РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при
подготовке к школе) на основе программы

К.В.Шевелева «Математика для

дошкольников».
Возраст обучающихся 5,5 – 7 лет.
Длительность каждого занятия для детей данного возраста – 25 мин.
Планируется распределение материала на 70 часов в год из расчета 2 часа в
неделю.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
- знаково-символическое моделирование и преобразование объектов;
-

анализ

объектов

с

целью

выделения

признаков

(существенных,

несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием, выполнением недостающих элементов;
- сравнение и сопоставление;
- выделение общего и различного;
- осуществление классификации;
- установление аналогии;
2

-самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных
условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме.
Регулятивные УУД:
- осуществление действия по образцу и заданному правилу;
- сохранение заданной цели;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- осуществление контроля своей деятельности по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:

овладение

определенными

вербальными

и

невербальными средствами общения;
- эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками;
- ориентация на партнера по общению;
-умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД:
- мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к
школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм), по цвету,
по размеру;
- считать от 0 до 20 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 20, соотносить количество с
цифрами;
- ориентироваться в пространстве, времени;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
3

- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
- использовать основные правила построения линейного орнамента;
- оперировать простейшими геометрическими понятиями: точка, луч, угол,
отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии, кривая, ломаная,
замкнутая и разомкнутая линии;
- различать понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко,
далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
- различать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
1.

Количество и счет (11 занятий)

• числа от 1 до 20;
• порядковый счет в пределах 20 (первый, второй...);
• прямой и обратный счет в пределах 20;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
Для обучения детей по теме «Количество и счет» используется рабочая
тетрадь «Занимательная математика» (К.В. Шевелёв)
2.

Величина (16 занятий)

• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
4

• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше,
одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже,
одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще,
одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные
по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 12 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.

3.

Ориентировка в пространстве (13 занятий)

•

ориентировка на листе в клеточку;

•

ориентировка в клеточке;

•

ориентировка в кабинете по словесной инструкции;

•

понятия: слева, справа, вверху, внизу;

•

направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу

вверх, вперед, назад;
•

формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко,

низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
•

использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.

Тема «Ориентировка в пространстве» представлена в рабочих тетрадях
«Занимательная математика», «Задачки в клеточках».
5

4.

Ориентировка во времени (9 занятий)

•

название дней недели;

•

название месяцев;

•

времена года, год;

•

формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;

•

формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.

5.

Простейшие геометрические представления (8 занятий)

•

точка, луч, угол, отрезок;

•

прямая, горизонтальная и вертикальная линии;

•

ломаная и кривая линии;

•

разомкнутые и замкнутые линии;

•

ученическая линейка, ее практическое использование;

•

знакомство с мерой длины — сантиметром.

Для

изучения

темы

«Простейшие

геометрические

представления»

используется рабочая тетрадь «Занимательная геометрия» (К.В. Шевелёв).
6.

Геометрические фигуры (13 занятий)

•

треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;

•

углы, стороны, вершины фигур;

•

измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической

линейки;
•

выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;

•

группировка фигур по 1-2 признакам;

•

деление фигур на равные и неравные части;
6

•

сборка целых фигур из 4-8 частей.

Тема

«Геометрические

фигуры»

представлена

в

рабочей

тетради

«Занимательная геометрия».

Итого 70 занятий.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РАЗВИТИЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»
№
п\п

Тема

Кол-во часов

1

Количество и счёт

11

2

Величина

16

3

Ориентировка в пространстве

13

4

Ориентировка во времени

9

5

Простейшие геометрические представления

8

6

Геометрические фигуры

13

15 Итого

70

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Количество
часов

1

Графические задачи

1

2

Ориентирование в пространстве

1

3

Геометрические фигуры

1

4,5

Счет до 11

2

6

Число 11

1

7

Решение задач

1

8

Ромб

1

9

Логическая задача

1

10

Ориентирование в пространстве

1

11.12 Счет до 12

2

13

Число 12

1

14

Решение задач

1

15

Трапеция

1

16

Графический диктант

1

17

Сравнение групп предметов

1

18.19 Счет до 13

2

20

Число 13

1

21

Ориентировка во времени

1

8

22

Параллелограмм

1

23

Ориентировка во времени

1

24

Сравнение предметов по признакам

1

25

Ориентирование по плану

1

26.17 Сравнение предметов по площади

2

28

Проверочная работа

29.30 Счет до 14

1
2

31

Число 14

1

32

Порядковый счет

1

33

Многоугольник

1

34,35 Счет до 15

2

36

Число 15

1

37

Решение задач

1

38

Логические задачи

1

39

Сравнение предметов по признакам

1

40

Точка. Прямая линия.

1

41.42 Счет до 16

2

43

Число 16

1

44

Решение задач

1

45

Кривая, ломаная (незамкнутая, замкнутая) линии

1

46

Ориентировка во времени

1

47

Проверочная работа

1
9

48.49 Счет до 17

2

50

Число 17

1

51

Логические задачи

1

52

Луч. Отрезок.

1

53

Сравнение групп предметов

1

54

Угол

1

55.56 Счет до 18

2

57

Число 18

1

58

Порядковый счет

1

59

Длина отрезка. Единица измерения –сантиметр.

1

60

Ориентировка в пространстве

1

61

Измерение длин сторон фигур

1

62.63 Счет до 19

2

64

Число 19

1

65

Решение задач

1

66

Геометрические тела. Шар. Куб.

1

67

Масса предмета. Единица измерения - килограмм

1

68.69 Счет до 20
70

2

Число 20

1
Итого

70

10

Список литературы:
1.

Шевелев К.В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет.-

М.:2009
2.

ШевелевК.В. Конспекты занятий по математике с детьми 6-7 лет.-

М.:2010
3.

Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез,

2005. — 80 с.
4.

Шевелев К.В. Авторская образовательная программа «Математика для

дошкольников». — М.: Издательство «Ювента», 2006. — 32 с.
5.

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет – М.:ТЦ Сфера, 2014 –

64с.
6.

Колесникова

Е.В.

Обучение

решению

арифметических

задач.

Методическое пособие –М.:ТЦ Сфера, 2012.
7.

Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе.

Рабочие тетради для детей
1.

Шевелев К.В. Готовимся к школе (в 2х частях). Рабочая тетрадь для

дошкольников 6-7 лет.
2.

Шевелев

К.В.

Занимательная

геометрия.

Рабочая

тетрадь

для

дошкольников 5-6 лет.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».