РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) на основе программы К.В.Шевелева «Математика для дошкольников». Возраст обучающихся 5,5 – 7 лет. Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 25 мин. Планируется распределение материала на 70 часов в год из расчета 2 часа в неделю. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: - знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; - сравнение и сопоставление; - выделение общего и различного; - осуществление классификации; - установление аналогии; 2 -самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: - осуществление действия по образцу и заданному правилу; - сохранение заданной цели; - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - осуществление контроля своей деятельности по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; - ориентация на партнера по общению; -умение слушать собеседника; задавать вопросы. Личностные УУД: - мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Предметные результаты. Ребенок научится: - различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм), по цвету, по размеру; - считать от 0 до 20 и в обратном направлении; - определять количество предметов в пределах 20, соотносить количество с цифрами; - ориентироваться в пространстве, времени; - ориентироваться в тетради в клетку; - выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; 3 - устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; - присчитывать и отсчитывать по одному, по два; - использовать основные правила построения линейного орнамента; - оперировать простейшими геометрическими понятиями: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная, замкнутая и разомкнутая линии; - различать понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко; - различать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к; 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» 1. Количество и счет (11 занятий) • числа от 1 до 20; • порядковый счет в пределах 20 (первый, второй...); • прямой и обратный счет в пределах 20; • нахождение и сравнение чисел-соседей; • решение простейших арифметических задач. Для обучения детей по теме «Количество и счет» используется рабочая тетрадь «Занимательная математика» (К.В. Шевелёв) 2. Величина (16 занятий) • сравнение предметов по форме; • сравнение предметов по цвету; • сравнение предметов по размерам; • сравнение предметов по длине и высоте; 4 • сравнение предметов по ширине и толщине; • введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету; • нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 12 признакам; • подбор и группировка предметов по 1-2 признакам; • изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма); • методы наложения и приложения; • прием попарного сравнения. 3. Ориентировка в пространстве (13 занятий) • ориентировка на листе в клеточку; • ориентировка в клеточке; • ориентировка в кабинете по словесной инструкции; • понятия: слева, справа, вверху, внизу; • направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад; • формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже; • использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к. Тема «Ориентировка в пространстве» представлена в рабочих тетрадях «Занимательная математика», «Задачки в клеточках». 5 4. Ориентировка во времени (9 занятий) • название дней недели; • название месяцев; • времена года, год; • формирование представлений: утро, день, вечер, ночь; • формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера. 5. Простейшие геометрические представления (8 занятий) • точка, луч, угол, отрезок; • прямая, горизонтальная и вертикальная линии; • ломаная и кривая линии; • разомкнутые и замкнутые линии; • ученическая линейка, ее практическое использование; • знакомство с мерой длины — сантиметром. Для изучения темы «Простейшие геометрические представления» используется рабочая тетрадь «Занимательная геометрия» (К.В. Шевелёв). 6. Геометрические фигуры (13 занятий) • треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник; • углы, стороны, вершины фигур; • измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки; • выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам; • группировка фигур по 1-2 признакам; • деление фигур на равные и неравные части; 6 • сборка целых фигур из 4-8 частей. Тема «Геометрические фигуры» представлена в рабочей тетради «Занимательная геометрия». Итого 70 занятий. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» № п\п Тема Кол-во часов 1 Количество и счёт 11 2 Величина 16 3 Ориентировка в пространстве 13 4 Ориентировка во времени 9 5 Простейшие геометрические представления 8 6 Геометрические фигуры 13 15 Итого 70 7 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Количество часов 1 Графические задачи 1 2 Ориентирование в пространстве 1 3 Геометрические фигуры 1 4,5 Счет до 11 2 6 Число 11 1 7 Решение задач 1 8 Ромб 1 9 Логическая задача 1 10 Ориентирование в пространстве 1 11.12 Счет до 12 2 13 Число 12 1 14 Решение задач 1 15 Трапеция 1 16 Графический диктант 1 17 Сравнение групп предметов 1 18.19 Счет до 13 2 20 Число 13 1 21 Ориентировка во времени 1 8 22 Параллелограмм 1 23 Ориентировка во времени 1 24 Сравнение предметов по признакам 1 25 Ориентирование по плану 1 26.17 Сравнение предметов по площади 2 28 Проверочная работа 29.30 Счет до 14 1 2 31 Число 14 1 32 Порядковый счет 1 33 Многоугольник 1 34,35 Счет до 15 2 36 Число 15 1 37 Решение задач 1 38 Логические задачи 1 39 Сравнение предметов по признакам 1 40 Точка. Прямая линия. 1 41.42 Счет до 16 2 43 Число 16 1 44 Решение задач 1 45 Кривая, ломаная (незамкнутая, замкнутая) линии 1 46 Ориентировка во времени 1 47 Проверочная работа 1 9 48.49 Счет до 17 2 50 Число 17 1 51 Логические задачи 1 52 Луч. Отрезок. 1 53 Сравнение групп предметов 1 54 Угол 1 55.56 Счет до 18 2 57 Число 18 1 58 Порядковый счет 1 59 Длина отрезка. Единица измерения –сантиметр. 1 60 Ориентировка в пространстве 1 61 Измерение длин сторон фигур 1 62.63 Счет до 19 2 64 Число 19 1 65 Решение задач 1 66 Геометрические тела. Шар. Куб. 1 67 Масса предмета. Единица измерения - килограмм 1 68.69 Счет до 20 70 2 Число 20 1 Итого 70 10 Список литературы: 1. Шевелев К.В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет.- М.:2009 2. ШевелевК.В. Конспекты занятий по математике с детьми 6-7 лет.- М.:2010 3. Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 80 с. 4. Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с. 5. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014 – 64с. 6. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие –М.:ТЦ Сфера, 2012. 7. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Рабочие тетради для детей 1. Шевелев К.В. Готовимся к школе (в 2х частях). Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет. 2. Шевелев К.В. Занимательная геометрия. Рабочая тетрадь для дошкольников 5-6 лет. 11 12