Индивидуальный учебный план на домашнее обучение начального общего образования для обучающегося 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) на 2023-2024 уч.г. Муниципального автономного Общеобразовательного учреждения «Школа № 117 с углубленным изучением иностранных языков имени Аскина Гайфутдина Гафиятовича» городского округа город Уфа Республики Башкортостан 2023 Индивидуальный учебный план на 2023 - 2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами: • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; • Федеральный государственный образовательный стандарт образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 2 от 28.01.2021 г. СанПиН 1.2.2.3685-21 «об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (вместе с СанПиН 1.2.3685-21 санитарные правила и нормы…); • Постановление Главного государственного врача РФ то 10 июля 2015 г.№26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013г. № 1342; от 28.05.2014г. № 598; от 17.07.2015г. № 734); • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; • «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 28 декабря 2018 г.№ 345; • Адаптированной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; • Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1); • Устав муниципального а в т о н о м н о г о общеобразовательного учреждения «Школа №117»». На основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии в 2023 - 2024 учебном году организовано обучение ученика с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Индивидуальное домашнее обучение производится по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося и заключения медицинской организации, отдельному расписанию, составленному индивидуально для обучающегося с учетом особенностей заболевания и согласованному с родителями (законными представителями) обучающегося. В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273— ФЗ «Об образовании в Российской федерации» учебный план ориентирован на решение следующих задач. - удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, создание оптимальных психолого-педагогических условий для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующих образовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации, эмоционального и личностного развития. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I дополнительный - IV классы; 2 этап - V - IX классы; 3 этап - X - XII классы. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Распорядок учебного дня обучающихся с умственной отсталостью устанавливается с учетом повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки для обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие требования при разработке содержания образования, требования к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам (классам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • формирование жизненных компетенций (базовых учебных действий), обеспечивающих овладение системой социальных отношений, развитие обучающегося, его интеграцию в социальное окружение; • формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • формирование здорового образа жизни, экологическую грамотность, знание элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. В обязательную часть включены предметные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1). В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая предметная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного общего образования. Уровень начального общего образования Трудоемкость изучения предметов учебного плана начального общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определена в соответствии с используемыми программами за период освоения ООП НОО УО (интеллектуальные нарушения) вариант1; Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями и учебными предметами: Предметная область «Язык и речевая практика»: Русский язык - 3 часа в неделю (у детей формируются первоначальные навыки письма и чтения в процессе овладения грамотой, элементарные представления о русском языке как средстве общения, представление о частях речи, правила пользования словарем, умения писать под диктовку, учатся писать небольшие по объему изложения, сочинения творческого характера, разбирать слова по составу, использовать письменную коммуникацию) Чтение – 4 часа в неделю (формируется осознание значения чтения, развитие познавательных интересов, знания основных сведений о жизни писателей, потребность в самостоятельном чтении, формируются коммуникативные навыки, отношение к героям произведений и их поступкам) Речевая практика - 2 часа в неделю (расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической стороны речи, навыки устной коммуникации в различных ситуациях общения, овладение нормами речевого этикета). Предметная область «Математика»: Математика (Математика) – 3 часа в неделю (овладение определенным объемом математических знаний и умение использовать их в соответствующих возрасту житейских задачах, овладение практическими умениями в решении задач измерительного вычислительного характера) Предметная область «Естествознание»: Мир природы и человека – 2 часа в неделю. Мир природы и человека. Организация безопасной жизни - формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, взаимосвязях человека и природы, организация безопасной жизни в природных условиях. Предметная область «Искусство»: Музыка – 2 часа в неделю. Изобразительное искусство – 1 час в неделю (формирование умений и навыков изобразительной деятельности, развитие художественного вкуса, воспитание художественного творчества; развитие музыкальных способностей, навыков хорового пения, адекватное восприятие музыкальных произведений, их исполнение, формирование эстетических ориентиров). Предметная область «Физическая культура»: Физическая культура - 3 часа в неделю – индивидуально, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, развитие и коррекция общей и мелкой моторики, воспитание интереса к спорту, повышение работоспособности детей, формирование правильной осанки, волевых качеств, двигательных умений и навыков. Предметная «Технология»: Ручной труд – 2 часа. Ручной труд. Профессии. Основы компьютерной грамотности. овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, формирование представлений о людях труда, о мире профессий, положительной мотивации к трудовой деятельности, пользование компьютером. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, использовано на личные интересы и склонности обучающихся направлены на коррекционно-развивающую область: коррекционные курсы «Психокоррекционные занятия», «Логопедические занятия». Основные задачи реализации коррекционного курса «Логопедические занятия» формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Основные задачи реализации коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно- перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение социального статуса обучающихся, формирование и развитие навыков социального поведения. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, школьное научное общество, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, экологические десанты и акции, летняя трудовая практика и вечерняя занятость и т.д. Недельный учебный план для учащихся 1-4 классов в условиях введения ФГОС для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Образовательн ые области Классы в неделю I I (доп) Учебн ые предметы 1. Язык речевая практика и Русский язык. Чтение Обязательная часть 2 3 2 3 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1. Математика 3. Естествознание 4. Искусство 5. Физическая культура 6. Технологии II III 3 4 3 4 Всего IV 3 4 14 17 3 2 2 2 2 11 3 3 4 4 4 18 3.1. Мир природы и человека Музыка Изобразительное искусство 5.1. Физическая культура 2 2 1 1 1 7 2 2 2 1 1 1 1 1 7 6 3 3 3 3 3 15 6.1. Ручной труд 2 2 1 1 1 7 21 - 20 3 20 3 20 3 102 9 21 1 1 1 23 1 1 1 23 1 1 1 23 3 3 3 111 Обязательная нагрузка Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык. Чтение Математика Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) Ритмика Логопедические занятия развитие психомоторики сенсорных процессов Внеурочная деятельность Всего Количество часов и 21 - 21 1 1 6 6 6 6 6 30 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 5 15 10 4 4 4 4 4 33 33 33 2 0 161 31 31