Положение
об организации индивидуального обучения на дому обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью
по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования
Муниципального автономного общеобразовательное учреждение
«Школа № 117 с углубленным изучением иностранных языков
имени Аскина Гайфутдина Гафиятовича»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 28
декабря 2024 года, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30
июня 2016 года № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает
право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому»; на основании
Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с
использованием дистанционных образовательных технологий от 10 декабря 2012 г.,
Методических рекомендаций об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья от 24 ноября 2021г., с инвалидностью от Письма
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об обучении лиц,
находящихся на домашнем обучении» № 05-283 от 7 августа 2018 года, а также Уставом и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение разработано в целях реализации права на получение
образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, в том числе детьмиинвалидами, по основным образовательным программам на дому и регулирует
взаимодействие между участниками образовательных отношений.
1.3. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ (ст.5), для реализации права каждого человека на образование
федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые
условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том
числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
1.4. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов,
которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение
по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования организуется на дому.
1.5. Индивидуальное обучение организуется для лиц, которым по состоянию
здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением
здравоохранения.
1.6. Основными задачами индивидуального обучения являются:
•
обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому при организации
образовательной деятельности;
•
реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения
заболевания, рекомендаций лечебного учреждения.
1.7.
Обучающиеся,
осваивающие
общеобразовательные
программы
по
индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
1.8. Утверждение программы обучения осуществляется на основании психологомедико-педагогических рекомендаций и утверждается приказом директора школы.
1.9. При организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, в том
числе детей-инвалидов, на дому допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения, индивидуальное и (или) групповое обучение, использование
электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий в
соответствии с законодательством.
2. Организация индивидуального обучения детей на дому
2.1. Учащиеся принимаются на обучение на дому по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия их родителя(ей) (законного(ых)
представителя(ей)), выраженного в письменном заявлении на имя руководителя школы об
организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого-медикопедагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключении
(медицинской справке) медицинской организации.
2.2. Для организации обучения учащегося на дому его родитель(и) (законный(ые)
представитель(и)) представляют в школу следующие документы:
заявление об организации обучения на дому по адаптированной основной
общеобразовательной программе (Приложение 1);
заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией
обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода
такого обучения;
заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
2.3. На основании заявления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) и
представленного пакета документов в школе издается приказ об организации обучения
учащегося на дому.
2.4. Между Организацией и родителем(ями) (законным(и) представителем(ями))
заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его
действия (Приложение 2).
2.5. Рекомендуется организовать обучение на дому в 3-х дневный срок с момента
представления родителем(ями) (законным(ми) представителем (ями)) пакета документов.
2.6. Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской
организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.
2.7. Для пролонгации организации обучения учащегося на дому его родитель(и)
(законный(е) представитель(и)) ежегодно на начало очередного учебного года представляют
письменные заявления и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с
рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с
указанием периода такого обучения.
Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его
пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода.
2.8. При непредоставлении родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями))
пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки)
обучение учащегося школой организовывается в составе класса, в контингент которого он
зачислен.
2.9. Досрочное прекращение обучения учащегося на дому возможно по
инициативе родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) учащегося на основании
заявления.
2.10. Организация обучения учащихся на дому осуществляется педагогическими
работниками школы или нескольких Организаций посредством сетевой формы реализации
образовательных программ.
2.11. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
учащихся на дому определяются адаптированной основной общеобразовательной
программой, индивидуализируемой в виде индивидуального учебного плана или
специальной индивидуальной программы развития при реализации соответствующего
варианта АООП (далее – СИПР).
2.12. Для обучения учащихся на дому школой разрабатывается индивидуальный
учебный план/ СИПР, календарный учебный график и индивидуальное расписание
занятий.
2.13. Индивидуальный учебный план/ СИПР разрабатывается психологопедагогическим консилиумом школы с учетом требований федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ/
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)/
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, отражает все
обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные
предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области с учетом
индивидуальных особенностей конкретного учащегося на дому.
2.14. Индивидуальный учебный план / СИПР учащегося содержит часы,
отведенные на обязательные занятия педагогических работников с учащимся, на обучение с
использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при
организации такого формата образования) и самоподготовку учащихся.
В индивидуальном учебном плане / СИПР представлены: перечень учебных
предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с
указанием количества часов, объема недельной образовательной нагрузки обучающегося,
часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, а также общего объема недельной
нагрузки.
2.15. Индивидуальный учебный план/ СИПР учащегося на дому согласовывается с
его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) и утверждается руководителем
школы.
2.16. Расписание занятий составляется школой с учетом мнения родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей)) учащегося. Расписание занятий утверждается
руководителем школы.
2.17. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том
числе отдельной ее части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины
образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией,
проводимой в формах, определенных учебным планом и положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся школы.
2.18. Персональные данные учащихся на дому, данные об их успеваемости за
триместр (четверть), полугодие, а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы
вносятся в журнал (электронный журнал) соответствующего класса школы.
2.19. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому
осуществляет классный руководитель, за реализацией индивидуального учебного плана/
СИПР – заместители руководителя школы.
2.20. Деятельность по социализации учащегося на дому, воспитательную
деятельность, связь с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) осуществляет
классный руководитель класса, в контингенте которого состоит учащийся.
2.21. Государственная
итоговая
аттестация
учащихся
на
дому по
адаптированным образовательным программам основного общего образования для
обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения
Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7
ноября 2018 г. № 189/1513; по адаптированным образовательным программам среднего
общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом
Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. № 190/1512.
2.22. Итоговая
аттестация
учащихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом Министерства
просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07 «О проведении
итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе анализа
результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных
аттестаций за последние три года обучения и представлена развѐрнутой характеристикой
обучающегося, отражающей сформированность его жизненных компетенций.
2.23. Выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим государственную
итоговую аттестацию, школой выдается документ государственного образца о
соответствующем уровне образования; выпускникам, обучавшимся на дому, успешно
прошедшим итоговую аттестацию – свидетельство об обучении.
3. Взаимодействие участников образовательных отношений
3.1. Школа:
предоставляет учащимся на дому на время обучения бесплатно учебники/ учебные
пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном
фонде школы;
обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана/ СИПР учащимся на
дому, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана учащимся на дому в
части психолого-педагогического сопровождения, коррекции и развития/ реализацию
СИПР;
создает условия учащимся на дому для их участия в предметных олимпиадах,
смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других
формах организованного досуга и дополнительного образования;
осуществляет промежуточную аттестацию и перевод учащихся на дому в следующий
класс;
оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям)
учащихся на дому;
3.2. Родитель(и) (законный(е) представитель(и)) учащегося:
обеспечивают допуск педагогического(их) работника(ов) к учащемуся на занятие,
создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают
рабочее место;
обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент
проведения учебных занятий на дому;
контролируют выполнение учащимся домашних заданий;
своевременно, в течение дня, информируют педагога/ классного руководителя о
необходимости отмены занятий по случаю болезни учащегося на дому и возможности
их возобновления.
3.3. Педагогические работники:
организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком
(календарно-тематическим планированием при обучении по СИПР), индивидуальным
учебным планом, расписанием занятий;
своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем проведенные
занятия, успеваемость;
своевременно заполняют табель учета рабочего времени;
вовлекают учащегося по согласованию с его родителем(ями) (законным(и)
представителем(ями)) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые Организацией.
4. Права и обязанности участников образовательной деятельности, реализуемой
в форме индивидуального обучения на дому
4.1. Обучающийся имеет право:
•
на получение полного общего образования в соответствии с государственным
стандартом;
•
на уважение своего человеческого достоинства, свободы совести, свободы
выражения собственных взглядов и убеждений;
•
на моральное поощрение за успехи в учении;
•
на участие в культурной жизни класса и школы (по возможности);
•
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами
библиотеки.
4.2. Обучающийся обязан:
•
соблюдать требования организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
•
добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению
образовательных программ;
•
уважать честь и достоинство работников образовательной организации;
•
соблюдать расписание занятий;
•
согласно индивидуальному расписанию быть готовым к занятиям на дому;
•
вести дневник.
4.3. Родители (законные представители) имеют право:
•
защищать законные права ребенка;
•
обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в управление образования;
•
присутствовать на уроках по рекомендации медицинского учреждения и с
разрешения руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность;
•
вносить предложения по составлению расписания занятий;
•
получать
консультативную
помощь
специалистов
образовательной
организации в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения своего
ребенка.
4.4. Родители (законные представители) обязаны:
•
выполнять требования организации, осуществляющей образовательную
деятельность;
•
поддерживать интерес ребенка к школе и образованию;
•
своевременно ставить учителя в известность о рекомендациях врача,
особенности режима дня ребенка;
•
создавать условия для проведения занятий, способствующих освоению
знаний;
•
своевременно, в течение дня информировать организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, об отмене занятий по случаю болезни и возобновлении
занятий после болезни;
•
контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.
4.5. Педагогический работник имеет права, предусмотренные Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (ст. 47 п. 3).
4.6. Учитель обязан:
•
выполнять государственные программы с учетом особенностей и интересов
детей;
•
развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и
художественной литературой;
•
знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних
занятий;
•
не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы занятий;
•
своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, в котором
указываются дата занятия, тема и содержание пройденного материала, количество
проведенных часов, домашнее задание и отметки о текущей успеваемости, результатах
промежуточной аттестации; один раз в месяц предоставлять его на подпись родителям
(законным представителям);
•
выставлять оценки в дневник обучающегося;
•
систематически вносить данные об успеваемости обучающегося в классный
журнал.
4.7. Классный руководитель обязан:
•
поддерживать контакт с обучающимися и родителями, выявлять особенности
обучающихся и состояние здоровья детей; при необходимости обращаться к администрации
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
•
вносить сведения об обучающемся, находящемся на индивидуальном
обучении, в классный журнал.
4.8. Администрация обязана:
•
на основании предоставленных документов в течение трех рабочих дней
подготовить и издать приказ об организации индивидуального обучения обучающегося;
•
составлять и согласовывать с учителями, обучающими ребенка, и родителями
расписание занятий;
•
контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий,
ведение журнала учета индивидуального обучения обучающихся;
•
контролировать выполнение учебных программ, аттестацию обучающихся,
оформление документации не реже 1 раза в четверть;
•
обеспечивать своевременный подбор и замену учителей.
5. Документы, регламентирующие обучение на дому
заявление родителей,
заключение медицинской организации,
заключение психолого-медико-педагогической комиссии, договор об оказании
образовательных услуг,
приказ школы,
индивидуальный учебный план или СИПР,
календарный учебный график,
индивидуальное расписание занятий.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
6.3. Положение об организации индивидуального обучения детей на дому
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение 1
к
Положению
об
организации
Приложение № 1
индивидуального обучения на дому
к методическим рекомендациям
обучающихся
с
ограниченными
об организации обучения на дому
возможностями
здоровья,
с
обучающихся с ограниченными
инвалидностью
возможностями здоровья,
с инвалидностью
руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность
ФИО заявителя
проживающей(го) по адресу
контакты: телефон
e-mail:
Заявление
Прошу Вас организовать моему ребенку
ФИО ребенка
,года рождения, обучающейся (муся)
класса,
обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе
в соответствии с
дата, реквизиты заключения психолого-медико-педагогической комиссии
по адресу
в период с
заключения
по
на основании медицинского
реквизиты медицинского заключения, название медицинской организации
С нормативными документами по организации обучения на дому,
индивидуальным учебном планом/ СИПР, индивидуальным расписанием занятий
ознакомлен (а).
Обязуюсь создать условия для проведения учебных занятий, в том числе
организовать рабочее место, обеспечить присутствие взрослого члена семьи во
время проведения занятий в соответствии с расписанием.
«
»
20
г.
подпись /расшифровка
Приложение 2
к
Положению
об
организации
индивидуального обучения на дому
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
с
инвалидностью
7. ПОДПИСИ СТОРОН
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Школа № 117 с углубленным
изучением иностранных языков имени Аскина
Гайфутдина Гафиятовича» городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
450059,
Республика
Башкортостан,
г.Уфа,
Советский Район, ул. 50 лет СССР, д. 10
Телефон (347) 2-23-23-26
ИНН 0278042420
КПП 027801001
Директор _____________________/Кабирова О.В./
Родители (законные представители)
__________________________________
__________________________________
__________________________________
ФИО
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Домашний адрес, телефон
__________________________________
_________________________/_______/
ФИО, подпись