Семьеведение 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
«Семьеведение»
для обучающихся 8 классов
Составитель:
Учитель истории
Фатихова Анна Жоржевна

Уфа 2023

Пояснительная записка
Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность,
которая является одновременно институтом социализации ребѐнка и
взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной
социальной структурой общества.
Курс «Семьеведение» представляет собой одну из специальных дисциплин,
которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье
как социальном институте и малой социальной группе. Подобная
конкретизация необходима в связи с тем обстоятельством, что семья является
одним из основных объектов социальной политики. Государство, как
основной гарант функционирования семьи, осуществляет еѐ социальную
защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы
оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются.
Высока роль семьеведения в ознакомлении учащейся молодѐжи с такими
вопросами, как понятие брака и семьи, основные виды браков и типы семьи,
жизненные ценности, социальноэкономические, правовые, психологопедагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы
функционирования семьи. В условиях нарастания объема получаемой
школьниками интеллектуальной и развивающей информации наблюдается
уменьшение нравственного, этического компонента образования, и более
всего – в сферах гендерных и брачно-семейных отношений.
Цель программы сформировать у обучающихся систему социальных
представлений о закономерностях и жизненных ценностях, необходимых для
функционирования институтов брака и семьи в современном российском
обществе в условиях его трансформации и глобализации.
В результате реализации программы решаются следующие задачи – 1.
образовательные:
-получение знаний о современном состоянии и закономерностях в брачносемейной сфере и гендерных отношениях в российском обществе;
-изучение социально-экономических, правовых, психолого-педагогических,
этноконфессиональных и духовно-нравственных основ функционирования
семьи;
-изучение типов, форм, моделей супружества с учетом перехода российского
общества от традиционной коллективистической к современной
индивидуалистической модели социальных отношений. воспитательные:
-развитие представлений о системе жизненных ценностей в семейных
отношениях; -объяснение процессов социальных изменений в системе
брачных и супружеских отношений в начале ХХI века;
-воспитание чувства гордости за историю своей семьи, свою родословную; формирование уважительного отношения к семейным традициям, традициям
семей разных народов. развивающие:
-использование полученных знаний при сдаче единого государственного
экзамена и собеседовании при поступлении в вуз и других жизненных
ситуациях; -применение полученной информации при самостоятельном
анализе ситуаций в брачно-семейной и гендерной сферах;

-осуществление диагностики семейных проблем с целью выбора наиболее
оптимального способа их решения.
Занятия проводятся в объединении постоянного состава. Срок реализации
дополнительной общеобразовательной программы один год.
Учебный курс «Семьеведение» (8 класс) –рассчитан на 34 часа (1 час в
неделю). Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся в комбинированной, теоретической и практической
форме:
-теоретические занятия: изучение законодательства в области семейных
отношений, изучение терминов, интерактивные беседы, лекции; практические занятия: анкетирование; практикум, исследования, проекты,
презентация проектов, создание буклетов и мультимедийных презентаций.
Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
➢ понимание значения семьи в жизни человека, нравственная культура:
➢ информированность учащихся в области взаимодействия и семейной
жизни;
➢ умение оценивать ситуации на основе общечеловеческих ценностей,
делать свой выбор;
➢ умение высказывать своё мнение, отвечая на вопросы, аргументировать
свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии;
➢ предпосылки к формированию ценностей семьи и личностного роста.
У обучающихся могут быть сформированы:
➢ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
➢ первичное самоопределение в семейной сфере, в жизненных
ценностях, ценностно-смысловая ориентация;
➢ положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
➢ уважение к окружающим;
➢ умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное
мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающиеся научатся:
➢ находить подтекстовую информацию, анализировать, обобщать;

➢ защищать свой проект, объяснять свою точку зрения, выполнять
проблемные задания;
➢ работать с информацией, владеть смысловым чтением, выделять
главную мысль;
➢ отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию;
➢ отвечать на вопросы товарищей по классу, задавать вопросы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
➢ извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета);
➢ выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств
и способов действия;
➢ использовать полученную информацию для решения учебных и
жизненных задач.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
➢ определять цель выполнения заданий элективного курса;
➢ задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что
цель достигнута;
➢ составлять план выполнения заданий элективного курса;
➢ сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
➢ участвовать в диалоге на занятии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
➢ умению организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять
общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы
работы;
➢ организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
➢ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
➢ оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
➢ овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
➢ взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.
➢ эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности;
➢ формулировать и аргументировать своё мнение;

➢ корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией
партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающиеся получат возможность научиться:
➢ осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
➢ при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
➢ слышать, слушать и понимать окружающих, выполнять совместную
деятельность.

Содержание программы внеурочного курса
Раздел 1. Психология субъекта.
Этот раздел включает уроки о личности, ее разностороннем развитии и
факторах, ее формирующих. Потребности, мотивы, интересы, убеждения,
способности, характер – знакомство с этими понятиями побуждает
старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что
я знаю о себе, своих эмоциях и чувствах, что не устраивает меня в моем
характере, каким я кажусь другим людям, какие недостатки вижу у себя и т.д.
Такие вопросы – шаг к самовоспитанию.
Раздел 2. Особенности межличностных отношений.
Психология
межличностных
отношений,
нравственные
основы
взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и
женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность
дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение
человека к человеку; личностный характер проявления любви в зависимости
от социальных устоев, национальных традиций и особенностей человека –
программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов. Особое внимание
обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных,
подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности
влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с
распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу,
с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения юноши и
девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной
стороны.
Раздел 3. Брак и семья.
В третьем разделе характеризуются факторы, обуславливающие
необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним
относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и
функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие
"готовность к браку", установки и ожидания молодых супругов. Учащиеся
знакомятся со структурой и динамикой развития семьи, функциями семьи.
Раздел 4. Секреты семейного взаимодействия.
В разделе раскрываются устои, нравственные основы, психологический
климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений.
Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи в
формировании положительного психологического климата. Отец - духовная
опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни
и в трудные минуты жизни. Отец - моральный, юридический, физический
защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его
ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи.
Жена – незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на
семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям
доброты и сердечности. Жена – хранительница семейного очага.
Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, и

воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.
Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная
солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание.
Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания
положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии
темпераментов и характеров супругов.
Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные
правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных
отношений, раскрываются типичные "зоны" конфликтов, в том числе
финансовые взаимоотношения семьи.
Раздел 5. Семейная педагогика.
Пятый раздел программы имеет педагогическую направленность. В нем
рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние
на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного
воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения.
Рассматривается влияние развода на формирование личности ребенка.

Тематическое планирование
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Темы занятий

Кол-во
часов
Введение.
1
Человек как личность и индивидуальность.
1
Индивидуальные и индивидуально-типические свойства
1
человека.
Искусство общения.
1
Межличностное взаимодействие в малых группах.
1
Дружба.
1
Институт семьи.
1
Современные формы семьи.
1
Готовность к браку. Этапы становления семьи.
1
Семейные правила и ценности
1
Взаимоотношения между супругами
1
Бюджет семьи, ее хозяйство.
1
Взаимоотношения между родителями и молодой семьей.
1
Семь – я, это сколько?
1
Дети и родители. Взаимоотношения между родителями
2
и детьми.
Ответственное родительство
2
Роль экономической функции семьи в современном
2
обществе
Реализация воспитательной функции в современной
2
семье
Система жизненных ценностей человека
2
Семья в системе жизненных ценностей личности
2
Брак и семья с позиций мировых религиозных культур
2
Моя будущая семья.
2
Заключительное занятие «Формула семейного счастья»
1
Итого:
34

Основная литература
1.Аз-Зухейли В. Мусульманская семья в современном мире.– М.: Аль-Китаб,
2009. 504 с.
2.Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра – М,
2010.
3.Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М, 2000.
414 с.
4. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный
аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.
5.Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.З / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко,
Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
6.Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический
Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.
7.Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьѐй: Учеб.
пособие. – 2-е изд-е. – М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с
Дополнительная литература
1. Произведения поэтов и писателей РБ о семье.
2.Ф.А.Надршина «Волшебный ларец» (пословицы, поговорки)
3. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон.-М.:Издательский центр
«Академия», 2003. 336 с.
4. Лаврентьева, С. В. Семейная игротека [Текст] / С.В. Лаврентьева. – СПб. :
Речь, 2003.
Интернет источники http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал
«Методкабинет.РФ»]; http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».