РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОДНК НР»
для обучающихся 5 – 8 классов
Составитель: Финогентова Е. А
Уфа 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Общая часть
Рабочая программа по курсу «ОДНК НР» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной
рабочей программы по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов
России (на примере Республики Башкортостан)» для 5–9 классов общеобразовательной
школы / Обыденнова Г.Т. (рук.), Антонов В.М., Рахимов Р.Н., Ханова Р.В., Хуббитдинова
Н.А., Шагапова Г.Р. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018; примерной программы по
учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для
образовательных учреждений Республики Башкортостан. 5-9 классы. Бикмеева М.А. – Уфа:
ИРО РБ, 2018; федерального перечня учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в ОУ, учебного плана МАОУ «Школа №117 с УИИЯ».
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 5 класс. – М: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019; М.А. Бикмеев Основы духовнонравственной культуры народов России 5 - 9 классы – Уфа: КИТАП, 2021
Программа соответствует вышеназванным документам, разработана с учётом
специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у
школьников умения учиться.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по ОДНК
НР рассчитана: по 34 часа в 5,6 классах (1 час в неделю) и 17,5 ч. в 7, 8 классах (0.5 часа в
неделю).
Предусматривается, что в рамках базового курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России (на примере Республики Башкортостан)» часть учебного времени
будет отводиться на изучение особенностей религиозных и культурных традиций народов
нашей республики. При этом региональный компонент должен рассматриваться не в отрыве,
а в тесной связи с базовым курсом (либо интегрировано, либо параллельно).
В основу программы положен проблемный принцип, представленный в
хронологической последовательности позволяющей привязать материал предмета ОДНКР к
темам, изучаемым на уроках истории (6 класс – древность и средневековье, 7 класс – XVI–
XVII вв., 8 класс – XVIII в., 9 класс – XIX – начало XX в.).
Разделы предлагаемой программы представлены в виде повторяющихся блоков
(концентров) имеющих в каждом классе конкретное наполнение. Это позволяет избежать
дублирования материала и связанной с ним утраты «эффекта новизны», и, как следствие,
интереса к изучаемым проблемам.
Срок реализации рабочей программы – 4 года.
Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на
примере Республики Башкортостан)». Предмет призван развивать общую культуру
школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к
народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям
разных национальностей и вероисповеданий. Главной целью курса является формирование
культурообразующего
содержания
духовно-нравственного
воспитания.
Именно
культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного
содержания. Посредством курса у школьников оформляются представления о вкладе разных
этносов в становление культуры общества, о роли различных конфессий в формировании
нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека определяется не только
принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и причастностью к
накопленному человечеством культурному наследию.
Основные задачи курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России (на примере Республики Башкортостан)» в 5–8 классах:
• совершенствование способности к восприятию духовно-нравственной культуры
разных народов, к пониманию того, что человеческое общество и конкретный индивид могут
существовать и развиваться, если каждый член общества стремится к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• углубление знаний о том, что общечеловеческие ценности хранятся и передаются от
поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные
верования;
• расширение представлений о том, что духовно-нравственная культура современного
человека является наследницей жизнедеятельности предков, восходит своими истоками к
повседневной жизни, к эпосу, фольклору, народным праздникам, религиозным обрядам;
• формирование убеждений о том, что отношение к члену общества определяется не
его принадлежностью к определенному этносу, религиозной конфессии, а нравственным
характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам,
населяющим ее, их культуре и традициям.
Эти цели и задачи опираются на Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N
1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация
государственной национальной политики" которое утверждает приоритеты и цели
государственной национальной политики Российской Федерации, определенные Стратегией
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Среди них приоритетными направлениями являются в том числе: обеспечение
межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических)
отношений; укрепление единства и духовной общности многонационального народа
Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного
многообразия народов России; развитие системы образования, гражданско-патриотического
воспитания подрастающего поколения.
В качестве духовно-нравственных ценностей выделены такие ценности вошедшие в
«Стратегию национальной безопасности» как приоритет духовного над материальным,
защита человеческой жизни, защита прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение учебного предмета «ОДНК НР» в основной школе обеспечивает достижение
определённых результатов.
Предметные результаты:
– обретение знаний о становлении и развитии отечественной культуры, понимание роли
культуры в российском обществе, в генезисе духовных ценностей нашего Отечества;
– формирование чувства гражданственности, причастности к судьбе своего Отечества,
знание его духовных скреп;
– умение различать основные народы России, знать их конфессиональную принадлежность,
описывать памятники культуры, используя основные и дополнительные источники
информации, оценивать вклад традиционных религий народов в духовное величие
российской культуры;
– формирование представлений о хранении и передаче духовно-нравственных ценностей, о
значении семьи как их транслятора.
Метапредметные результаты:
– умение планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в
соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во
взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
– готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою
точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный
диалог; работать в коллективе;
– умение осуществлять поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с
темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой
работы;
– способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
– развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты:
– умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения принятых в
современном обществе норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
– способность объяснять и обосновывать с точки зрения принятых в современном обществе
норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– умение самостоятельно определять и формулировать универсальные правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– готовность опираясь на эти правила, осуществлять возможный выбор своих поступков в
предложенных ситуациях;
– способность чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда
отвечает за свои поступки.
В итоге реализации программы курса ОДНК НР обучающийся научится:
•
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств
её осуществления;
•
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
•
адекватно использовать речевые средства и средства информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
•
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
•
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
•
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и
сотрудничества;
•
определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
•
знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как
основы культурной истории многонационального народа России;
•
познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали,
понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
•
понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
•
осознавать ценности человеческой жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины,
осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и
изучать краеведческий материал (история и география края), воспринимать географический
образ России (территория, границы, географические особенности). Знать права и
обязанности гражданина.
•
ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и
изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.
•
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
•
самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовыва
ть её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
•
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя
непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила
речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и
дополнительных сведений.
К концу обучения обучающиеся смогут научиться:
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
III. Содержание курса.
Основное содержание музыкального образования учебного предмета «ОДНК НР»
представлено следующими содержательными линиями:
• Россия – наша Родина.
• Символы нашей Родины.
• Башкортостан – семья народов.
• В мире российской культуры. В мире культуры Башкортостана.
• Нравственные ценности российского народа. Нравственные ценности народов
Башкортостана.
• Духовные ценности российского народа. Духовные ценности народов Башкортостана.
• Твой духовный мир.
• Этикет и культура поведения.
• Религия как часть мировой культуры.
• Основы религиозной культуры народов Башкортостана.
• Ислам как часть мировой культуры. Ислам - одна из основ религиозной культуры
народов Башкортостана.
• Православие как часть мировой культуры. Православие - одна из основ религиозной
культуры народов Башкортостана.
• Буддизм в России и Башкортостане.
• Иудаизм в России и Башкортостане.
5 класс (34 часа)
Россия – наша Родина. Страна, в которой мы живём – Россия. Президент Российской
Федерации. Башкортостан как часть России. Глава Республики Башкортостан. Уфа – столица
нашей республики.
Символы нашей Родины. Государственная символика России. Государственная символика
Башкортостана. Принцип уважения к государственным символам нашей Родины, символам
других народов и стран.
Башкортостан – семья народов. Место Башкортостана на этнической карте России.
Башкиры, как народ, давший название краю. Башкиры в общероссийской семье народов.
Славянские народы (русские, украинцы, белорусы), тюркские народы (башкиры, татары,
чуваши), финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), нашедшие свою малую
Родину в нашем крае. Другие народы, проживающие на территории Башкортостана. Дружба
народов как самое большое богатство в книгах, песнях, картинах, кино. Дружба начинается с
игры: игры народов нашей республики.
Устное народное творчество (фольклор) как составляющая часть духовной культуры народов
Башкортостана: пословицы и поговорки о дружбе, родной земле, труде, дружной семье;
древние мифологические представления народов (сакральные духи – хозяева лесов, гор, рек,
около домашнего мира; запреты, напутствия из обрядового фольклора этнопедагогического
характера (например, благопожелания ребенку); волшебные и богатырские сказки,
мифические легенды о происхождении мира, месяца, звезд; сказания о родном крае, о
происхождении города Уфы.
Природа нашей республики. Курай, башкирская лошадь, кумыс, башкирская пчела и
башкирский мед, бишбармак, баурсак, чак-чак – символы нашего края.
В мире российской культуры. Величие российской культуры. Российская культура как
результат усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных
национальностей.
Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества.
Уважение к культурным ценностям разных народов – черта образованного человека.
Выдающиеся деятели культуры России и Башкортостана: прошлое и современность.
Нравственные ценности российского народа. «Береги землю родимую, как мать
любимую». Славные страницы истории народов России. Фольклор народов России как
носитель нравственных ценностей.
«Жизнь ратными подвигами полна». Ратные подвиги в истории России и нашего края. Вклад
народов нашей страны в защиту Родины.
В труде – красота человека. Трудолюбие одно из важнейших качеств личности. Трудовые
традиции народов России. «Плод добрых трудов славен…». Отношение к труду у
представителей разных народов. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей
разных национальностей на благо Родины.
Бережное отношение к природе. Отношение к природе у представителей разных народов.
Любовь к природе как черта человека. Задача наших современников – сохранение природы.
Заповедники. «Красная книга» России и Башкортостана.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Правила семейных
отношений у разных народов. Семейные ценности – основа человеческого счастья. Семья –
первый трудовой коллектив.
Духовные ценности российского народа. Забота государства о сохранении духовных
ценностей. Хранение памяти предков (на материале России и Башкортостана). Памятные
места в истории нашего края.
Справедливость – основа жизни общества. Народная мудрость о справедливости.
Взаимопомощь и коллективизм – без них невозможна победа.
Твой духовный мир. Содержание духовного мира. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии. Нравственные качества личности.
Этикет и культура поведения. Этикет и поведение людей. История этикета. Особенности
религиозного и светского этикета. Этикет в семье. Современный этикет (поведение в школе,
быту и общественных местах).
Религия как часть мировой культуры. Вера и религия. Возникновение религий, их
многообразие. Религии мира – христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религия как важная
составляющая мировой культуры.
Основы религиозной культуры народов Башкортостана. Религии в Башкортостане.
Религиозные верования башкир в древности. Религиозные верования славян в древности.
Язычество финно-угорских народов. Ислам в Башкортостане. Православие в Башкортостане.
6 класс (34 часа)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть
культуры многонационального народа России. Гимн России. Его история. Гимн
Башкортостана. Уважение к гимну – уважение к стране. Учим наизусть гимны России и
Башкортостана. Ордена и медали России. Ордена и медали Башкортостана. Почетные звания.
Награда – высокая оценка труда и отваги человека.
Башкортостан – семья народов. Народы, населяющие Башкортостан: общая
характеристика. Происхождение этнонима «башкорт»: этнонимические легенды. Тюркские
народы. Башкиры, татары, чуваши Башкортостана: история и современность, численность и
расселение. Традиции и обычаи тюркских народов. Национальная кухня. Фольклор
тюркских народов края – обрядовый, бытовой фольклор народов, сезонные праздники.
В мире культуры Башкортостана. Многообразие российской и башкортостанской
культуры. Башкирский эпос «Урал-батыр», «Акбузат», исторические предания и
топонимические легенды (дети могут записать подобные легенды у своих бабушек и
дедушек), мифические легенды, песни (песня «Урал»). Сказки, былины, думы, исторические
предания, легенды русского (богатырские былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»,
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Слово о полку Игореве»), белорусского (предание
«О крыжацких могилках»; сказочный эпос о героических богатырях-осилках (силачах)
(«Кузнец – богатырь», «Вдовий сын» или «Васька Попелышка») и украинского (преданий о
Киевских князей Олега и Ольгу, цикл былин об Илье-Муромце, думы-песни героического
характера «Дума о Самийла Кошку») народов. Татарские мифические легенды, эпические
произведения (дастаны).
Эпос и исторические предания чувашей (о жизни и героических деяниях древних предков, о
болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве, сказание об
Улыпе – чувашском мифическом добром герое-великане), мордвы (легенды «Пурьгине паз и
Сыржа», «Пламенные сердца»; предания о походе Ивана Грозного на Казань, крещении
мордвы, Разине и Пугачеве, разбойниках и кладах), удмуртов (сказки о Лопшо Педунье,
предания о богатырях – батырах Эштэреке, Пазяле, Миколе, Ядыгаре). Пословицы и
поговорки народов Башкортостана о труде, дружбе, любви к семье, Родине.
Нравственные
ценности
народов
Башкортостана.
Российское
преломление
общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности в культуре тюркских,
славянских, финно-угорских народов Башкортостана. Семейные ценности тюркских народов
Башкортостана. Башкирский, татарский, чувашский фольклор о семейной жизни. Семейные
обряды тюркских народов – свадьба, наречение имени – обрядовый фольклор.
Труд в народном творчестве башкир, татар, чувашей. Знатные люди – герои труда нашего
края.
Участие народов Башкирии в военных действиях. Герои войн – представители тюркских
народов. Участие народов нашего края в Отечественной войне 1812 года. «Северные амуры».
Кахым-туря, Янтуря и его жена. Народы Башкирии в Первой мировой войне. Подвиг
генерала Р.Ш. Сыртланова. Защита Отечества – священный долг в народной памяти башкир,
татар, чувашей. Известные герои Отечественной войны 1812 г., Первой мировой, Великой
Отечественной войн уроженцы вашей малой Родины. Жители нашего края – участники
боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе, Ближнем Востоке – солдаты,
выполнившие свой долг перед Родиной.
Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки патриотизма как любви к родине.
Моя малая родина – город, район, деревня. Родословная и принципы составления
«генеалогического древа». Память о предках – память об истории. Башкирские шежере как
память народа. Праздник шежере. Храним память о наших предках дома, в музее, архиве.
Твой духовный мир. Приоритет духовного над материальным – одна из нравственных
ценностей народов России. Не всё можно купить, не все блага дороже совести. История
народов России – пример победы духа.
Этикет и культура поведения. Мудрость народов, населяющих Башкортостан, о
путешествиях и путешественниках. Вежливость и осторожность в дороге. Современный
этикет путешественника и правила поведения на дороге, в автобусе, поезде, самолете, судне.
Правила дорожного движения.
Ислам как часть мировой культуры. Возникновение ислама, его современное состояние.
Сунниты и шииты – два основных направления ислама. Суфизм. Основы ислама.
Нравственные ценности ислама.
Ислам в России. Духовное управление мусульман России – центр мусульман России. Уфа
как исламская столица России. Значение ислама для укрепления российского
государственности и развития российской культуры. Ислам в мировой культуре. Святыни
ислама.
Ислам - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана. Ислам в
Башкортостане. Архитектурные памятники – мечети. Мусульманские праздники.
Религиозный этикет. Как вести себя в мечети.
7 класс (17,5 часа)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – часть
российской и мировой культуры. Герб России, его история. Герб России – главный символ
нашей страны. Гербы субъектов Федерации. Герб Республики Башкортостан, его история.
Гербы районов и городов Башкортостана.
Башкортостан – семья народов. Мозаика народов Башкортостана. Славянские народы
(русские, украинцы, белорусы) Башкортостана, их переселение в край. История и
современность. Численность и расселение. Традиции и обычаи русских, украинцев,
белорусов. Национальная кухня. Фольклор славянских народов края. Славянская культура –
основа российской культуры.
В мире культуры Башкортостана. Поэты, писатели-просветители народов Башкортостана:
С. Юлаев, М. Акмулла, М. Уметбаев – башкирского народа; Г. Тукай – татарского народа; К.
Иванов – чувашского народа; С.Т. Аксаков – русского народа; Я. Купала – белорусского
народа; М. Рыльский – украинского народа; В. Пурьгине-Горбунова – мордовского народа;
И. Осьмин – марийского народа; А.Н. Клабуков – удмуртского народа.
Музыкальная культура народов Башкортостана. Народные инструменты – курай, кубыз,
домра, кыл-кубыз, скрипка, балалайка, барабан, гармонь. Культура музыкального народного
творчества. Известные творческие коллективы Башкортостана, сохраняющие музыкальное
творчество народов республики. Выдающиеся исполнители народной музыки. Известные
кураисты Башкортостана (Кубагуш-сэсэн, Баик-сэсэн, Ишмухамет Мурзакаев, Юмабай
Исянбаев, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов,
Азат Аиткулов, Роберт Юлдашев).
Танцы народов Башкортостана. Исторические танцы. Современные танцы. Богатство
народной хореографии. Танцевальные коллективы нашей республики – хранители народной
культуры танца. Государственный академический ансамбль народного танца Башкортостана
имени Ф. Гаскарова.
Национальный костюм народов Башкортостана. Особенности народной одежды. Орнамент и
вышивка. Украшения. Культура ношения народной одежды.
Нравственные ценности народов Башкортостана. Любовь к Родине – основная
нравственная ценность народов России. Любовь к родной земле в фольклоре народов,
населяющих Башкортостан. Тема любви к Родине в фольклоре славянских народов
Башкортостана.
Семья – начало формирования человека и гражданина. Ценность семейной жизни в истории
и современности. Защита семьи – забота общества и государства.
Труд во благо. Трудовой подвиг народов Башкортостана освоивших территорию края,
построивших города и деревни, возделавших поля и леса. Служение Отчеству – священный
долг. Военная служба в прошлом и настоящем. Герои Башкортостана, защищавшие Родину
от вражеских захватчиков. Служба в российской армии как почетная обязанность мужчин
России.
Духовные ценности народов Башкортостана. Истоки литературного творчества народов
Башкортостана. Многонациональная литература народов Башкортостана, история и
современность. Книга – носитель духовных ценностей. Как пишут книгу. Писатель, ученый –
авторы книг. Память о прошлом – мемуары и дневники. Искусство изготовления книги.
Библиотеки – хранилища знаний и культуры. Выдающиеся писатели и ученые нашего края.
Энциклопедии. Башкирская энциклопедия. Словари – хранилища языков. Многотомной свод
«Башкирское народное творчество», как кладезь духовных ценностей башкир.
Средства массовой информации в прошлом и настоящем. Современная периодическая
печать Башкортостана. Основные республиканские издания: газеты «Республика
Башкортостан», «Вечерняя Уфа», «Уфимская неделя», «Уфимские ведомости», «Уфимские
вести» (на русском языке), «Башкортостан», «Киске Өфө», «Йәшлек», «Йәншишмә»,
журналы «Аманат», «Акбузат» (на башкирском языке), газета «Урал сасси» (на чувашском
языке), газета «Кызыл таң», журнал «Әллүки» (на татарском языке), газета «Чолман» (на
марийском языке). Работа журналиста.
Интернет-сайты – информационные ленты. Интернет-пространство как способ визуализации
информации, расширения информационного поля.
Твой духовный мир. Ценность человеческой жизни в культуре народов Башкортостана.
Народная мудрость о поддержке и взаимопомощи. Спасение людей, находящихся в
опасности – долг любого человека. Истоки правосознания народов Башкортостана.
Древнейшие правовые кодексы. Современное представление о правах и свободах человека.
Конституция России, Конституция Республики Башкортостан о защите прав и свобод
человека. Россия – страна свободных людей. Вместе и уважая друг друга, созидаем будущее.
Этикет и культура поведения. Принципы поведения в общественных местах, отраженные в
народной мудрости народов края. Русские пословицы и поговорки о нормах поведения.
Современные правила поведения за столом. Этикет в столовой, кафе, ресторане. Традиции и
правила.
Православие как часть мировой культуры. Православие: история и современность.
Основы православия. Нравственные ценности православия. Роль православия в становлении
и укреплении российской государственности. Православные святые и подвижники. Значение
православия для российской культуры. Православие в мировой культуре. Православные
святыни. Храмы и монастыри. Православные праздники.
Православие - одна из основ религиозной культуры народов Башкортостана.
Православие в Башкортостане: история и современность. Православные храмы нашего края.
Православный календарь. Религиозный этикет. Как вести себя в храме.
8 класс (17,5 часа)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – основа
культуры современного российского общества. Флаг России, его история. Флаг
Башкортостана. Флаги, знамёна, штандарты. Флаги субъектов Федерации. Флаги районов и
городов Башкортостана.
Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – культура наших предков. Храним
свою культуру и уважительно относимся к культурам других народов. Президент России.
Глава Республики Башкортостан. Административное устройство России и Башкортостана.
Башкортостан – семья народов. Этническое многообразие Башкортостана. Финноугорские народы. Марийцы, мордва, удмурты Башкортостана: численность и расселение,
традиции и обычаи. Национальная кухня. Фольклор марийцев, удмуртов, мордвы.
Дружба народов как самое большое богатство, её отражение в культуре и искусстве.
Выдающиеся деятели нашего края – представители многонационального Башкортостана.
В мире культуры Башкортостана. Происхождение театрального искусства. Обрядовые
истоки народного театра. Театральная культура народов Башкортостана. История и
современность театра в Башкортостане. Театры Республики Башкортостан. Создание
спектакля – труд многих творческих людей. Выдающиеся деятели театрального искусства
нашей республики.
Ценность физической культуры. Национальные виды состязаний. Спортивная культура.
Спортивная жизнь республики. Массовый спорт. Легкая атлетика, зимние виды спорта.
Спорт как часть современной культуры.
Истоки музыкального творчества народов Башкортостана. Современное музыкальное
творчество народов Башкортостана. Классическая музыка: опера, симфонии, музыка для
балета и кино. Выдающиеся исполнительские коллективы Башкортостана. Национальный
симфонический оркестр Республики Башкортостан. Выдающиеся композиторы и
исполнители Башкортостана (Газиз Альмухаметов, Нариман Сабитов, Загир Исмагилов,
Хусаин Ахметов, Салават Низамутдинов, Радик Гареев, Аскар и Ильдар Абдразаковы,
Светлана Аргинбаева).
Песенное творчество. Музыканты и поэты – создатели песен. Известные исполнители
народных и авторских песен. Эстрадная музыка Башкортостана (Бахти Гайсин, Фарида
Кудашева, Роза Сахаутдинова, Ильфак Смаков, Назифа Кадырова, Магафур Хисматуллин,
Рим Хасанов, Айдар Галимов). Современные исполнители. Тема Родины, труда, дружбы
народов в творчестве современных авторов и исполнителей песен.
Рок-музыка. Юрий Шевчук, Земфира. Башкирский рок. Группы «Дервиш-Хан», «Ант»,
«Далан», «Ак-Йондоз». Этно-рок группы «Дервиш-Хан», «Караван-Сарай».
Джаз. Башкирский джаз. Марат Юлдыбаев и группа «Дустар», Олег Киреев и группа
«Орлан». Современные джазовые фестивали.
Башкирское кино. Киностудия «Башкортостан». Известные деятели киноискусства: Амир
Абдразаков, Малик Якшимбетов, Рияз Исхаков, Айсыуак Юмагулов, Айнур Аскаров, Булат
Юсупов, Зухра Буракаева. Документальное кино, игровое кино. Киношколы. Женское кино
Башкортостана.
Телевидение в Башкортостане. История и современность. Телерадиокомпании.
Нравственные ценности народов Башкортостана. Принципы общечеловеческих
ценностей в культуре народов Башкортостана. Нормы морали и нравственности – основа
существования общества. Гуманизм, милосердие к людям, животным – отличительная черта
воспитанного человека. Народы Башкортостана о гуманизме и милосердии.
Любовь к Родине – основная тема народного творчества. Патриотические мотивы в
фольклоре марийцев, мордвы, удмуртов России и Башкортостана.
Семейные ценности в фольклоре народов Башкортостана. Финно-угорские народы края о
значении семьи и родственных связей в жизни человека и общества.
Труд как основа благополучия в народном творчестве. Пословицы, поговорки, притчи
финно-угров края, посвященные теме труда. Известные деятели труда – представители
марийского, мордовского, удмуртского народов.
Служение Отечеству и героизм народов Башкортостана. Представители финно-угорских
народов России и Башкортостана, прославившие себя ратными подвигами.
Любовь к Родине, ценность семейной жизни, созидательный труд, служение Отечеству – в
литературе, изобразительном искусстве Башкортостана. Созвучность с нравственнодуховными представлениями наших соседей – народов Татарстана, Удмуртии, Пермского
края, Челябинской и Оренбургской областей. Дружба народов в труде и в быту – основа
процветания России. Опасность пропаганды национализма и сепаратизма в нашей
многонациональной стране. Поддержка мира и согласия как нравственный долг каждого
человека.
Духовные ценности народов Башкортостана. Изобразительное искусство как духовная
ценность общества. Происхождение изобразительного искусства. От рисунков в пещере
Шульган-Таш до картин современных художников. Творческие союзы, галереи, выставки.
Направления в живописи, графике, прикладном искусстве Башкортостана. Искусство
фотографии. Архитектура Башкортостана. Выдающиеся художники, скульпторы,
архитекторы, фотографы Республики Башкортостан.
Интернет-сайты рассказывающие об искусстве Башкортостана. Виртуальные прогулки по
музеям и галереям. Интернет-пространство как возможность познакомиться с культурой
народов России и всего мира.
Философское осмысление жизни. Философия – ориентир развития человека и общества.
Нравственность и мораль. Традиции нравственности и морали народов Башкортостана.
Нравственные размышления и искания в творчестве просветителей М. Акмуллы
(«Назиданья», «Наш мир», «Башкиры мои, надо учиться!»), Р. Фахретдинова (Назидания
детям, их родителям), М. Карима (поэзия «Я – россиянин!», «Европа-Азия», поэма «Черные
воды», пьесы «Салават. Семь сновидений сквозь явь»; повести «Радость нашего дома»,
«Долгое-долгое детство»), Р. Гарипова (стихи «Родной язык», «Жаворонок», поэма
«Поклонение 1937»), А. Гиниатуллина (повесть «Вот кончится война», рассказ «Страх») –
башкирская литература, С.Т. Аксакова («Детские годы Багрова внука»), М.А. Чванов –
русская литература, Г. Тукая (стихи «Шурале», «Водяная», «Родной язык»), Г. Ибрагимова
(рассказ «Чубарый»), Р. Миннуллина (стихи «Люблю вас, современники!», «Мы – Сак-Сук»)
– татарская, К. Иванова (поэма «Нарспи»), Г. Матвеева (поэмы «Чуваш») – чувашская
литература, М. Сайгина (повесть «Материнское сердце»), А.С. Щеглова (рассказ «Факир») –
мордовская литература, Ю. Андруховича («Московиада») – украинская литература, К. Герда
(поэма «Керемет»), пьеса ««Туно» («Ворожея») – удмуртская литература, Янки Купала
(поэма «Курган», драмы «Сон на кургане»), В.В. Быкова (повести «Пойти и не вернуться»,
«Болото») – белорусская литература.
Твой духовный мир. Нравственность в современном российском обществе. Пример
проявления гуманизма, милосердия в поведении людей. Отклонения от нравственных норм у
отдельных людей, в том числе подростков, их опасные последствия. Нравственный облик
современного молодого человека.
Башкортостан – как малая Родина и Россия как наша большая Отчизна. Историческое
единство народов как основа современной жизни России. Неразрывность прошлого: история
народов страны как одна судьба. Преемственность истории нашей Родины как нравственнодуховная ценность. Мы не можем отказаться от прошлого, опираясь на него, строим
будущее. Ответственность современной молодежи за будущее страны.
Этикет и культура поведения. Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов
Башкортостана. Современная культура отдыха и релаксации. Этикет и поведение людей в
спортзале, кинотеатре, опере, концертном зале, картинной галерее.
Открытость и тактичность как признак воспитанного человека. Современный этикет и
поведение в школе, быту и общественных местах. Люди с ограниченными физическими
возможностями – часть нашего общества. Помощь людям с ограниченными физическими
возможностями, детям и пожилым – норма поведения современного человека.
Поведение в электронном публичном пространстве: интернет-сайты, блоги, чаты.
Ответственность за то, что публикуешь в интернете. Культура общения в интернете.
Виртуальное общение не заменит человеческого общения. Дружба и товарищество – твоё
богатство на всю жизнь.
Религия как часть мировой культуры. Роль религии в современном мире. Роль религии в
формировании культуры российского общества. Традиционные конфессии и свобода совести
в России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Сохранение мира,
взаимопонимание и уважение – важная задача для многонациональной и
многоконфессиональной России.
Неорелигии (секты), психокульты – их синкретичность, противоречивость, опасность
воздействия на людей. Религиозная нетерпимость – опасное явление в жизни общества.
Буддизм в России и Башкортостане. Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее.
Основы буддизма. Нравственные ценности буддизма. Буддизм в России. Роль буддизма в
укреплении российской государственности. Народы России, исповедующие буддизма.
Буддизм в мировой культуре. Буддизм и этикет. Праздники буддистов России. Буддизм в
Башкортостане.
Иудаизм в России и Башкортостане. Возникновение иудаизма, его история. Основы
иудаизма. Нравственные ценности иудаизма. Иудаизм в мировой культуре. Иудаизм в
России. Иудейские религиозные праздники. Религиозный календарь. Иудаизм и этикет.
Иудаизм в Башкортостане.
.Основы религиозной культуры народов Башкортостана.. История язычества. Основы
языческой веры, её гармония с природой. Язычество в культуре народов России.
Религиозные и культурные традиции финно-угорского населения Башкортостана.
Религиозные праздники марийцев, удмуртов, мордвы. Священные рощи. Правила поведения
в Священной роще.
Религии в Башкортостане. Религиозная терпимость – историческая традиция, заложенная
нашими предками. Уважительное отношение к верующим и религии – положительная черта
воспитанного человека.
IV. Тематическое планирование.
Содержательные линии
Россия – наша Родина.
Символы нашей Родины.
Башкортостан – семья народов.
В мире российской культуры. В мире культуры
Башкортостана.
Нравственные ценности российского народа. Нравственные
ценности народов Башкортостана.
Духовные ценности российского народа. Духовные
ценности народов Башкортостана.
Твой духовный мир.
Этикет и культура поведения.
Религия как часть мировой культуры.
Основы религиозной культуры народов Башкортостана.
Ислам как часть мировой культуры. Ислам - одна из основ
религиозной культуры народов Башкортостана.
Православие как часть мировой культуры. Православие одна из основ религиозной культуры народов
Башкортостана.
Буддизм в России и Башкортостане.
Иудаизм в России и Башкортостане.
Итого:
5 класс (ч.)
2
2
4
6 класс (ч.)
4
4
7 класс (ч.)
1
2
8 класс (ч.)
1
1
6
6
2
2
6
6
3
2
4
6
3
3
4
2
2
2
3
2
-
2
2,5
-
2
2
1
1,5
-
3
-
-
-
-
2
-
34
34
17,5
1
1
17,5
V. Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по музыке.
Содержательный контроль и оценка знаний предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения курса ОДНК НР учеником и не допускает сравнения его с
другими детьми.
Итоговая работа проводится в мае и включает защиту проекта по основным темам курса.
Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику
личностных изменений учащихся.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности
суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не
владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой
единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий
оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе
выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –
тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка
«4»
выводится
при
выполнении
следующих
активная,
но
иногда
с
ошибками
работа
учащегося
выполнение
дополнительных
заданий
по
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие
самостоятельной
активности
на
отсутствие
выполнения
дополнительных
- низкий уровень знания базового материала.
требований:
на
уроке;
желанию;
уроке;
заданий;
Поурочное планироваиие
5 класс
Название раздела,
№
п/п
тема урока
5а
Россия – наша Родина.
Страна, в которой мы живем.
1.
Башкортостан как часть России.
Человек – творец и носитель
2.
культуры
Символы нашей Родины.
Государственная символика России.
3. Государственная символика
Башкортостана.
Величие многонациональной
4.
культуры
Башкортостан – семья народов.
Народы на территории
5.
Башкортостана.
6. Культура народов Башкортостана
Дружба народов как самое большое
7.
богатство.
Многонациональный народ
8. Башкортостана и его культурные и
религиозные традиции
В мире российской культуры.
Российская культура - плод усилий
9.
разных народов.
Что такое духовные традиции
10.
народов
Выдающиеся деятели культуры –
11. представители разных
национальностей.
Культурные и религиозные
12.
традиции народов России
Памятники духовной культуры
13.
народов России.
Памятники духовной культуры
14.
Башкортостана
Нравственные ценности российского народа.
Фольклор народов России как
15.
носитель нравственных ценностей.
Долг каждого человека –
16. сохранение культурного наследия
своей страны и малой родины.
Славные страницы истории народов
17.
России.
Забота государства о духовной
18.
культуре и её развитии
Театры, музеи и другие учреждения
19. и их роль в сохранении духовной
культуры.
Семья – хранитель духовных
20.
ценностей.
Духовные ценности российского народа.
Сроки проведения
(план/ факт)
5б
5в
5г
5д
21. Хранить память предков.
Человек – творец и носитель
22.
культуры.
Справедливость – основа жизни
23.
общества.
Что такое совесть. Ответственность
24. человека перед родителями, семьёй,
обществом, государством.
Твой духовный мир.
25. Что составляет духовный мир.
Образованность человека, его
26.
интересы, увлечения, симпатии.
27. Нравственные качества личности.
Культура поведения современного
28.
человека.
Этикет и культура поведения.
Что такое правила хорошего тона.
29. История этикета. Современный
этикет.
30. Твоя культура поведения.
Религия как часть мировой культуры.
Возникновение религий, их
многообразие.
Культура христианства, ислама,
32.
буддизма и иудаизма.
31.
Основы религиозной культуры народов Башкортостана.
33. Религии в Башкортостане.
Урок закрепления и обобщения
изученного материала по курсу.
34.
Культурное наследие России:
почему необходимо его сохранять.
Итого:
34
6 класс
№
п/п
Название раздела,
тема урока
Сроки проведения (план/ факт)
6а
Символы нашей Родины.
1. Культура общества.
2. Гимн – главный символ страны.
3. Гражданин и государство.
Кого называют патриотом.
4. Героические страницы истории
нашей страны.
Почетные звания и награды –
5. высокая оценка труда и отваги
человека.
6. Нравственные ценности личности
Башкортостан – семья народов.
Внутренний мир первобытного
7.
человека, его духовность.
8. Памятники первобытности и их
6б
6в
значение для понимания духовного
мира первобытного человека.
Андроновская и сарматская
9. культуры на территории нашего
края, их сущность и особенности.
Ананьевская и пьяноборская
культуры. Жизнь и быт
10.
кушнаренковских и бахмутинских
племен - предков ранних башкир.
Народы, населяющие
11. Башкортостан: общая
характеристика.
12. Традиции и обычаи тюркских
народов.
Художественная культура народов России.
13. Области художественной культуры.
Декоративно-прикладное искусство
14.
народов России.
Выдающиеся деятели культуры
15.
народов России.
Художественная культура,
16.
рожденная религией.
Художественная культура
17.
традиционных религий России.
Культура и нравственные ценности народов Башкортостана.
Многообразие российской и
18. башкирской культуры. Башкирский
эпос.
Сказки, былины, думы,
исторические предания, легенды
19. русского народа. Эпос и
исторические предания чувашей,
мордвы, удмуртов
Труд в народном творчестве
20. башкир, татар, чувашей. Знатные
люди – герои труда нашего края.
Участие народов Башкирии в
21.
военных действиях.
Духовные ценности народов Башкортостана.
22. Моя малая родина.
Семейные ценности тюркских
23.
народов.
24. Моя семья, моя родословная.
25. Башкирское шежере как память.
26. Семья – ячейка общества.
27. Семейные ценности.
Этикет и культура поведения.
28. Общество и образование.
Страницы истории развития
29.
образования.
Ислам как часть мировой культуры. Ислам - одна из основ религиозной
культуры народов Башкортостана.
30. Ислам, его современное состояние.
31. Роль ислама в обществе и культуре.
Религия и образование.
Твой духовный мир.
32. Духовный мир, культура поведения.
Кого называют образованным
33.
человеком.
Урок закрепления и обобщения
изученного материала по курсу.
34.
Культурное наследие России:
почему необходимо его сохранять.
Итого:
17,5
7 класс
№
п/п
Название раздела,
тема урока
Сроки проведения (план/ факт)
7а
Символы нашей Родины.
Герб России – главный символ
нашей страны. Гербы субъектов
Федерации. Герб России, его
1.
история. Герб Республики
Башкортостан, его история. Гербы
районов и городов Башкортостана.
Башкортостан – семья народов.
Мозаика народов Башкортостана.
Славянские народы (русские,
2. украинцы, белорусы)
Башкортостана, их переселение в
край.
Фольклор славянских народов
3. края. Славянская культура –
основа российской культуры.
В мире культуры Башкортостана.
Поэты, писатели-просветители
4.
народов Башкортостана:
Музыкальная культура народов
5. Башкортостана. Национальный
костюм народов Башкортостана.
Нравственные ценности народов Башкортостана.
Любовь к Родине – основная
нравственная ценность народов
6. России. Любовь к родной земле в
фольклоре народов, населяющих
Башкортостан.
Семья – начало формирования
человека и гражданина. Ценность
7.
семейной жизни в истории и
современности.
Военная служба в прошлом и
настоящем. Герои Башкортостана,
8.
защищавшие Родину от вражеских
захватчиков.
Духовные ценности народов Башкортостана.
Многонациональная литература
народов Башкортостана, история и
9.
современность. Книга – носитель
духовных ценностей.
10. Энциклопедии. Башкирская
7б
7в
7г
энциклопедия. Словари –
хранилища языков.
Средства массовой информации в
прошлом и настоящем.
11.
Современная периодическая
печать Башкортостана.
Твой духовный мир.
Ценность человеческой жизни в
культуре народов Башкортостана.
12.
Народная мудрость о поддержке и
взаимопомощи.
Древнейшие правовые кодексы.
Современное представление о
13. правах и свободах человека.
Конституция России, Конституция
Республики Башкортостан
Православие как часть мировой культуры.
Православие: история и
современность. Основы
14.
православия. Нравственные
ценности православия.
Православные святыни. Храмы и
15.
монастыри.
Этикет и культура поведения.
Принципы поведения в
общественных местах, отраженные
16.
в народной мудрости народов
края.
17. Традиции и правила.
Итого:
17,5
8 класс
№
п/п
Название раздела,
тема урока
Символы нашей Родины.
Флаги, знамёна, штандарты. Флаги
субъектов Федерации. Флаг
1. России, его история. Флаг
Башкортостана. Флаги районов и
городов Башкортостана.
Башкортостан – семья народов.
Дружба народов как самое
большое богатство, её отражение в
культуре и искусстве.
2. Выдающиеся деятели нашего края
– представители
многонационального
Башкортостана.
В мире культуры Башкортостана.
Театральная культура народов
3.
Башкортостана.
4. Телевидение в Башкортостане.
Нравственные ценности народов Башкортостана.
5. Семейные ценности в фольклоре
Сроки проведения
(план/ факт)
8а
8б
8в
8г
народов Башкортостана.
Служение Отечеству и героизм
6.
народов Башкортостана.
Духовные ценности народов Башкортостана.
Изобразительное искусство как
духовная ценность общества.
7.
Творческие союзы, галереи,
выставки.
Интернет-пространство как
возможность познакомиться с
8.
культурой народов России и всего
мира.
Философское осмысление жизни.
9. Традиции нравственности и
морали народов Башкортостана.
Твой духовный мир.
Нравственность в современном
российском обществе. Пример
10.
проявления гуманизма,
милосердия в поведении людей.
Ответственность современной
11.
молодежи за будущее.
Этикет и культура поведения.
Соотношение труда и отдыха в
фольклоре народов
12.
Башкортостана. Современная
культура отдыха и релаксации.
Поведение в электронном
публичном пространстве:
интернет-сайты, блоги, чаты.
13.
Ответственность за то, что
публикуешь в интернете. Культура
общения в интернете.
Религия как часть мировой культуры.
Роль религии в современном мире.
14. Роль религии в формировании
культуры российского общества.
Буддизм в России и Башкортостане.
Возникновение буддизма, его
прошлое и настоящее. Основы
15.
буддизма. Нравственные ценности
буддизма.
Иудаизм в России и Башкортостане.
Возникновение иудаизма, его
16. история. Основы иудаизма.
Нравственные ценности иудаизма.
Основы религиозной культуры народов Башкортостана.
История язычества. Основы
языческой веры, её гармония с
17.
природой. Язычество в культуре
народов России.
Итого:
17,5