РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родной (башкирский) язык
для обучающихся 7 - 9 классов
Составители:
Сабина А.Т., Галлямова М.Д.,
учителя башкирского языка и
литературы
Уфа 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной (башкирский) язык» для 7-9
классов основного общего образования (далее – Программа) составлена на основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе, учебного плана МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» и приведена в
соответствие с Федеральной образовательной программой основного общего образования
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»);
Рабочая программа учебного предмета «Родной (башкирский) язык» для 7-9
классов основного общего образования (далее – Программа) определяет содержание
учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной
(башкирский) язык».
Нормативная правовая база Программы:
− Конституция Российской Федерации;
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
− Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
− Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
− Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/22 от 23
июня 2022 г.).
Программа разработана для общеобразовательных организаций Республики
Башкортостан и других регионов Российской Федерации, реализующих программы
начального общего образования с обучением на русском языке, и направлена на оказание
методической помощи учителям, работающим с предметной областью «Родной язык и
родная литература».
Программа разработана для обучающихся, владеющих и слабо владеющих родным
башкирским языком.
Содержание Программы выстроено в соответствии с системно-деятельностным
подходом и нацелено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее –
ФГОС ООО) к предметной области «Родной язык и родная литература». Авторысоставители учебников и рабочих программ вправе расширить объем и содержание
учебного материала; рекомендовать виды работ, способствующих развитию и воспитанию
обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «Родной (башкирский) язык»
Курс «Родной (башкирский) язык» направлен на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (башкирский) язык» не
ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные языки.
В содержании курса «Родной (башкирский) язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к грамматической структуре языка, а к вопросам
реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям родного языка с историей и культурой народа. Программа
отражает социокультурный контекст существования башкирского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной
деятельности (языковые конкурсы, лингвистические игры, походы в этнографические
музеи и т. п.).
Цель и задачи изучения учебного предмета «Родной (башкирский) язык»
Цель
изучения
учебного
предмета
«Родной
(башкирский)
язык»
–
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений и культуры
речи на родном языке, расширение знаний о специфике башкирского языка, основных
языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке; формирование российской
гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (башкирский) язык»:
−
развитие навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
−
практическое использование коммуникативно-эстетических средств родного
(башкирского) языка;
−
расширение и систематизация научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка;
−
формирование
навыков
проведения
различных
видов
анализа
слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
−
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств на родном (башкирском) языке адекватно ситуации и стилю общения;
−
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
−
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета
«Родной (башкирский) язык»
Содержание курса основывается на изучении базовых языковедческих понятий,
соответствующих основным разделам языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис),
и освоении приемов работы с языковыми единицами. Факты башкирского языка
преподаются в сравнении с языковыми явлениями параллельно изучаемого русского
языка.
С целью углубления знаний обучающихся об истории родного языка в Программу
включены исторические справки о башкирском языке, отражающие произошедшие в нем
изменения и основные процессы его развития. Также объясняется значение сложных слов
с архаичным значением, встречающихся в исторических песнях, пословицах, кубаирах
(термины родства, забытые слова из жизнедеятельности башкир, географические
названия, бюрократическая лексика и др.).
Программой предусмотрены все необходимые виды работ для совершенствования
речевой деятельности обучающихся (аудирование, разговорная практика, чтение, письмо).
Речевая деятельность имеет место как при работе над текстом, так и при изучении
языкового материала.
С учетом наличия межпредметных связей (с учебными предметами «Родная
(башкирская) литература, «Русский язык» и др.) и нацеленности содержания курса на
достижение определенных метапредметных результатов в Программу включены тексты,
имеющие отношение к биологии, географии, математике, истории, экологии.
Для целокупного постижения башкирской культуры и лучшего понимания
оригинального менталитета башкирского народа при изучении родного (башкирского)
языка проводятся обязательные параллели с курсом родной (башкирской) литературы.
В
Программе
выделяются
две
сквозные
содержательные
линии.
Первая
содержательная линия – «Речевая деятельность и культура речи» – направлена на
формирование навыков речевого общения. Вторая содержательная линия – «Основные
сведения о языке. Разделы науки о языке»
– направлена на формирование
лингвистической компетенции обучающихся и включает разделы, отражающие структуру
башкирского языка и особенности функционирования языковых единиц.
Место учебного предмета «Родной (башкирский) язык» в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Родной язык» входит в
предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для
изучения.
На изучение учебного предмета «Родной (башкирский) язык» отводится в 7 классе
– 17 часов, в 8 классе – 17 часов, в 9 классе – 17 часов.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличивать количество
часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК»
7 класс
Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
Лексика: омонимия и паронимия. Виды омонимов. Правильное использование
омонимов в речи.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической
сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление
паронимов в речи. Распространенные речевые ошибки‚ связанные с употреблением
паронимов в речи.
Башкирская традиционная этикетная речевая манера общения. Исключение
категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие
жесты.
Раздел 2. Основные сведения о языке. Разделы науки о языке
Повторение тем по фонетике, словообразованию и морфологии башкирского языка.
Разделение слов на части речи. Изменение имен существительных. Правописание
числительных.
Входной диктант (90 слов).
Глагол. Личные и безличные глаголы.
Тематические группы глаголов.
Самостоятельные и вспомогательные глаголы.
Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение. Формы времени изъявительного
наклонения.
Синтаксические функции глаголов изъявительного наклонения. Отрицательные
формы глагола.
Повелительное
наклонение
глагола.
Семантические
типы
повелительного
наклонения.
Желательное наклонение глагола.
Условное наклонение.
Глагольные формы. Имя действия. Причастие. Временные формы причастия.
Инфинитив. Деепричастие. Формы деепричастия в башкирском языке.
Наречие. Виды наречий.
Имя числительное в башкирском и русском языках.
Проектная работа.
Служебные части речи. Союзы, послелоги, частицы. Послелоги в башкирском и
предлоги в русском языках: их функции.
Междометие.
Диктант (100 слов).
Практическая работа над закреплением материала по служебным частям речи.
8 класс
Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
Основные орфоэпические нормы современного башкирского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Произношение в начале слова
гласного [v] вместо [в], правописание согласных в словах, заимствованных из арабского,
персидского и русского языков. Правильное произношение гласного [и] в конце слова.
Лексика: синонимия, синонимический ряд. Синонимия речевых формул.
Этикетные речевые тактики и приемы в коммуникации.
Раздел 2. Основные сведения о языке. Разделы науки о языке
Повторение пройденного материала в 7 классе: глагол, наречие, служебные части
речи. Способы различия частей речи.
Письменная работа: входной диктант (110 слов).
Синтаксис простого предложения. Виды предложений по интонации и цели
высказывания:
повествовательное
предложение,
вопросительное
предложение,
побудительно-восклицательное предложение.
Виды связи слов. Сочинительная связь. Подчинительная связь.
Виды синтаксической связи слов в предложении: согласование, управление,
примыкание, изафет. Сравнительный анализ видов связи слов в башкирском и русском
языках.
Строение предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.
Части речи в функции подлежащего и сказуемого.
Порядок слов в башкирском и русском предложении.
Второстепенные члены предложения. Однородные и неоднородные определения,
их функциональная особенность в предложении.
Дополнение. Части речи в функции дополнения. Прямое дополнение, косвенное
дополнение.
Работа с текстами произведений о Салавате Юлаеве: лексический анализ,
синтаксический анализ.
Обстоятельство. Виды обстоятельств. Обстоятельства образа действия, времени,
места, причины, меры, условия.
Работа с текстами на зимнюю тему.
Односоставные и двусоставные предложения. Нераспространенные предложения.
Распространенные предложения.
Односоставные
предложения:
определенно-личное,
обобщенно-личное,
неопределенно-личное, безличное, назывное.
Полные и неполные предложения.
Обособленные второстепенные члены предложения.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения. Вводные
слова и вводные предложения.
Проектная работа.
Прямая речь. Косвенная речь.
Письменная работа: диктант (120 слов).
9 класс
Раздел 1. Речевая деятельность и культура речи
Функциональные стили речи. Разговорная речь. Официально-деловой стиль.
Публицистический стиль. Художественный стиль. Учебно-научный стиль. Доклад,
сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Культура речи. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Язык
художественной
литературы.
Диалогичность
в
художественном
произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Ошибки в речи современного школьника.
Этика и этикет общения в интернете. Этикет переписки в социальных сетях.
Нормы, правила этикета интернет-обсуждения, интернет-диспута.
Раздел 2. Основные сведения о языке. Разделы науки о языке
Лингвистические словари башкирского языка. Академический словарь.
Толковые словари. Фразеологический словарь башкирского языка. Словарь башкирских
народных пословиц и поговорок. Ономастические словари башкирского языка.
Основные фонетические процессы в башкирском языке.
Проектная работа.
Территориальные особенности разговорного башкирского языка. Диалектизмы.
Синтаксис. Слово и предложение. Распространенные и нераспространенные
предложения.
Синтаксис сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Союзные и
бессоюзные сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Сложные синтаксические конструкции в башкирском языке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (БАШКИРСКИЙ) ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения примерной образовательной программы по
родному (башкирскому) языку на уровне основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения учебного предмета «Родной (башкирский) язык» в 7–9
классах у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
–
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
–
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (башкирском)
языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
–
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на родном (башкирском) языке;
–
готовность
к
разнообразной
совместной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении;
–
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтерство);
патриотического воспитания:
–
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (башкирского) языка в ряду
других родных языков народов Российской Федерации;
–
проявление интереса к познанию родного (башкирском) языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте
учебного предмета «Родной (башкирский) язык»;
–
ценностное отношение к родному (башкирскому) языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
в том числе отраженным в художественных произведениях;
–
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
–
готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
–
активное неприятие асоциальных поступков;
–
свобода и
ответственность личности
в условиях индивидуального
и
общественного пространства;
эстетического воспитания:
–
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
башкирского и других народов;
–
понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
–
осознание важности родного (башкирского) языка как средства коммуникации
и самовыражения;
–
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
–
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
–
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
–
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
–
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья;
–
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
–
способность
адаптироваться
к
стрессовым
ситуациям
и
меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
–
умение принимать себя и других не осуждая;
–
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном
языке;
–
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
трудового воспитания:
–
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
–
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
–
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
–
умение рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
–
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
–
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
–
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
–
числе
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
сформированное
при
знакомстве
поднимающими экологические проблемы;
с
литературными
произведениями,
–
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
–
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
–
готовность
к
участию
в
практической
деятельности
экологической
направленности;
ценности научного познания:
–
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;
–
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства
познания мира;
–
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом
специфики школьного языкового образования;
–
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
–
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
–
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности,
открытость опыту и знаниям других;
–
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
–
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые
знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций,
планировать свое развитие;
–
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь
природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
–
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
–
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» в 7–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
–
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
–
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
–
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
–
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
–
выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной
учебной задачи;
–
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
–
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев;
базовые исследовательские действия:
–
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
–
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
–
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
–
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
–
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
–
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
–
самостоятельно
формулировать
обобщения и
выводы
по
результатам
проведенного наблюдения, исследования;
–
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
–
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
–
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
–
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
–
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
–
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
–
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
–
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от
коммуникативной установки;
–
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
–
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» в 7–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
–
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
–
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
–
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
–
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
–
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
–
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
–
публично
представлять
результаты
проведенного
языкового
анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
–
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала;
совместная деятельность:
–
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
–
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и
выполнять действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
–
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
–
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и иные);
–
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
–
оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» в 7–9 классах
обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
–
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
–
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
–
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
–
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
–
делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
–
владеть
разными
способами
самоконтроля
(в
том
числе
речевого),
самомотивации и рефлексии;
–
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
–
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–
объяснять причины достижения/недостижения результата деятельности;
–
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их,
давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с
учетом целей и условий общения;
–
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
эмоциональный интеллект:
–
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
–
выявлять и анализировать причины эмоций;
–
понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую
ситуацию;
–
регулировать способ выражения собственных эмоций;
принятие себя и других:
–
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
–
признавать свое и чужое право на ошибку;
–
принимать себя и других не осуждая;
–
проявлять открытость;
–
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Основными предметными результатами изучения предмета «Родной (башкирский)
язык» в 7–9 классах являются:
−
совершенствование видов речевой деятельности (слушание, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
−
понимание определяющей роли родного (башкирского) языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования;
−
использование
коммуникативно-эстетических
возможностей
родного
(башкирского) языка;
−
расширение и систематизацию научных знаний о родном (башкирском) языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного (башкирского) языка;
−
формирование
навыков
проведения
различных
видов
анализа
слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста;
−
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств на родном (башкирском) языке адекватно ситуации и стилю общения;
−
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного (башкирского) языка, основными нормами родного (башкирского) языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в
речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
−
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Предметные результаты по классам
7 класс
Обучающийся научится:
−
распознавать явления омонимии и паронимии: различать виды омонимов,
употребление омонимов в письменной и устной речи;
−
характеризовать природу паронимов, уместно использовать их в тексте;
− анализировать смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевую окраску паронимов;
− соблюдать башкирскую традиционную этикетную речевую манеру общения;
− исключать категоричность в разговоре; знать о невербальном (несловесном)
этикете общения;
−
характеризовать фонетическую систему, словообразование и морфологию
башкирского языка; знать критерии деления слов на части речи;
− анализировать
изменение
имен
существительных;
использовать
имена
числительные в тексте согласно их нормам правописания;
− характеризовать глагол как часть речи; распознавать личные и безличные
глаголы, самостоятельные и вспомогательные глаголы;
− характеризовать наклонения глаголов; использовать их в речи для решения
коммуникативных задач;
− выявлять в тексте формы глагола, указывать их отличительные признаки,
разграничивать формы глагола и других частей речи;
− характеризовать наречие как часть речи, распознавать виды наречий;
− понимать функцию служебных частей речи; употреблять служебные части речи
в соответствии их грамматическим и лексическим значением;
− создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять его в устной и письменной
форме.
8 класс
Обучающийся научится:
− комментировать основные орфоэпические нормы современного башкирского
литературного языка, распознавать типичные орфоэпические ошибки в современной речи,
употреблять
слова
с
учетом
произносительных
и
стилистических
вариантов
орфоэпической нормы;
− иметь представление об активных процессах современного башкирского языка в
области произношения исконно башкирских слов, заимствованных слов из русского,
арабского и персидского языков;
− характеризовать
синонимию,
выявлять
синонимический
ряд
в
тексте,
использовать словари синонимов, употреблять синонимы в речи в соответствии с их
лексическим значением;
− использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
башкирского речевого этикета; соблюдать нормы башкирского невербального этикета;
− характеризовать синтаксис простого предложения, распознавать в тексте виды
предложений по интонации и цели высказывания (повествовательное предложение,
вопросительное
предложение,
побудительно-восклицательное
предложение
–
повторение);
− распознавать виды связи слов в тексте (сочинительная связь, подчинительная
связь), указывать виды синтаксической связи слов в предложении (согласование,
управление, примыкание, изафет), сравнивать виды связи слов в башкирском и русском
языках;
− характеризовать строение предложения в башкирском языке; выделять главные
члены предложения, анализировать порядок слов в предложении в башкирском и русском
языках;
− выделять второстепенные члены предложения, указывать однородные и
неоднородные,
анализировать,
их
функциональную
особенность,
использовать
второстепенные члены предложения в соответствии с их функциями;
− сравнивать односоставные и двусоставные предложения, нераспространенные и
распространенные предложения, использовать их в устной и письменной речи для
решения учебных задач;
− характеризовать односоставные предложения (определенно-личное, обобщенноличное, неопределенно-личное, безличное, назывное); использовать при составлении
диалога, прямой речи и косвенной речи;
− создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять его в устной и письменной
форме.
9 класс
Обучающийся научится:
− распознавать речевые ошибки и избегать их; анализировать и оценивать с точки
зрения норм современного башкирского языка чужую и собственную речь; исправлять
речь
с
учетом
ее
соответствия
основным
нормам
современного
башкирского
литературного языка;
− использовать при общении в интернете этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого
этикета; соблюдать нормы башкирского этикетного речевого поведения в ситуациях
делового общения;
− соблюдать этикет телефонного и интернет-общения;
− иметь представление о функциональных стилях башкирского языка, определять
их коммуникативную особенность;
− выделять основные характеристики и функции текста, определять типы текстов;
− характеризовать роль интонации в речевом общении, правильно подбирать виды
интонации в соответствии целями и задачами коммуникации;
− использовать лингвистические словари башкирского языка, комментировать
ономастические словари, указывать их функции и особенности;
− распознавать территориальные особенности разговорного башкирского языка,
выделять ее признаки;
− характеризовать синтаксис сложного предложения, распознавать в текстах
башкирской художественной литературы сложносочиненные предложения, союзные и
бессоюзные сложносочиненные предложения;
− комментировать особенности сложноподчиненного предложения, определять
виды придаточных предложений, анализировать сложные синтаксические конструкции в
башкирском языке и употреблять их в речи с соблюдением синтаксических норм
башкирского языка;
− создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта (исследования), представлять его в устной и письменной
форме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В тематическом планировании указано рекомендуемое количество часов, отводимых на изучение тем, повторение и различного вида
творческие / проверочные / контрольные работы.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения.
При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и пособия, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов) (Приложение 1).
В Программе представлены примерные темы проектных и исследовательских работ (Приложение 2).
7 класс – 17 ч.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Омонимы. Паронимы
Виды омонимов.
Особенности паронимов
Этикет общения
Башкирский традиционный этикет
общения.
Несловесный этикет общения
Жесты
Основные виды деятельности обучающихся
Коллективная работа: определение лингвистической природы
омонимов и паронимов.
Совместная работа по правильному употреблению паронимов в речи.
Дифференцированная работа: выявление в тексте произведения
башкирского народного творчества омонимов, использование словаря
омонимов и словаря паронимов башкирского языка.
Индивидуальная работа: проведение работы по устранению речевых
ошибок, связанных с паронимами
Коллективная работа: анализ этикетных форм общения в официальной
и неофициальной речевой ситуации, формулы обращения к взрослым
и людям преклонного возраста, детям и ровесникам.
Учебный диалог: «Помогают ли жесты при общении».
Дифференцированная работа: употребление жестов в речевом
общении способы выражения вежливости
Повторение тем по
фонетике, словообразованию
и морфологии башкирского
языка
Глагол.
Закон сингармонизма, небная
гармония, гармония переднего
ряда, гармония заднего ряда).
Способы словообразования.
Имя существительное, имя
прилагательное.
Входной диктант (90 слов)
Личные и безличные глаголы
Самостоятельные и
вспомогательные глаголы.
Тематические группы глаголов
Наклонение глагола.
Изъявительное наклонение
Формы времени изъявительного
наклонения
Синтаксические функции глагола
изъявительного наклонения
Повелительное наклонение
глагола
Семантические типы
повелительного наклонения
Коллективная работа: комментирование фонетического строя
башкирского языка; выявление фонетических процессов,
наблюдаемых в речевом потоке.
Дифференцированная работа: определение в речи имен
существительных и прилагательных.
Совместная работа по выявлению в тексте степеней прилагательных и
падежных форм существительных
Коллективная работа: определение глагола, анализ личных и
безличных форм глагола.
Дифференцированная работа: выявление в тексте личных и безличных
форм глагола; комментирование функций вспомогательных глаголов в
речи.
Совместная работа по составлению предложений с глаголами разной
тематической группы.
Коллективная работа: определение изъявительного наклонения,
выявление средств образования временных форм изъявительного
наклонения.
Дифференцированная работа: употребление в речи форм времени
изъявительного согласно нормам башкирского литературного языка.
Совместная работа по определению синтаксической роли глаголов
изъявительного наклонения
Коллективная работа: определение повелительного наклонения,
выявление семантических типов данного наклонения.
Работа парами: составление диалога с употреблением глаголов
повелительного наклонения
Условное наклонение.
Желательное наклонение
глагола
Средства образования условного
наклонения
Виды желательного наклонения
Глагольные формы
Причастие
Деепричастие
Имя действия
Инфинитив
Отрицательные формы
глагола
Способы выражения отрицания в
башкирском языке
Наречие
Разряды наречий
Имя числительное
Разряды числительных
Проектная работа
Тема проекта
Выполнение
Защита
Союзы,
Послелог
Частицы
Лексико-семантические типы
Служебные части речи
Междометие
Коллективная работа: выявление способов образования глаголов
условного наклонения; комментирование типов условного
наклонения.
Дифференцированная работа: определение средств образования
желательного наклонения.
Составление текстов с употреблением глаголов условного и
желательного наклонений
Коллективная работа: определение глагольных форм,
комментирование лексико-грамматической особенности данной
формы.
Дифференцированная работа: выявление в текстах причастия,
деепричастия, имени действия и инфинитива.
Сопоставление глагольных форм башкирского и русского языка.
Составление устной речи с употреблением глагольных форм
Коллективная работа: определение формы отрицания,
комментирование лексического значения формы, выявление средств
выражения отрицания.
Совместная работа по распознаванию отрицательных форм в тексте
Коллективная работа: объяснение причины перехода прилагательных
в состав наречий и наоборот.
Совместная работа по определению в тексте разрядов наречий (образа
действия, времени, места, меры и степени, причины и цели)
Коллективная работа: определение способов образования разрядов
числительных в башкирском и русском языках; выявление
синтаксической функции числительных (подлежащее и сказуемое,
определение, дополнение)
Коллективная работа: выступление и защита проектов
Коллективная работа: выявление грамматических признаков
служебных частей речи; распознавание в тексте служебных слов
Коллективная работа: определение особенностей употребления
междометий
Контрольный диктант (100 слов)
междометий в тексте.
Дифференцированная работа: комментирование лексикосемантических типов междометий. Совместная работа по выявлению
употребления междометий в художественном тексте
8 класс – 17 ч.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Орфоэпия
Основные орфоэпические нормы
современного башкирского
литературного языка
Типичные орфоэпические ошибки в
современной речи
Лексика.
Синонимия.
Этика общения
Синонимический ряд. Синонимия
речевых формул.
Этикетные речевые тактики и
приемы в коммуникации
Повторение пройденного
материала в 7 классе
Глагол, наречие, служебные части
речи.
Принципы различия частей речи
Повествовательное предложение,
вопросительное предложение,
побудительно-восклицательное
предложение
Коллективная работа: определение и комментирование орфоэпических
норм башкирского языка.
Дифференцированная работа: выполнение практических занятий по
усвоению орфоэпических норм (произношение в начале слова
гласного [v] вместо [в], правописание согласных в словах,
заимствованных из арабского, персидского и русского языков;
правильное произношение гласного [и] в конце слова и т. д.)
Коллективная работа: определение синонимического ряда, выявление
доминанты в синонимическом ряду по заданному тексту.
Дифференцированная работа: составление текста с использованием
словаря синонимов.
Реализация речевого общения с учетом учебных задач
Коллективная работа: определение глагола, выявление его
грамматических категорий, указание функций служебных частей речи.
Составление текста со служебными словами
Коллективная работа: комментирование синтаксиса простого
предложения, выявление основного признака предложений по
интонации.
Учебный диалог: «Какой тип предложения чаще встречается в
художественной литературе?».
Дифференцированная работа: составление предложения по
интонациям и целям высказывания для решения учебных задач
Коллективная работа: определение видов связи, выявление
отличительных признаков сочинительной связи от подчинительной.
Синтаксис простого
предложения.
Виды предложений по
интонации и цели
высказывания (повторение)
Виды связи слов в
словосочетании
Сочинительная связь.
Подчинительная связь
Виды синтаксической связи
слов в предложении
Согласование, управление,
примыкание, изафет
Строение предложения.
Главные члены предложения
Порядок слов в предложении
Грамматическая основа
предложения – подлежащее и
сказуемое
Второстепенные члены
предложения
Определение. Однородные и
неоднородные определения
Дополнение. Прямое дополнение,
косвенное дополнение
Обстоятельство. Виды
обстоятельств (образа действия,
времени, места, причины, меры,
условия)
Части речи в функции
подлежащего и сказуемого
Имя существительное как член
предложения
Имя прилагательное в качестве
члена предложения.
Глагол в функции члена
предложения.
Наречие в функции члена
предложения.
Позиция главных членов в
Дифференцированная работа: составление словосочетания по теме
урока.
Указание в тексте видов связи и их классификация
Коллективная работа: комментирование основных признаков видов
связи слов в предложении.
Осуществление сравнительного анализа видов связи слов в
башкирском и русском языках
Коллективная работа: определение структуры предложения в
башкирском языке, выявление роли главных членов предложения в
структуре синтаксической единицы.
Дифференцированная работа: составление предложения с заданными
словами, сопоставление порядка слов в предложении русского языка и
башкирского
Коллективная работа: определение общих признаков второстепенных
членов предложения, указание их функций в предложении.
Выявление значения и главной функции определения
Комментирование синтаксической роли прямого и косвенного
дополнения в структуре предложения.
Установление значения и синтаксической функции обстоятельства и
семантической нагрузки видов обстоятельств (образа действия,
времени, места, причины, меры, условия).
Дифференцированная работа: составление предложений с
второстепенными членами предложения и использование в речевой
деятельности для решения коммуникативных и учебных задач
Коллективная работа: анализирование и распознавание синтаксической
функции частей речи.
Дифференцированная работа: составление предложения с
употреблением частей речи и выявление их синтаксической роли
структуре предложения
Односоставные и
двусоставные предложения
Виды односоставных
предложений
Полные и неполные
предложения
Обособление
Слова, грамматически не
связанные с членами
предложения
Проектная работа
Формы передачи чужой речи
Нераспространенные предложения
Распространенные предложения
Коллективная работа: определение двусоставных и односоставных
предложений, указание на отличие двусоставных предложений от
односоставных, выявление признаков распространенных и
нераспространенных предложений.
Дифференцированная работа: выявление в текстах двусоставных и
односоставных предложений, указание на распространенные и
нераспространенные предложения.
Составление диалога с нераспространенными предложениями
Определенно-личное, обобщенноКоллективная работа: определение основных признаков
личное, неопределенно-личное,
односоставных предложений.
безличное, назывное
Учебный диалог: «Какое односоставное предложение отличается от
других односоставных».
Дифференцированная работа: преобразование двусоставных
предложений в односоставные
Структурная особенность полных и Коллективная работа: определение основных признаков полных и
неполных предложений
неполных предложений, использование их речи
Обособленные второстепенные
члены предложения
Коллективная работа: определение обособления второстепенных
членов предложения, выяснение причин обособления.
Дифференцированная работа: выявление в текстах обособленных
второстепенных членов предложения
Обращения. Вводные слова,
Коллективная работа: определение слов, грамматически не связанные
вводные словосочетания и вводные с членами предложения, выявление их функции в составе
предложения
предложения.
Дифференцированная работа: составление предложения со словами
грамматически не связанные с остальными членами предложения
Защита проекта
Обсуждение
Прямая речь. Косвенная речь
Контрольный диктант
(120 слов)
Коллективная работа: определение прямой и косвенной речи,
выявление их основных признаков.
Дифференцированная работа: передача реплик одноклассников в виде
прямой и косвенной речи
9 класс – 17 ч.
Тематические блоки, темы
Основное содержание
Речь. Текст.
Разговорная речь.
Функциональные стили речи Анекдот. Шутка.
Официально-деловой стиль.
Деловое письмо
Учебно-научный стиль
Публицистический стиль
Доклад, сообщение.
Речь оппонента на защите проекта.
Проблемный очерк
Язык художественной
литературы
Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты
Культура речи
Иноязычные слова
Рекламные тексты
Употребление иноязычных слов
как проблема культуры речи.
Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные
особенности
Речевые ошибки
Ошибки в речи современного
школьника. Тавтология
Этикет общения в интернете
Коммуникативная деятельность в
Основные виды деятельности обучающихся
Коллективная работа: определение функциональных стилей речи,
выявление признаков, свойств и коммуникативных задач стилей.
Дифференцированная работа: создание текста разговорной речи.
Индивидуальная работа: составление устного текста анекдота и текста
делового письма
Коллективная работа: определение учебно-научного и
публицистического стилей, анализирование содержания и структуру
указанных стилей.
Индивидуальная работа: выступление с докладом на темы
«Публицистический стиль башкирского языка», «Коммуникативные
задачи анекдота»
Коллективная работа: определение понятия «язык художественной
литературы», сравнение языка художественных произведений с
башкирским литературным языком.
Учебный диалог: «Что включает в себя язык художественной
литературы?»
Коллективная работа: описание иноязычных слов последних
десятилетий и определение сферы активного употребления
иноязычной лексики и ее влияния на литературный язык; определение
рекламного текста и его основной функции.
Дифференцированная работа: распределение новых заимствований по
тематическим группам; создание рекламных текстов
Коллективная работа: определение тавтологии, анализ речевого
общения.
Дифференцированная работа: выявление причин появления
тавтологии; работа над устранением речевых ошибок; чтение
художественных произведений для обогащения словарного запаса
Коллективная работа: определение форм общения в интернет-
социальных сетях
Этикет телефонного
разговора.
Интонация в общении
Структура телефонного общения.
Выбор интонации
Повторение. Порядок слов в
предложении
Сравнение порядка слов в
предложении башкирского и
русского языков
Лингвистические словари
Фразеологический словарь.
Словарь омонимов, синонимов,
антонимов.
Словарь личных имен.
Топонимический словарь
Закон сингармонизма, небная
гармония, гармония переднего
ряда, гармония заднего ряда
Основные фонетические
процессы в башкирском
языке
пространстве.
Дифференцированная работа: создание текста с учетом его
соответствия нормам башкирского литературного языка и
национальным традициям
Коллективная работа: определение этикета телефонного общения,
выбор формул общения в соответствии нормами литературного
башкирского языка и традициями башкирского народа.
Учебный диалог: «Стоит ли вопрос выбора интонации при речевом
общении с друзьями, родителями, учителями?»
Коллективная работа: составление одной и той же синтаксической
конструкции на русском и башкирском языках, сравнение порядка
слов в этих предложениях; использование лингвистических словарей
для решения учебных и коммуникативных задач
Дифференцированная работа: анализ личных имен своих друзей,
родственников, выявление их значения и происхождения.
Индивидуальная работа: анализ наименований объектов города
Диалекты башкирского
языка
Диалектизмы. Территориальные
особенности разговорного
башкирского языка
Проектная работа
Защита проекта. Выступление
Коллективная работа: определение закона сингармонизма.
Дифференцированная работа: комментирование фонетических
процессов, происходящих в потоке речи, умение характеризовать
закон сингармонизма
Коллективная работа: определение диалекта.
Отличие диалектов от литературного языка.
Дифференцированная работа: выявление причины образования
диалектов.
Совместная работа по выявлению в тексте диалектной лексики –
диалектизмов, определение лексического значения диалектизмов,
сравнение их с лексикой литературного языка при помощи
диалектологического атласа
Обсуждение
Синтаксис сложного
Сложносочиненное предложение.
Коллективная работа: определение синтаксиса сложного предложения,
предложения
Союзные и бессоюзные
сложносочиненные предложения
Сложноподчиненное предложение.
Виды придаточных предложений
Сложные синтаксические
конструкции в башкирском языке
выявление различий с синтаксисом простого предложения;
структурный анализ сложносочиненного предложения; определение
значения сложноподчиненного предложения;
составление сложносочиненного предложения, составление
сложноподчиненного предложения.
Использование данных предложений в процессе устного общения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методическая литература
1.
Хажин В. И., Вильданов А. Х., Аккужина Ф. А., Карабаев М. И. Башкирский
язык и литература. Учебник для 8 класса для изучения родного (башкирского) языка и
литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения. – Уфа:
Китап, 2017. – 280 с.
2.
Хажин В. И., Вильданов А. Х., Аккужина Ф. А., Карабаев М. И., Башкирский
язык и литература. Учебник для 9 класса для изучения родного (башкирского) языка и
литературы в общеобразовательных организациях с русским языком обучения. – Уфа:
Китап, 2017. – 268 с.
3.
Хажин В. И., Вильданов А. Х., Аккужина Ф. А., Карабаев М. И., Аминева З. Р.
Башкирский язык и литература. Учебник для 5 класса для изучения родного
(башкирского) языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским
языком обучения. – Уфа: Китап, 2017. – 296 с.
4.
Хажин В. И., Вильданов А. Х., Аккужина Ф. А., Карабаев М. И., Аминева З. Р.
Башкирский язык и литература. Учебник для 6 класса для изучения родного
(башкирского) языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским
языком обучения. – Уфа: Китап, 2017. – 340 с.
5.
Хажин В. И., Вильданов А. Х., Аккужина Ф. А., Карабаев М. И., Аминева З. Р.
Башкирский язык и литература. Учебник для 7 класса для изучения родного
(башкирского) языка и литературы в общеобразовательных организациях с русским
языком обучения. – Уфа: Китап, 2017. – 296 с.
Учебные пособия
6.
Ильмухаметов А. Г. Проектирование современного урока. – Уфа: Изд-во ИРО
РБ, 2015. – 54 с.
7.
Сафина Л. Х, Латыпова Р. М., Санъяров Ф. Б. Башкирский язык. Новый взгляд.
– Уфа: Мир печати, 2021. – 94 с.
Словари
8.
Азнагулов Р. Г. Башкирско-русский, русско-башкирский школьный словарь. –
Уфа: Китап, 2018. – 608 с.
9.
Саяхова Л. Г. Русско-башкирский иллюстрированный тематический словарь. –
Уфа: Китап, 1998. – 303 с.
10. Саяхова Л. Г., Усманова М. Г. Русско-башкирский, башкирско-русский
учебный словарь (с грамматическим приложением). – Уфа, Учебно-методический центр
«Эдвис», 2011. – 265 с.
11. Саяхова Л. Г., Ураксин З. Г., Асадуллина Ф. Ф., Сахипова З. Г. Русскобашкирский учебный словарь. – Уфа: Китап, 2011. – 452 с.
Методические рекомендации
12. Габитова З. М. Формирование универсальной учебной деятельности на уроках
башкирского языка. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2013. – 36 с.
13. Габитова З. М. и др. Методические рекомендации по составлению рабочей
программы. – Уфа: ИРО РБ, 2015. – 52 с.
Информационные ресурсы
14. Башкирская энциклопедия // URL: http: www.bashenc.ru (дата обращения:
23.06.2022).
15. Башкирские
народные
сказки
//
URL:
http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=49 (дата обращения: 23.06.2022).
16. Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой // URL: http:
www.kitap-ufa.ru (дата обращения: 23.06.2022).
17. Детский обучающий интернет-портал «Балалар» // URL: https://balalar.org/ (дата
обращения: 23.06.2022).
18. Детско-юношеский телеканал «Тамыр» ГУП ТРК «Башкортостан» // URL: http:
tv-rb.ru/ (дата обращения: 23.06.2022).
19. Информационный
портал
Республики
Башкортостан
//
URL:
https://www.bashkortostan.ru/ (дата обращения: 23.06.2022).
20. Культурный мир Башкортостана // URL: http: ebook.bashnl.ru (дата обращения:
23.06.2022).
21. Международная система дистанционного обучения башкирскому языку // URL:
https: //region.bspu.ru/mod/page/view.php (дата обращения: 23.06.2022).
22. Мобильное приложение «Башкирский филворд» // URL: https://bashlang.ru (дата
обращения: 23.06.2022).
23. Мобильное
приложение
«Самоучитель
по
башкирскому
языку»
URL:https://play.google.com/store/apps/details?id=com.bashkirteacher&hl=ur&gl=US
//
(дата
обращения: 23.06.2022).
24. Русско-башкирский онлайн словарь // URL: http: huzlick.bashqort.com/ (дата
обращения: 23.06.2022).
Приложение 2
Примерные темы проектных и исследовательских работ
1.
Фразеологические единицы башкирского языка, выражающие характер
человека.
2.
Топонимия моего края: структурный и этимологический анализ.
3.
Башкирские народные пословицы и поговорки с компонентом «лошадь».
4.
Фразеологические единицы с компонентами-зоонимами.
5.
Антропонимия моего класса: семантический и генеалогический анализ.
6.
Лексико-тематическая группа арабских слов в современном башкирском языке.
7.
Гидронимия моего района.
8.
Фразеология повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство».
9.
Устаревшие слова в романе Даута Юлтыя «Кровь».