Приложение 4
Пояснительная записка
к учебному плану 1-4 классов на 2024-2025 г.г
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.
Учебный план для обучающихся начальных классов составлен на основе:
•
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями на 25 декабря 2023 года);
•
Федерального закона от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. 3 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации;
•
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании
в Республике Башкортостан»;
•
Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках
народов Республики Башкортостан»;
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от
18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от
22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №
77330);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№ 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
•
Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
•
Приказа Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N
858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников» (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603);
•
Решения заседания коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан «Об организации изучения предметной области «Родной язык
и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») при
введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования» от 24.04.2023 года;
•
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115;
•
Письма Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении
информации»;
•
Решения заседания коллегии Министерства образования и науки
Республики Башкортостан от 16.06.2022;
•
Информационно-методического письма об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от
05.07.2022 № ТВ-1290/03;
•
Письма Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков
из числа языков народов Российской Федерации»;
•
Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
18.01.2023 №01-05/50 «О направлении информации о введении федеральных основных
общеобразовательных программ»;
•
Письма Министерства образования и науки Республики Башкортостан от
24.04.2023 №01-05/524 «Об изменении и дополнении к Информационно-методическому
письму о введении федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования, направленному письмом
Министерства от 21 февраля 2022 года №04-05/197 «О направлении методических
рекомендаций»;
•
Приложения к решению заседания Коллегии Министерства образования и
науки Республики Башкортостан от 24.04.2023 «Методические рекомендации по
разработке учебных планов общеобразовательными организациями Республики
Башкортостан, реализующими образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных, национальных
и этнокультурных особенностей Республики Башкортостан, в условиях введения
федеральных основных общеобразовательных программ и реализации федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования»;
•
Письма Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об
отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в
недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений»;
•
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановление Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (Зарегистрирован
18.12.2020 № 61573);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
21.03.2022 N 9 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-2019)"‚ утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2022 N 67884).
Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом
федеральной образовательной программы начального общего образования.
Учебный план начального общего образования для 1-4 классов, реализующий
федеральные государственные стандарты начального общего образования:
•
определяет содержание и максимальный объём учебной нагрузки
обучающихся;
•
определяет перечень учебных предметов, курсов, направлений внеурочной
деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
•
распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной
деятельности.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных
года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с
требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5дневной учебной недели.
Учебный план определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Образовательная область «Русский язык и литературное чтение» реализована предметами:
«Русский язык», «Литературное чтение». Образовательная область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» реализована предметами: «Родной язык»,
«Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан», «Литературное чтение
на родном языке». По данным предметам формируются группы для изучения родного
русского, башкирского и татарского языков, а также государственного языка Республики
Башкортостан. Формирование групп для изучения данных предметов осуществляется на
основании заявления родителей обучающихся.
Часы на изучение предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном
языке» (при выборе языка родителями (законными представителями)) распределяются по
1 часу в неделю с 1 по 4 кл. При изучении предметов «Родной язык» и «Литературное
чтение на родном языке» классы делятся на 3 группы (башкирский язык, татарский язык и
русский язык).
Образовательная область «Иностранные языки» представлена предметом
«Иностранный (английский) язык». В образовательную область «Математика и
информатика» входит предмет «Математика». Образовательная область «Обществознание
и естествознание («окружающий мир») представлена предметом: «Окружающий мир».
Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена
предметом «Основы светской этики», изучаемым в 4 классе (Протокол родительских
собраний №6 от 25.01.2023). Обучение осуществляется без балльных отметок. Домашние
задания носят характер творческих работ и проектов. Предмет модуля определяется на
основании заявлений родителей.
В образовательной области «Искусство» изучаются предметы «Изобразительное
искусство», «Музыка». На изучение предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство»
отводится по 0,5 часа и по 0,5 ч представлено в курсе внеурочной деятельности.
Образовательная область «Труд (Технология)» включает предмет «Труд (Технология)» 1
час. В изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Труд (Технология)»
включены и информационные технологи. Образовательная область «Физическая
культура» включает предмет «Физическую культура» (2 ч.). С целью оптимизации
учебной нагрузки школьников 1 час физической культуры в 1-3 классах вынесен на
внеурочную деятельность, в 4 классе – 1 час и 2 часа вынесены на внеурочную
деятельность.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится: по итогам учебной четверти
во 2 - 4-х классах по всем предметам, кроме предмета «Основы светской этики»; по
итогам учебного года во 2 - 4-х классах по всем предметам, кроме предмета «Основы
светской этики»; промежуточная аттестация в 1 классе проходит на основании
результатов обучения в 1 классе без выставления оценок.
Промежуточная аттестация в начальных классах проводится согласно «Положению
о промежуточной аттестации» МАОУ «Школа № 117 с УИИЯ».
Промежуточная аттестация может проводиться в форме тестирования, выполнения
контрольной работы, диктанта, сочинения. Промежуточная аттестация проводится в
соответствии с календарным учебным графиком школы, который устанавливает сроки
проведения плановых контрольных работ, периоды промежуточной аттестации, их формы
и способы оценивания достижений обучающихся.
Организация индивидуального обучения обучающихся на дому проводится на
основании заключения лечебного учреждения.
Начальное общее образование
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 КЛАССОВ
2024-2025 учебный год (пятидневная неделя)
Учебный план начального общего образования
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
Всего
часов
Предметные области
1а
1б
1в
5
5
5
15
3
3
3
9
1
1
1
3
Государственный
1
(башкирский) язык Республики
1
1
3
К
л
а
с
с
ы
Обязательная часть
Русский язык и литературное Русский язык
чтение
Литературное чтение
Родной язык и литературное
Родной язык
чтение на родном языке
Башкортостан
Литературное
родном языке
чтение
на
1
1
1
3
-
-
-
-
4
4
4
12
2
2
2
6
Основы религиозных культур Основы религиозных культур
и светской этики
и светской этики
-
-
-
Искусство
Иностранный язык
Иностранный
(английский)
Математика и информатика
Математика
язык
Обществознание
и
естествознание (окружающий Окружающий мир
мир)
Музыка
0,5
0,5
0,5
1,5
Изобразительное искусство
0,5
0,5
0,5
1,5
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
3
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
6
21
21
21
63
0
0
0
0
Итого:
0
0
0
0
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
21
21
21
63
Итого, обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса:
Начальное общее образование
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 КЛАССОВ
2024-2025 учебный год (пятидневная неделя)
Учебный план начального общего образования
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
Предметные области
К
л
а
с
с
ы
2а
2б
2в
Всего
часов
2г
Обязательная часть
Русский
язык
литературное чтение
Родной
язык
литературное чтение
родном языке
и Русский язык
Литературное чтение
и
на Родной язык
Государственный
(башкирский)
язык
5
5
5
5
15
3
3
3
3
12
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Иностранный язык
Математика
информатика
и
Обществознание
естествознание
(окружающий мир)
и
Республики Башкортостан
Литературное
чтение
на 1
родном языке
1
1
1
Иностранный
(английский)
2
2
2
2
Математика
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
язык
4
8
16
8
-
Основы
религиозных Основы религиозных культур
культур и светской этики
и светской этики
-
-
-
Искусство
Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Изобразительное искусство
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
23
23
23
23
92
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса:
0
0
0
0
0
Итого:
0
0
0
0
0
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
23
23
23
23
92
Начальное общее образование
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 КЛАССОВ
2024-2025 учебный год (пятидневная неделя)
Учебный план начального общего образования
Количество часов в неделю
Учебные предметы
Предметные области
К
л
а
с
с
3а
ы
3а
3а
Всего
часов
3г
3д
Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
литературное чтение
Литературное чтение
5
5
5
5
5
25
3
3
3
3
3
15
Родной
язык
и Родной язык
1
литературное чтение
Государственный
на родном языке
(башкирский)
язык 1
Республики Башкортостан
1
1
1
1
5
1
1
1
1
5
Литературное
родном языке
Иностранный
(английский)
Иностранный язык
Математика
информатика
чтение
и
на 1
язык
Математика
Обществознание
и
естествознание
Окружающий мир
(окружающий мир)
1
1
1
2
2
2
2
4
4
4
4
1
2
4
5
10
20
2
2
2
2
2
Основы религиозных
Основы
религиозных
культур и светской
культур и светской этики
этики
-
-
-
Искусство
10
-
Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
Изобразительное искусство
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
23
23
23
23
23
115
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса:
Итого:
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
23
23
23
115
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной учебной
23
неделе
23
Начальное общее образование
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 КЛАССОВ
2024-2025 учебный год (пятидневная неделя)
Учебный план начального общего образования
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Предметные
области
К
л
а
с
с
4а
ы
4б
4в
4г
4д
Всего
часов
Обязательная часть
Русский язык
литературное
чтение
и Русский язык
5
5
5
5
5
25
3
3
3
3
3
15
1
1
1
1
1
5
на 1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
Литературное чтение
Родной язык и Родной язык
литературное
чтение на родном Литературное
родном языке
языке
чтение
Государственный
(башкирский)
язык
Республики Башкортостан
Иностранный язык
Иностранный
(английский)
Математика
информатика
Математика
и
язык 2
2
2
2
2
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
Обществознание и
естествознание
Окружающий мир
(окружающий мир)
10
20
10
Основы
1
религиозных
Основы
религиозных
культур и светской культур и светской этики
этики
1
Искусство
1
1
1
5
Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
Изобразительное искусство
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
Труд (технология)
Труд (технология)
1
1
1
1
1
5
Физическая
культура
Физическая культура
1
1
1
1
1
5
23
23
23
23
23
115
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса:
Итого:
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
23
23
23
ИТОГО, учебная нагрузка при 5-дневной учебной
23
неделе
23
115
План внеурочной деятельности (1-4 классы)
(5-дневная учебная неделя) на 2024-2025 г.г.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,
и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в
МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» используется план внеурочной деятельности –
нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в
рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной
деятельности по классам (годам обучения).
Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом
предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Организация внеурочной деятельности в МАОУ «Школа №117 с УИИЯ»
ориентируется, прежде всего, на стратегические цели развития образования в Российской
Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование»,
направленной на модернизацию и развитие системы общего образования.
План внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов составлен на
основе:
•
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями на 25 декабря 2023 года);
•
Федерального закона от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. 3 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации;
•
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании
в Республике Башкортостан»;
•
Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках
народов Республики Башкортостан»;
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от
18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от
22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №
77330);
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№ 171 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования"
(Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830);
•
Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822);
•
Приказа Минпросвещения России № 119 от 21.02.2024 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 г. N
858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников» (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603);
•
Информационно-методического письма об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от
05.07.2022 № ТВ-1290/03;
•
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановление Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (Зарегистрирован
18.12.2020 № 61573);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
21.03.2022 N 9 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-2019)"‚ утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2022 N 67884).
Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной
деятельности
План подготовлен с учетом требований Федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования,
санитарноэпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648-20, обеспечивает широту развития
личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует
недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего
совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения
детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого
образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к
условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания
обучения образовательная организация учитывает:
—
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
—
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
—
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
—
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
—
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
—
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
—
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
иное направление внеучебной деятельности;
—
использование форм организации, предполагающих использование средств
ИКТ.
Для организации внеурочной деятельности в нашем образовательном учреждении
используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, клубы, школьные научные
общества, игры, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,
мастерские, общественно-полезные практики,
учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия,
дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования.
Модель организации внеурочной деятельности МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники
учреждения (классные руководители 1-4-х классов, учителя-предметники, психолог
школы). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на
внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического
пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных
подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного
обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансовоэкономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств,
возможность осуществления платных дополнительных образовательных услуг) и
определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных
представителей) с целью: - получения информации о направлениях и еженедельной
временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного
образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного
учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом
внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми
результатами внеурочной деятельности обучающихся); - получения информации о выборе
родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм
внеурочной деятельности детей.
3. Полученная информация является основанием для выстраивания
индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп
(кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной
деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности
опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с
кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной
образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и
субъективности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков
самопознания обучающихся, самоопределения, самостоятельности, самореализации,
самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления
проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной
ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной
деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени
проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка,
студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого
в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в
достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только
личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного
учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом
обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,
решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В
процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит
становление личности ребенка.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и
подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях
познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть
реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных
дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
1)
расширение общекультурного кругозора;
2)
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и
более успешного освоения его содержания;
3)
включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
4)
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
5)
участие в общественно значимых делах;
6)
помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности
(художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в
творческих объединениях дополнительного образования;
7)
создание пространства для межличностного общения.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «Школа №117»
используются возможности учреждений дополнительного образования. Внеурочная
деятельность обучающихся 1-4 классов организуется в сотрудничестве с МАОУ ДО
«Эколого-биологический центр «Эколог» (договор № 262471 от 01.09.2016г.).
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется
по основным направлениям развития личности:
I.
Спортивно - оздоровительное направление.
Основные задачи:
1.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
2.
Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей;
3.
Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
4.
Данное направление в МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» реализуется
программами внеурочной деятельности: «Физическая культура (Азбука здоровья)»,
«Физическая культура (волейбол)». По итогам работы проводятся конкурсы,
соревнования, показательные выступления, Дни здоровья.
II.
Проектно-исследовательская деятельность.
Организуется как углублённое изучение учебных предметов в процессе совместной
деятельности по выполнению проектов.
Основные задачи:
1.
Расширение знаний учащихся об истории родного края;
2.
Формирование умения работать с разными источниками информации;
3.
Развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре
родного края;
4.
Воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине»;
5.
Сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
Данное направление в МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» реализуется программой
внеурочной деятельности: программа внеурочной деятельности «В мире профессий»,
«Орлята России» и организацией совместной деятельности по выполнению проектов. По
итогам внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки, ролевые игры,
социальные проекты.
III.
Коммуникативная деятельность.
Коммуникативная
деятельность
направлена
на
совершенствование
функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
Основными задачами являются:
1.
Совершенствование читательской грамотности младших школьников,
формирование текстовой деятельности с необычными формами представления
информации (туристические буклеты; программы выставок, маршруты путешествий;
объявления и рекламы);
2.
Развитие творческой способности создавать необычные тексты;
Данное направление в МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» реализуется программой
внеурочной деятельности: «Разговоры о важном». По итогам внеурочной деятельности
проводятся конкурсы, выставки, ролевые игры, социальные проекты.
IV.
Художественно-эстетическая творческая деятельность.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
Основными задачами являются:
1.
Расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира;
2.
Формирование умений создавать предметы своими руками с
использованием природного материала;
3.
Развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание
трудолюбия и уважения к труду как к ценности;
4.
Развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к
изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным
произведениям средствами книжной иллюстрации.
5.
Расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном
творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развития воображения,
способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и
жанровых особенностей;
6.
Воспитание основ эстетической, физической и экологической культуры.
Данное направление реализуется через программу занятий «Музыка (В мире
музыкальных звуков)», «Изобразительное искусство (Искусство иллюстрации)»,
организацию экскурсий, походов в театр, музей.
V.
Информационная культура
Информационная культура предполагает учебный курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
информационных средствах и навыки выполнения работ на компьютере.
Основной задачей является: знакомство с миром современных технических
устройств и культурой их использования.
Направление реализуется программой внеурочной деятельности «Инфознайка».
VI.
Интеллектуальные марафоны
Интеллектуальные марафоны – система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося,
его познавательные интересы и способности к самообразованию.
Основными задачами является:
1.
Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
2.
Развитие культуры логического и алгоритмического мышления,
воображения;
3.
Формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности;
4.
Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на
уровни начального общего образования.
Данное направление реализуется через направление «Читаю, думаю, понимаю
(функциональная
грамотность)»,
тематические
мероприятия-соревнования,
дискуссионные клубы на заданную тематику, видео-экскурсии, игры-путешествия.
VII.
Учение с увлечением!
Это направление включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при
изучении разных предметов.
Основной задачей является:
- совершенствование читательской, орфографической грамотности младших
школьников;
- поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении
планируемых результатов, связанных с правописанием;
- совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке для
учащихся, испытывающих трудности в его изучении,
- развитие понимания важности владения иностранным языком в современном
мире, углубление интереса к его изучению.
Данное направление реализуется через курс внеурочной деятельности
«Занимательный английский язык».
Режим организации внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
Расписание занятий включает в себя следующие нормативы:
• недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; недельное количество
часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности;
• количество групп по направлениям.
Продолжительность учебного года составляет: 1 классы – 33 недели, 2-4 классы 34 недели. Продолжительность учебной недели: 1-4 классы - 5 дней. Количество часов на
каждый класс не должно превышать 10 часов. Распределение часов внеурочной
деятельности по данным направлениям может меняться в зависимости от возможностей
МАОУ «Школа №117 с УИИЯ», кадрового обеспечения, запроса родителей учащихся
(законных представителей) и т.д. Продолжительность одного занятия составляет не менее
20 минут (в соответствии с нормами СанПин.). Между началом внеурочной деятельности
и последним уроком организуется перерыв не менее 20 минут для отдыха детей.
Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной
деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной
программой.
Для реализации плана внеурочной деятельности в МАОУ «Школа №117 с УИИЯ»
созданы необходимые кадровые, методические, материально-технические, финансовые
условия. Кадровое обеспечение: в реализации программы участвуют педагоги школы,
реализующие программу.
Программно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности
МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» на 2024-2025 учебный год
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть
разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе
переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение
внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и
особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения
потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.
Программы по внеурочной деятельности соответствуют нормативно-правовым
требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности
опирается на достижение результата определенного уровня. При разработке программы
выстраивается логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
Программы внеурочной деятельности согласовываются на школьных методических
объединениях, рассматриваются на педагогическом совете МАОУ «Школа №117 с
УИИЯ» и осуществляется их внутреннее рецензирование. Программа утверждается
директором школы. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень
воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы.
Внутреннее рецензирование проводят учителя образовательного учреждения высшей
квалификационной категории, администрация школы.
Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности обучающихся
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного начального общего образования в общеобразовательных
учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере,
необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере
образования.
Внеурочная деятельность ОУ финансируется в соответствии с законодательством и
осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Республики
Башкортостан, определяемых в зависимости от типа и вида образовательного учреждения
в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе. Финансирование
осуществляется в пределах бюджетных ассигнований за счет субвенции на реализацию
основных общеобразовательных программ, объем которых определяется исходя из
установленных нормативов на одного обучающегося.
Информационное обеспечение организации внеурочной деятельности обучающихся
на уровни начального общего образования
В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности МАОУ
«Школа №117 с УИИЯ» включено:
• проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди
педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;
• информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия
образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными
партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими
управление в сфере образования (через официальный сайт образовательного учреждения);
в создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и
других);
• информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы
планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности. Значительную
роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет сайт
образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с
социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и
расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание
достижений
всех
участников
образовательного
процесса,
поддерживающий
мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационнокоммуникационные технологии дают сегодня возможность участвовать всем субъектам
образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в
международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой
самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время
Задачи
Мероприятия
Создать систему информирования Оформление
информационного
стенда
учащихся, родителей и педагогов о Родительские собрания
возможности
участия
в
мероприятиях города и школы
Создать систему информирования Размещение материалов на информационных
родителей о возможности занятий во стендах. Экскурсии в учреждения внешкольного
внеурочное время
воспитания и обучения. Оформление расписания
работы кружков, факультативов, спортивных
секций.
Создать систему информирования
учащихся и взрослых о достижениях
учащихся.
Продолжить работу над сайтом
школы в Интернете.
Размещение копий благодарностей и грамот на
информационных стендах Оформление стенда
«Наши достижения». Размещение на сайте школы
Работа над созданием сайта учащимися. Курсы
компьютерной грамотности для педагогов. Работа
над созданием сайта педагогами. Размещение
мобильной информации на сайте школы
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит
от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой
программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование,
контроль и корректировку действий.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем
проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов,
родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации,
сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность
модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим
критериям:
- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных
и организационных способностей, рефлексивных навыков;
-качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к
окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления
удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как
на базе школы, так и вне МАОУ «Школа №117 с УИИЯ»;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных
отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и
проектах различного уровня.
Ожидаемые результаты
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание
уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей
толерантности,
навыков
здорового
образа
жизни;
формирование
чувства
гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к
профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через
систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели
программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях
всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная
деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую
деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания.,
дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и
организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному
направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по
природе, |отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя
успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести
ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,
занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле,
понимающим и принимающим экологическую культуру.
План внеурочной деятельности
на уровень начального общего образования
2024-2025 учебный год
Направление
Внеур.д.
Название
программы
Спортивнооздоровитель
ная
Проектноисследовател
ьская
Коммуникати
вная
Класс
3а 3
б
1
1
3
в
1
3г
1
2
г
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1а
1б
1в
2а
2б
2в
Физическая
культура
1
1
1
1
1
В мире
профессий
(профориент
ация)
Орлята
России
Классный
час
«Разговор о
важном»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
д
1
4
а
2
4
б
2
4
в
2
4 4д
г
2 2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Художествен
ноэстетическая
творческая
Информацио
нная
культура
Учение с
увлечение
Музыка
0,
5
0,
5
0,5
0,
5
0,
5
0,
5
0,
5
0,5
0,
5
0,
5
0,
5
0,
5
0
,
5
0
,
5
0,
5
0
,
5
0,
5
ИЗО
0,
5
0,
5
0,5
0,
5
0,
5
0,
5
0,
5
0,5
0,
5
0,
5
0,
5
0,
5
0
,
5
0
,
5
0,
5
0
,
5
0,
5
1
1
Инфознайка
Занимательн
ый
английский
язык
Интеллектуал
Читаю,
ьные
думаю,
марафоны
понимаю
(функционал
ьная
грамотность)
Всего
1
1
1
1
6
6
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
7
6
7
6
7
7
6
6
7
8
8
8
7
Календарный учебный график МАОУ «Школа № 117 с УИИЯ» на 2024-2025 г.г.
Календарный учебный график составлен в соответствии:
• с частью 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
• ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
• ФГОС СОО, утвержденным приказом Минпросвещения от 12.08.2022 № 732;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372
«Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от
27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и
науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования и среднего общего образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего
общего образования».
1.
Продолжительность учебного года:
Начало учебного года – 2 сентября 2024 г.
Продолжительность учебного года в 1-х классах – 33 недели.
Продолжительность учебного года во 2-11 классах – 34 недели.
Окончание учебного года в 1-11 классах – 26 мая 2025 г.
2.
Продолжительность учебных четвертей (полугодий):
Учебный период
Дата
Продолжительность
Начало
Окончание
Количество Количеств
учебных
о учебных
недель
дней
I четверть
02.09.2024
25.10.2024
8
39
II четверть
05.11.2024
28.12.2024
8
40
III четверть
13.01.2025
28.03.2025
10
50
1 классы
III четверть
13.01.2025
28.03.2025
11
55
2-9 классы
IV четверть
1 полугодие
10-11 классы
2 полугодие
10-11 классы
07.04.2025
02.09.2024
26.05.2025
28.12.2024
7
16
32
79
13.01.2025
26.05.2025
18
87
33
161
34
166
Итого в учебном году
1 классы
Итого в учебном году
2-11 классы
3.
Продолжительность каникул:
Каникулярный период
Дата
Начало
Окончание
Осенние каникулы
Зимние каникулы
Весенние каникулы
Летние каникулы
Продолжительность
каникул в
календарных днях
10
15
9
97
139
26.10.2024
04.11.2024
29.12.2024
12.01.2025
29.03.2025
06.04.2025
27.05.2025
31.08.2025
Итого
1 классы
Итого
130
2-11 классы
Для обучающихся 1-х классов устанавливаются дополнительные каникулы (9
календарных дней) с 15 февраля по 23 февраля 2025 г.
4.
Сроки промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация осуществляется согласно «Положению о промежуточной
аттестации обучающихся (о форме, порядке и периодичности, о системе оценок)» МАОУ
«Школа № 117 с УИИЯ»:
- в последние 10 дней каждой учебной четверти (полугодия);
- в период с 12 по 22 мая для обучающихся 2-8 и 10 классов.