Индивидуальный учебный план УО 1 класс на 2023-2024 учебный год

Индивидуальный учебный план на домашнее обучение начального
общего образования для обучающегося 1 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1) на 2023-2024 уч.г.
Муниципального автономного
Общеобразовательного учреждения
«Школа № 117 с углубленным изучением
иностранных языков имени Аскина
Гайфутдина Гафиятовича»
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан

2023

Индивидуальный учебный план на 2023 - 2024 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 составлен
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г.
№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г.
№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 28.01.2021 г.
СанПиН 1.2.2.3685-21 «об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания (вместе с СанПиН 1.2.3685-21
санитарные правила и нормы…);
• Постановление Главного государственного врача РФ то 10 июля 2015 г.№26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013г. №1015 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013г. №
1342; от 28.05.2014г. № 598; от 17.07.2015г. № 734);
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 №345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
• «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» 28 декабря 2018 г.№ 345;
• Адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
• Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1);
• Устав муниципального а в т о н о м н о г о общеобразовательного учреждения «Школа
№117»».
На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в 2023 - 2024
учебном году организовано обучение ученика с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Индивидуальное домашнее обучение производится по заявлению родителей

(законных представителей) обучающегося и заключения медицинской организации,
отдельному расписанию, составленному индивидуально для обучающегося с учетом
особенностей заболевания и согласованному с родителями (законными представителями)
обучающегося. В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273—
ФЗ «Об образовании в Российской федерации» учебный план ориентирован на решение
следующих задач.
- удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, создание оптимальных психолого-педагогических условий для
освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующих
образовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации,
эмоционального и личностного развития.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I дополнительный - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических
часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Распорядок учебного дня обучающихся с умственной отсталостью устанавливается с
учетом повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению
(учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в
двигательной активности).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки,
установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки для обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам. Учебный план определяет общие требования при разработке содержания
образования, требования к его усвоению и организации образовательного процесса, а также
выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам
(классам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• формирование жизненных компетенций (базовых учебных действий),
обеспечивающих овладение системой социальных отношений, развитие обучающегося,

его интеграцию в социальное окружение;
• формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• формирование здорового образа жизни, экологическую грамотность, знание
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
В обязательную часть включены предметные области и соответствующие им учебные
предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1). В
этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи,
усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого цикла.
Каждая предметная область учебного плана реализуется системой учебных предметов,
неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и
основного общего образования.
Уровень начального общего образования
Трудоемкость изучения предметов учебного плана начального общего образования
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определена в соответствии
с используемыми программами за период освоения ООП НОО УО (интеллектуальные
нарушения) вариант1;
Обязательная
часть учебного плана представлена следующими
предметными областями и учебными предметами:
Предметная область «Язык и речевая практика»:
Русский язык - 3 часа в неделю
(у детей формируются первоначальные навыки письма и чтения в процессе овладения
грамотой, элементарные представления о русском языке как средстве общения,
представление о частях речи, правила пользования словарем, умения писать под диктовку,
учатся писать небольшие по объему изложения, сочинения творческого характера,
разбирать слова по составу, использовать письменную коммуникацию)
Чтение – 4 часа в неделю
(формируется осознание значения чтения, развитие познавательных интересов, знания
основных сведений о жизни писателей, потребность в самостоятельном чтении,
формируются коммуникативные навыки, отношение к героям произведений и их
поступкам)
Речевая практика - 2 часа в неделю
(расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической
и грамматико-синтаксической стороны речи, навыки устной коммуникации в различных
ситуациях общения, овладение нормами речевого этикета).
Предметная область «Математика»:
Математика (Математика) – 3 часа в неделю (овладение определенным объемом
математических знаний и умение использовать их в соответствующих возрасту житейских
задачах, овладение практическими умениями в решении задач измерительного
вычислительного характера)
Предметная область «Естествознание»:
Мир природы и человека – 2 часа в неделю. Мир природы и человека. Организация
безопасной жизни - формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, взаимосвязях человека и природы, организация безопасной жизни в
природных условиях.
Предметная область «Искусство»:
Музыка – 2 часа в неделю.
Изобразительное искусство – 1 час в неделю
(формирование умений и навыков изобразительной деятельности, развитие
художественного вкуса, воспитание художественного творчества; развитие музыкальных
способностей, навыков хорового пения, адекватное восприятие музыкальных
произведений, их исполнение, формирование эстетических ориентиров).

Предметная область «Физическая культура»:
Физическая культура - 3 часа в неделю – индивидуально, формирование установки на
сохранение и укрепление здоровья, развитие и коррекция общей и мелкой моторики,
воспитание интереса к спорту, повышение работоспособности детей, формирование
правильной осанки, волевых качеств, двигательных умений и навыков.
Предметная «Технология»:
Ручной труд – 2 часа. Ручной труд. Профессии. Основы компьютерной грамотности. овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и
навыками, формирование представлений о людях труда, о мире профессий,
положительной мотивации к трудовой деятельности, пользование компьютером.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает
реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть, использовано на личные интересы и склонности
обучающихся направлены на коррекционно-развивающую область: коррекционные
курсы «Психокоррекционные занятия», «Логопедические занятия».
Основные задачи реализации коррекционного курса «Логопедические занятия» формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей
действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие
лексической системности, формирование семантических полей.
Основные задачи реализации коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно- перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов, развитие способности к эмпатии, сопереживанию,
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение
социального статуса обучающихся, формирование и развитие навыков социального
поведения.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по
основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий
по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в
образовательном учреждении. Содержание данных занятий формируется с учетом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения,
таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьное научное
общество, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования,
экологические десанты и акции, летняя трудовая практика и вечерняя занятость и т.д.

Недельный учебный план для учащихся 1-4 классов
в условиях введения ФГОС для детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательн
ые области

Классы

в неделю
I
I
(доп)

Учебн
ые
предметы
1. Язык
речевая
практика

и Русский язык.
Чтение

Обязательная
часть
2
3
2
3

1.3.Речевая
практика
2. Математика
2.1. Математика
3.
Естествознание
4. Искусство

5.
Физическая
культура
6. Технологии

II

III

3
4

3
4

Всего
IV

3
4

14
17

3

2

2

2

2

11

3

3

4

4

4

18

3.1.
Мир
природы
и
человека
Музыка
Изобразительное
искусство
5.1. Физическая
культура

2

2

1

1

1

7

2
2

2
1

1
1

1
1

7
6

3

3

3

3

3

15

6.1. Ручной труд

2

2

1

1

1

7

21
-

20
3

20
3

20
3

102
9

21

1
1
1
23

1
1
1
23

1
1
1
23

3
3
3
111

Обязательная нагрузка
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Русский язык.
Чтение
Математика
Максимально допустимая годовая
нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область (коррекционные занятия)
Ритмика
Логопедические занятия
развитие
психомоторики
сенсорных
процессов
Внеурочная деятельность
Всего

Количество часов

и

21
-

21

1
1

6

6

6

6

6

30

1
3
2

1
3
2

1
3
2

1
3
2

1
3
2

5
15
10

4

4

4

4

4

33

33

33

2
0
161

31

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».