Русский язык 11Б класс РП,КТП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 11б класса

Составитель:
учитель русского языка
и литературы Кайгулова З.З.

Уфа 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального перечня учебников,
допущенных к использованию в образовательном процессе, учебного плана МАОУ
«Школа №117 с УИИЯ» и приведена в соответствие с Федеральной образовательной программой среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования").».
Рабочая программа по русскому языку на базовом уровне для 10-11 классов ориентирована на использование УМК:
1.
Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
2.
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. Русский язык: учебник для
10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М.: «Русское словоучебник», 2021 г.
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Цели изучения курса «Русский язык» в 10-11 классах
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса
«Русский язык», основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в
их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными
разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в
Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в
обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для
языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи
используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены
разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ
текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает
расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление
знаний о языке.
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих
целей:
•
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
•
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

•
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой
норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
•
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых
случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения;
и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
•
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике,
в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование
нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях
общения.
Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому
языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение
и обобщение изученного в начале и конце года».
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет
на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно
ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в
установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка.
Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики,
элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая
и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами
речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Методы и приемы обучения
Основными методами обучения являются наблюдение и опыт; сравнение; анализ
и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.
Информационно-развивающие методы обучения:
а) передача информации в готовом виде;
б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными
базами данных – использование информационных технологий).
Проблемно-поисковый метод: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми
группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.
Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения
по образцу, упражнения на тренажерах.
Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.
Методические приемы – анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство,
абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов,
понятий, приемы воображения и запоминания.
Средства обучения
1. Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (учебник, учебное пособие учителя, справочники);
- дидактический раздаточный материал.
2. Наглядные пособия и наглядно-дидактические: демонстрационные плакаты,
(настенные) таблицы, модели.
3. Информационно-коммуникационные средства:
- информационные сайты;
- интернет-ресурсы;
- мультимедийные энциклопедии;
- аудиозаписи.
4.Технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Критерии оценивания результатов обучения по русскому языку
I. Оценивание устных ответов обучающихся (учитывается полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа).
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда
на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II.Оценивание сочинений

(учитывается умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания).
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и
речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания обучающихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1)
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли;
2)
полнота раскрытия темы;
3)
правильность фактического материала;
4)
последовательность и логичность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
1)
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2)
стилевое единство и выразительность речи;
3)
число речевых недочётов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного выше, то при оценке
работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы (повышение количество допустимых оценок на указанное число единиц). При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается
во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
III.Оценивание письменных контрольных работ
В контрольной работе, состоящей из фонетического, лексического, орфографического, грамматического задания, рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится за работу,
в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой выполнено менее половины заданий.
Требования к подготовке учащихся
В ходе преподавания русского языка в 10-11 классах, работы над формированием у
обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание
на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
•
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения
заданных и конструирования новых алгоритмов;
•
решения разнообразных классов заданий из различных разделов курса, в том
числе требующих поиска пути и способов решения;
•
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языковых средств;
•
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
•
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями
опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с
учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки
зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты
норм и речевые нарушения, нацеливает на применение полученных учащимися знаний и
умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических
словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
•

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык"
Личностные результаты обучения:
•
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной;
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
•
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
учебно-исследовательской и других видах деятельности;
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
•
эстетическое отношение к миру;
•
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты обучения:
•
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
•
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
•
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
•
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Выпускник научится:
•
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
•
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
•
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
•
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
•
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
•
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
•
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
•
использовать знание алфавита при поиске информации;
•
различать значимые и незначимые единицы языка;
•
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
•
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова
по заданным параметрам их звукового состава;
•
членить слова на слоги и правильно их переносить;

•
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
•
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
•
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
•
проводить лексический анализ слова;
•
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
•
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
•
проводить морфологический анализ слова;
•
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
•
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
•
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
•
находить грамматическую основу предложения;
•
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
•
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;
•
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
•
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
•
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
•
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
•
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
•
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
•
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
•
опознавать различные выразительные средства языка;
•
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
•
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;
•
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
•
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
•
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

•
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Структура курса"Русский язык"
11б класс. 3 часа в неделю. Всего 102 часа.
Количество
часов

Названия разделов курса
Повторение и обобщение пройденного

7

Синтаксис и пунктуация

48

Культура речи

6

Стилистика

15

Из истории русского языкознания

10

Повторение

16
Итого

102

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 11 классе (базовый уровень)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Основные синтаксические единицы.
Основные принципы русской пунктуации.
Основные пунктуационные нормы русского языка.
Трудные случаи пунктуации.
Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний.
Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении.
Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре.

Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения.
Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении.
Соединительное тире.
Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении.
Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах.
Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением.
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания при вставных конструкциях.
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи.
Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания.
Вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и тире.
Многоточие и другие знаки препинания.
Скобки и другие знаки препинания.
Кавычки и другие знаки препинания.
Факультативные знаки препинания.
Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения.
Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Основные коммуникативные качества речи и их оценка.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а
также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили.
Классификация функциональных стилей.
Научный стиль.
Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль.
Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Информационная переработка текста.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения.

Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И.
Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Учебно-методическое обеспечение курса «Русский язык» в 10-11 классах
1. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. –. - М.: «Русское слово », 2021
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н.Г.
Гольцова, М.А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020. – 304 с.
3. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 класы» (Авторы Н.Г.
Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) Н.Г. Гольцова.. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2020.
4.
Цыбулько И.П. Русский язык: учеб. пособие / И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева. –
М.: Дрофа, 2020.
5.
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки:
учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 4-е, перераб. – Ростов н/Д: Легион, 2020.
6.
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы.
– Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2020
7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное
пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. Отношения, 1995. – 560 с.
8.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д.Э. Розенталь, Е.В. Джанджакова, Н.П. Кабанова. – 7-е изд.
– М: Айрис-пресс, 2010. – 496с. – (От А до Я).
9. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Коммисарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В. Русский
язык. 11 кл.: учебн. Для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. – 2-е
изд., перераб. – М.: Баласс, 2016. – 272 с.; ил. (Образовательная система «Школа 2100».
Серия «Свободный ум»).

Медиаресурсы
1. 1С Репетитор. Сдаём ЕГЭ по русскому языку.
2. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – 4000 заданий! Фраза. 2020.
3. Открытый класс. Сетевые сообщества.http://www.openclass.ru/sub/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%
D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
4. Методическая лаборатория русского языка и литературы.
http://ruslit.metodist.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1.
5. Сайт МО и науки РФ. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.
6. Министерство РФ и науки. Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/4/mc/discipline%20OO/mi/4.01/p/page.html.
7.
Официальный информационный портал ЕГЭ. http://www.ege.edu.ru/ru/.
8. ФИПИ https://fipi.ru/o-nas/novosti/proyekty-kim-ege-2022-goda

ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по русскому языку
для 11б класса
(календарно-тематическое планирование)

Составитель:
учитель русского языка
и литературы Кайгулова З.З.

Уфа 2023

Календарно-тематическое планирование курса "Русский язык" для 11б класса
3 часа в неделю, всего 102 часа

№№

Название раздела, тема урока

Параграфы,
страницы, главы,
номера

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
1-2

3-5

6

9-10

Словосочетание. Виды синтаксической связи

ФАКТ

4.09
6.09
7.09
11.09

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи
Входная контрольная работа с грамматическим
заданием

7-8

11

ПЛАН

Повторение и обобщение пройденного по фонетике,
графике, орфоэпии и орфографии
Повторение по теме «Морфемика и словообразование»
Обобщающее повторение частей речи

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные принципы русской пунктуации

Сроки проведения

13.09
14.09

§68
§69
§70

РР. Обучение сочинению в формате ЕГЭ.

18.09
20.09
21.09
25.09
27.09

Предложение

1214
1517

Простое предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений
Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные
и отрицательные

§71
§72-74

28.09
2.10
4.10
5.10
9.10
12.10

Виды предложений по структуре
1820

2123

Виды предложений по структуре. Двусоставные и
односоставные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения
Полные и неполные предложения
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения
Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
Знаки препинания при однородных членах, соеди-

§75-77
§75-77
§78

16.10

18-19.10

§79-80
§81-85

23.10

2426

ненных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами
Обобщающие слова при однородных членах
Контрольная работа

25.10
26.10
§86-87

Обособленные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения
27- Обособленные члены предложения. Обособленные и
§88
29 необособленные определения и приложения
§89
Обособленные обстоятельства и дополнения
§90
§91

3032
33
35
3639
4041
4244
4547

4850
5153

5455
5658

5961

Знаки препинания при словах и конструкциях,
грамматически не связанных с предложением
Уточняющие, пояснительные и присоединительные
члены предложения
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при обращениях
Вводные слова
Вставные конструкции
Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно - восклицательные слова
Контрольная работа
Сложное предложение
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

§92
§93
§94
§95
§95
§96

8.11
9.11
13.11

15.11
16.11
20.11

22.11
23 ,11
27.11
29.11
30.11
4.12
6.12
7.12
11.12
13-14.12

§97-98
§99
§100
§101

Сложное предложение с разными видами союзной и
бессоюзной связи
Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац
Контрольная работа

§100101
§102103

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания
при прямой речи
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания
при цитатах
РР. Сочинение - рассуждение

§104105
§106107

18.12
20.12
21.12
25.12
26-27.12
10.01
11.01
15.01
17.01
18.01
22.01
24.01
25.01
29.01
31.01
1.02
5.02
7.02

8.02
Сочетание знаков препинания

§108

12.02

Факультативные знаки препинания
Авторская пунктуация

§109
§110

14-15.02
19.02
21-22.02

6870

Культура речи. Язык и речь. Правильность русской
речи. Типы норм литературного языка. О качествах
хорошей речи. Культура публичной речи. Культура
разговорной речи

§111116

7173

Функциональные стили и типы речи.

§117,
122
§117

6264
6567

7476

Научный стиль. Информационная переработка текста
Официально - деловой стиль.
Публицистический стиль.

7779

Разговорный стиль. Особенности литературно - художественного стиля

§118
§119
§120121

Контрольная работа
8082

8385

8688

8991
9294

Урок - семинар. Из истории русского языкознания.
М. Ломоносов. А. Востоков. Ф. Буслаев. В. Даль. Я.
Грот. А. Шахматов. Л. Щерба. Д. Ушаков. В. Виноградов. С. Ожегов
Трудные случаи правописания: правописание приставок пре- /при- ; правописание о, ё после шипящих
Трудные случаи правописания: правописание н и нн
в прилагательных и причастиях
Трудные случаи правописания: правописание наречий
Трудные случаи правописания: слова - исключения
(гласные и согласные буквы
Трудные случаи пунктуации: обособленные члены
предложения
Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в
сложном предложении
Трудные случаи пунктуации: цитирование

9597

Итоговая контрольная работа
Анализ работ

98
99102

Повторение, обобщение изученного

26.02
28-29.02

4.03
6-7.03
11.03
13-14.03
18.03
20.03
21.03

Стр.352369
Упр.
112, 142
Упр.
216, 268
Упр.
287
Упр. 96,
125
Упр.
395, 396
Упр.
451
Упр.
486

1.04
3-4.04
8.04
11.04
15.04
17.04
18.04
22.04
24-25.04
6.05
8.05
13.05
15.05
16.05
20.05
22.05
23.05

Резервные часы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».