастика, образы-символы.
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума».
Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Особенности композиции
комедии. Фамусовская Москва в комедии.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Чацкий в системе образов
комедии.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Общечеловеческое звучание
персонажей комедии.
Р.Р. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Язык комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в
комедии.
Р.Р. Сочинение-рассуждение по комедии Грибоедова «Горе от
ума».
по
плану
Дата проведения
факт. по
факт.
плану
06.09
01.09
07.09
01.09
07.09
06.09
13.09
08.09
14.09
08.09
14.09
13.09
20.09
15.09
21.09
15.09
21.09
20.09
27.09
22.09
28.09
22.09
28.09
27.09
04.10
29.09
05.10
29.09
05.10
04.10
12.10
06.10
12.10
06.10
18.10
13.10
19.10
13.10
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии
современного читателя («Мой Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема
свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике
А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «
На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь
ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Бесы». Раздумья о
смысле жизни, о поэзии.
Р.Р. Сочинение-рассуждение по лирике А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы.
Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.
Индивидуалистический характер Алеко.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.
Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах.
Система образов. Онегинская строфа
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Трагические итоги жизненного пути
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и
Ольга
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух
писем
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
Роль лирических отступлений
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как
энциклопедия русской жизни. Реализм романа
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский,
Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская
критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера
П.И.Чайковского.
Р.Р. Сочинение-рассуждение по роману в стихах А.С.Пушкина
«Евгений Онегин».
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери».
Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия
персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере
творчества.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и
одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть
поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи –
значенье…»
Любовные адресаты лирики М.Ю. Лермонтова и послания к
ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но
твой портрет…», «Нищий»
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума»,
«Родина», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие.
Характер лирического героя его поэзии.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый
психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность
композиции. Век Лермонтова в романе.
19.10
18.10
25.10
20.10
26.10
20.10
26.10
25.10
08.11
09.11
27.10
27.10
09.11
08.11
15.11
10.11
16.11
10.11
16.11
15.11
22.11
17.11
23.11
17.11
23.11
22.11
29.11
24.11
30.11
24.11
30.11
29.11
06.12
01.12
07.12
01.12
07.12
06.12
13.12
08.12
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин как
представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в
главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин в системе
мужских образов романа.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Журнал Печорина»
как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна
Мери», «Фаталист»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин в системе
женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
Р.Р. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего
времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего
времени» в оценке В.Г.Белинского.
Р.Р. Сочинение-рассуждение по лирике М.Ю.Лермонтова,
роману «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие
успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.
Н.В.Гоголь «Мертвые души». Замысел, история создания,
особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
Н.В.Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы.
Образ города в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Н.В.Гоголь «Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и
как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
Р.Р. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и
живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического
и лирического начал в поэме «Мертвые души».
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в оценках В.Г.Белинского.
Р.Р. Сочинение-рассуждение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые
души».
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не
порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и
угроза его распада.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы
«Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип
«петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его
внутреннего мира.
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые
ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского. Развитие понятия о повести
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как
часть автобиографической трилогии. Формирование личности
героя повести, его духовный конфликт. Психологизм, роль
внутреннего монолога в раскрытии души героя
А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника».
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе
XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование
автора
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ
многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие
представлений о жанровых особенностях рассказа
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В
чем особенности изображения внутреннего мира героев русской
литературы XIX века? На примере произведений А.П.Чехова,
А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого.
14.12
08.12
14.12
13.12
20.12
15.12
21.12
15.12
21.12
20.12
27.12
22.12
28.12
22.12
28.12
27.12
29.12
29.12
134.
135.
136.
137.
138.
139.
140.
141.
142.
143.
144.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии
Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие
представления о жанрах лирических произведений
Русская литература XX века: многообразие жанров и
направлений.
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи».
История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм
повествования
А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О,
весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…».
Высокие идеалы и предчувствие перемен.
А.А. Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и
ритмы поэта.
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике
С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…»,
«Край ты мой заброшенный…»
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении
человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине».
Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина. «Не жалею, не
зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая».
В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли
бы?», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского.
В.В. Маяковский. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Словотворчество поэзии.
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»
как социально -философская сатира на современное общество.
История создания и судьба повести. Система образов повести.
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора
Смысл названия. Художественная условность, фантастика,
сатира. Гротеск и их художественная роль в повести
Р.Р. Сочинение-рассуждение по повести М.А.Булгакова
«Собачье сердце».
М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о
любви, о жизни и смерти», «Идешь, на меня похожий…»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи
к Блоку», «Откуда такая нежность?» Особенности поэтики.
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой
«Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих
поисках поэта. Елабужский период
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в
любовной лирике.
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики.
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой,
любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в
природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Завещание»,
«Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц».
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».
Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
Образ главного героя.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба
человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая
манера повествования.
Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее Судьба человека».
Р.Р. Сочинение-рассуждение по рассказу М.А.Шолохова
«Судьба человека».
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в
стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…»,
«Перемена», «Весна в лесу»
Б.Л.Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне
хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака
А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о
природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».
Проблемы интонации стихов о войне.
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины
послевоенной деревни. Тема праведничества в рассказе
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее
судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи
Р.Р. Сочинение-рассуждение по рассказу А.И.Солженицына
«Матренин двор».
Русская поэзия «серебряного века».
Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков
Р.Р. Сочинение-рассуждение по русской лирике ХХ века
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Чувства и разум
в любовной лирике поэта. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет,
не надейся приязнь служить…».
Внеклассное чтение. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг
памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды
Горация в русской поэзии
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия».
Множественность смыслов поэмы и ее универсальнофилософский характер
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи
Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром
«расшатавшегося века»
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер
трагедии.
Гамлет как вечный образ мировой литературы
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения.
Теория литературы
Обобщение и систематизация изученного.