КИМЫ русский язык 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 117 с углубленным изучением иностранных языков имени
Аскина Гайфутдина Гафиятовича» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан

ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по русскому языку
для 4 классов
(контрольно-измерительные материалы)

Составитель:
ШМО учителей
классов

начальных

Уфа 2023

1

Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Русский язык»
в 4 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение
знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний
учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь,
позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и
эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:
1. она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или
тормозом неверных связей;
2. сам факт проверки психологически настраивает на качественную
работу, развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной
форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт
знаний.
Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку
являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания,
изложения, сочинения.
Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения
программного материала по изученным темам курса по учебнику
В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык».

2

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Оценивание:
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 12 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок;
Количество слов для словарного диктанта в 4 классе – до 20 слов.
Контрольный словарный диктант №1.
Аллея, беседа, горизонт, двенадцать, здесь, каникулы, медленно, победа,
свобода, теперь, хозяин, лучше, календарь, пейзаж.
Контрольный словарный диктант №2.
Комбайн, автомобиль, пассажир, прекрасный, хозяйство, вчера, дорога,
впереди, библиотека, жёлтый, коллектив, назад, агроном, хорошо, деревня.
Контрольный словарный диктант №3.
Россия, электричество, электростанция, килограмм, инженер, директор,
адрес, вокзал, издалека, берег, экскаватор, чёрный, аккуратный, сейчас,
суббота, билет, двенадцать, одиннадцать, двадцать, медленно.
Контрольный словарный диктант №4.
Путешествие, шестнадцать, пассажир, электровоз, газета, экскурсия,
двенадцать, металл, расстояние, шофёр, здравствуйте, до свидания, жёлтый,
комбайн, троллейбус, автомобиль, семена, электричество, сейчас, аппетит.
ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных
умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
3

Критерии оценивания:
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана
аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно два
исправление орфографического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа
выполнена чисто, допущена одна негрубая ошибка.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана
небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок,
работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
•
нарушение правил орфографии при написании слов;
•
пропуск и искажение букв в словах;
•
замену слов, если искажает смысл предложения;
•
отсутствие знаков препинания в пределах программы
данного класса;
•
неправильное написание слов, которые не проверяются
правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
•
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые
ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
•
единичный пропуск точки в конце предложения, если
первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
•
единичный случай замены одного слова без искажения
смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в
слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка
встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной
строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" не выполнено больше половины задания
4

ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель – проверить уровень сформированности умения обозначать границы
предложений и звуки речи на письме.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Осенняя пора.
Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По
опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По
краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни
покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне
горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На
дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и
покой.
Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.
ДИКТАНТ № 2
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами,
оформлять работу; проверить умение определять однородные члены
предложения, разбирать предложение по членам, определять части речи.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Конец августа.
Лето кончалось, наступала осень. В зеленой листве берез появились
желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи
разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки
носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами.
В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на
дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело
выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я
5

увидел два белых гриба. Ножки были толстые, крепкие. Я набрал лукошко ,
а мой друг насобирал лисичек целую корзинку.
Грамматические задания.
1. Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные
члены (или обозначить графически).
2. Разобрать предложение 10 по членам.
Ключи к заданиям.
1. Предложения с однородными членами:
Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу,
добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над
речкой, охотились за мошками и комарами. В воскресенье денек выдался
теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие
листья. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки.
Ножки были толстые, крепкие.
2. На(предл.) полянке(сущ.) я(мест.) увидел(гл.) два(числ.) белых(прил.)
гриба(сущ.). (Повеств., невоскл., прост., распр.)
ДИКТАНТ № 3
по итогам I четверти
Цель - провести контроль знаний учащихся по изученной теме .
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Осень.
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу
золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз
лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки
паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики,
рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё
зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
По И. Соколову-Микитову
6

Слово для справки: краснеет.
Грамматическое задание:
1. Выписать предложение:
вариант 1 — с однородными членами,
вариант 2 — сложное.
2. Разобрать слова по составу:
вариант 1 — ранняя, подберёзовики,
вариант 2 — холодная, подосиновики.
Ключи к заданиям.
1. Выписать предложение:
вариант 1 — с однородными членами:
Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. (ИЛИ: Попадаются
подберёзовики, подосиновики, рыжики. Воздух свежий и прозрачный. Вода в
лесных ручьях чистая и холодная.)
вариант 2 — сложное:
Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
2. Разобрать слова по составу:
вариант 1:
Состав слов:
ранняя : корень - [ран], суффикс - [н], окончание - [яя], основа слова [ранн]
подберёзовики: приставка - [под], корень - [берёз], суффиксы - [ов]
[ик], окончание – [и], основа слова [подберёзовик]
вариант 2:
холодная: корень - [холод], суффикс - [н], окончание - [ая], основа
слова [холодн]
подосиновики: приставка - [под], корень - [осин], суффиксы - [ов]
[ик], окончание – [и], основа слова [подосиновик]
ДИКТАНТ №4
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в единственном числе»
Цель: проверить уровень сформированности навыков правописания слов с
безударными
гласными
в
окончаниях
имён
существительных;
проверить умение определять склонение, падеж имён существительных ,
делать звуко-буквенный разбор, разбирать имя существительное как часть
речи.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;

7

- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Как мужик убрал камень.
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал
много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили
помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер
придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По
стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за
умную выдумку.
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание
1. Выписать по одному существительному 1, 2, 3-го склонения. Выделить
окончания существительных
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова:
вариант 1 — его
вариант 2 - шесть
3. Разобрать имя существительное как часть речи:
вариант 1 — (за) выдумку
вариант 2 — инженеров
Ключи к заданиям.
1. Например:
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
яму (окончание -у)
камень(нулевое окончание) лошади(окончание -и)
2. Выполнить звуко-буквенный разбор слова:
вариант 1 — его
е│го́ [ й′эво] – 2 слога
е [й′]- согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
[э] – гласн., безуд.
г [в] – согл., звонк. парн., тв. парн.
о [о] – гласн., ударн.
__________________________
8

3 б., 4 зв.
вариант 2 – шесть
шесть [ шэс′т′] – 1 слог
ш [ш]- согл., глух. парн., тв. непарн.
е [э] – гласн., ударн.
с [с′] – согл., глух. парн., мягк. парн.
т [т′] – согл., глух. парн., мягк. парн.
Ь[-]
__________________________
5 б., 4 зв.
3. Разобрать имя существительное как часть речи:
вариант 1:
(За) выдумку – сущ., (за что?), н.ф. – выдумка, нариц., неодуш., ж.р.,
1скл., в В.п., в ед.ч., дополнение.
вариант 2:
Инженеров сущ., (кого?), н.ф. – инженер, нариц., одуш., м.р., 2скл., в
В.п., во мн.ч., дополнение.
ДИКТАНТ №5
по итогам II четверти
Цель: проверить уровень сформированности навыков правописания слов на
изученные орфограммы; проверить умение определять склонение имён
существительных , разбирать имя существительное как часть речи,
правильно употреблять имена существительные в разных формах.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Лес.
Лес — это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами
застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных
берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов
— звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток.
Поймают жуков, гусениц — несут своим птенчикам. Не сидят без дела
9

работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники — лесные санитары.
Леса наши — это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не
разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе
друзьями и рачительными хозяевами.
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматическое задание
1. Выписать три словосочетания с именами существительными во
множественном числе. Определить падеж и склонение имён
существительных.
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках,
записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины).
Бабушка связала пару (носки) и две пары(чулки).
Ключи к заданиям.
1. Например:
С тысячами жителей (Р.п., 2скл.), разными жилищами (Т.п., 2скл.),
охраняют от болезней (Р.п., 3скл.)
2. Сок апельсинов) и мандаринов содержит много витаминов.
Бабушка связала пару носков и две пары чулок.
ДИКТАНТ №6
по теме «Имя прилагательное»
Цель – выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся,
проверить знания по теме «Имя прилагательное»; проверить умение
выделять и составлять словосочетания, определять падежи имён
прилагательных, употреблять прилагательные в разных падежах.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг
покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали с
лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили
10

пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно
подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому
снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматическое задание
1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и
указать падеж имён прилагательных.
2. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
а) На ... небе загорелись ... звёзды.
б ) В … уборе стоит зимний лес.
Ключи к заданиям.
1. Например:
Снежным (Т.п.) ковром, высокой (Р.п.) сосны, сосновые (В.п.) семена.
2. Например:
На ночном небе загорелись яркие звёзды.
В красивом уборе стоит осенний лес.
ДИКТАНТ №7
по теме «Местоимение»
Цель – выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся,
проверить знания, умения и навыки по теме «Местоимение»; проверить
умение определять лицо, число, падеж местоимений.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат
Сороки.
Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка.
Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у
этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я
замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине.
Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные
красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки,
сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их
11

наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к
рябинке.
Слова для справок: клонили, издали, рассаживались.
Грамматические задания
1.Выписать из текста два местоимения, указать их лицо, число и
падеж.
2.Распределить слова по группам и записать в 2 столбика: про, она,
со, его, об, на, ты, вам, о, меня.
Ключи к заданиям.
1.
Например:
Я – 1-е л., ед.ч., И.п.
(С) них – 3-е л., мн.ч., Р.п.
2.
Предлоги
Местоимения
про
она
со
его
об
ты
на
вам
о
меня
ДИКТАНТ №8
по итогам III четверти
Цель: проверить навыки грамотного письма в рамках изученных орфограмм,
обозначать главные члены предложений, определять падеж имен
существительных, умение разбирать слова по составу.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат
Весеннее солнце.
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу.
Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к
тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб
пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
12

Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней
появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре
дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
Грамматические задания
1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем
существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали...);
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли...).
2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Ключи к заданиям.
1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем
существительным указать падеж:
1-й вариант – Золотые лучи (И.п.) солнца (Р.п.) перелетали от
тропинки (Р.п.) к тропинке (Д.п.).
2-й вариант – Капельки (И.п.) росы (Р.п.) заиграли в каждом цветке
(П.п.), в каждой травинке (П.п.).
2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила: приставка - [за], корень - [груст], суффиксы [и] [л], окончание – [а], основа слова [загрусти]
2-й вариант – полетел: приставка - [по], корень - [лет], суффиксы - [е]
[л], окончание – нулевое, основа слова [полете]
ДИКТАНТ № 9
По теме «Глагол»
Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся,
проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол», проверить умение
делать морфологический разбор
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат
Совесть.
13

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой
пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за
красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с
тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша
прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела
его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под
кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала.
Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
По А. Гайдару
Грамматическое задание
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.
2. Поставить глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.
Ключи к заданиям.
1. Например:
Приготовила – прош.вр., 3-е л., ед.ч., ж.р.
Держал - прош.вр., 3-е л., ед.ч., м.р.
Оставила - прош.вр., 3-е л., ед.ч., ж.р.
2. Пришла - прийти, идёт - идти, посмотрит - посмотреть.
ДИКТАНТ № 10
(итоговый)
Цель: «Проверка знаний, полученных в 4 классе»
Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся,
проверить знания, умения и навыки по программе 4 класса, проверить
умение выделять главные члены предложения, определять части речи,
умение делать морфологический разбор
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся работать самостоятельно;
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки, проверять письменную работу по
алгоритму.
- соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;
- планировать ход работы;
- контролировать и оценивать свою работу и её результат
Летняя прогулка.
14

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь
листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и
деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В
глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и
кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды!
Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!
Грамматическое задание :
1. Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного,
глагола.
2. Разберите по членам предложения любое предложение, подпишите
части речи
3. Разберите по составу (по частям слова) любое существительное,
прилагательное, глагол.
Ключи к заданиям.
1. Например:
Утром – сущ., (чем?), н.ф. – утро, нариц., неодуш., ср.р., 2скл., в Т.п., в ед.ч.,
дополнение.
(В) соседнюю (рощу) – прил. (в какую?), н.ф. – соседний, в ед.ч., в В.п., ж.р.,
определение.
Иду – глаг. (что делаю?), н.ф. – идти, I спр., наст.вр., 1 л., в ед.ч., сказуемое.
2. Например:
В(предл.) чаще(сущ.) кустов(сущ.) и(союз) деревьев(сущ.) распевают(сущ.)
птицы(сущ.). (Повеств., невоскл., прост., распр.)

15

КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются
достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении),
создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное
употребление слов и построение словосочетаний, предложений,
орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений
выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение
авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие
темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в
построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических
ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается
авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но
незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в
правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от
авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение),
допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2
исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от
авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6
ошибок, 3-5 исправлений.

16

Контрольное изложение
(за 4 четверть)
Цель: проверить, как сформирован, навык письменной речи: умение
передавать содержание текста без пропусков существенных моментов,
умение правильно строить предложения, употреблять слова в соответствии с
их значением; умение орфографически грамотно записать текст, соблюдая
синтаксические нормы.
Как живет белка зимой
К зиме белка делает себе запасы из орехов, жёлудей и разных других
лакомств. Она складывает их в дупло или под корни деревьев, под камни и
другие укромные уголки. Она умеет даже сушить себе про запас грибы.
Белка ловко накалывает их на острые концы веток.
Питается она древесными почками. Обгрызает кору у молоденьких
деревьев.
Во время сильных морозов или вьюг белка укрывается в дупле и
спит там целыми днями. Пушистый хвост служит ей теплым одеялом.
Умеет белка разорять чужие гнезда. Особенно страдают от нее
полезные лесные птички. Но и сама прыгунья часто попадает на зубок и в
когти разных хищников.
(По Д. Кайгородову)

17

Проверочные работы проводятся в виде теста.
Критерии оценивания:
«5» – 100%-90%;
«4» –89%-70%;
«3» –69%-50%;
«2» – 49%-30%.
Проверочная работа по теме «Предложение. Словосочетания»
Цель: выявить уровень знаний по теме «Предложение. Словосочетания».
1.Предложением называется:
А) Одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос,
побуждение
Б) Группа слов, близких по смыслу
В) Группа слов, имеющих общую часть
Г) Несколько слов, связанных по смыслу
2.Предложения по цели высказывания бывают:
А) Простые и сложные
Б) Повествовательные, вопросительные, побудительные
В) Вопросительные и восклицательные
Г) Восклицательные и невосклицательные
3.Слова в предложении связаны между собой:
А) Интонацией
Б) Другими словами
В) по смыслу: от одного слова к другому можно задать вопрос
Г) Общим смыслом
4.Грамматическая основа предложения - это:
А) Подлежащее и сказуемое
Б) Существительное, прилагательное, глагол
В) Приставка, корень, суффикс, окончание
Г) Словосочетания
5.Укажите грамматическую основу предложения.
Тяжёлая туча закрыла солнце.
А) Туча закрыла
Б) Тяжёлая туча
В) Закрыла солнце
Г) Туча тяжёлая
18

6.Разделите текст на предложения. Укажите количество предложений.
Ветер крутится в верхушках деревьев хлещет проливной дождь мы
пробуем укрыться под старой ольхой молния на мгновение озаряет всё
вокруг мы покидаем убежище и выходим из леса.
А) 3

Б) 4

В) 5

Г) 6

7. Определите какое утверждение верно:
А) Однородными могут быть только главные члены предложения
(подлежащее и сказуемое)
Б) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения
В) Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены
предложения
Г) Однородными называются все члены предложения, отвечающие на один
вопрос
8.Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены
неправильно.
А) И зелёные, и красные, и жёлтые листья медленно падают на землю.
Б) Папа нашёл белый гриб, а потом подберёзовик.
В) Сегодня я много читал но не играл в игрушки.
Г) Мама поставила на стол пирожки, конфеты и варенье.
9.Укажите предложение с однородными членами.
А) Дедушка с внуками идёт на рыбалку.
Б) Дедушка и внуки идут на рыбалку.
В) Дедушка идёт на рыбалку, внуки тоже идут с ним.
10.Сложным называется:
А) Предложение, состоящее из главных и второстепенных членов.
Б) Предложение, в которых есть несколько сказуемых.
В) Предложение, состоящее из нескольких частей
Г) Предложение, в котором есть однородные члены
11.Укажите сложное предложение.
А) Туча закрыла небо и солнце.
Б) Приплыла тяжёлая туча и закрыла небо.
В) Туча закрыла и солнце, и небо.
Г) Туча закрыла небо, лес потемнел.
19

12. Разберите предложение по частям речи и по членам предложения.
Выпишите словосочетания.
Дикие утки покружились в воздухе и сели на прозрачную гладь воды.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Ключи к заданиям
1–г
2–б
3–в
4–а
5–а
6–в
Ветер крутится в верхушках деревьев. Хлещет проливной дождь. Мы
пробуем укрыться под старой ольхой. Молния на мгновение озаряет всё
вокруг. Мы покидаем убежище и выходим из леса.
7–в
8–в
9–б
10 – в
11 – г
12 – Дикие(прил.) утки(сущ.) покружились(глаг.) в(предл.) воздухе(сущ.) и(союз)
сели(глаг.) на(предл.) прозрачную(прил.) гладь(сущ.) воды(сущ.).
Словосочетания: Дикие утки, покружились в воздухе, сели на гладь, на гладь
воды, на прозрачную гладь.
Проверочная работа по теме «Слово в языке и речи»
Цель: выявить уровень знаний по теме «Слово в языке и речи».
1.В каком словаре можно узнать значение слова?
1) в толковом;
2) в орфографическом;
3) в этимологическом;
4) в орфоэпическом.
2.Укажи слово, заимствованное из другого языка.
20

1) мышь;
2) калач;
3) бутерброд;
4) рука.
3. Укажи слово, которое вышло из употребления.
1) автомобиль;
2)газета;
3)кроссовки;
4)карета.
4. Укажи вариант, где слово море употреблено в переносном значении.
1)глубокое море;
2)море шумит;
3)море цветов;
4)синее море.
5.Укажи вариант, где записаны синонимы.
1) лук, чеснок;
2) Родина, Отечество;
3) враг, друг;
4) выйти, войти.
6.Укажи значимую часть слова, которая служит для связи слов в
предложении.
1)приставка;
2)корень;
3)окончание;
4)суффикс.
7.Подбери к фразеологизму из первого столбца значение из второго
столбца.
1)сломя голову

а) излишне думать о чем-либо

2)ломать голову

б) очень быстро, изо всех сил

3)забивать голову

в) напряженно думать
21

Соедини стрелкой каждый фразеологизм с верным значением.
8.Придумай и запиши по одному словосочетанию со словами каменный
и каменистый.
Ответ._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
9.Придумай и запиши по одному предложению с омонимами киви(1) и
киви(2)
Ответ._____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ключи к заданиям
1-1
2–3
3–4
5–2
6–3
7 – 1б, 2в, 3а
8 – Например: каменные палаты, каменистое ущелье, каменистый перевал,
каменная ограда
9 – Например: Мать покупала аппетитное киви. Какая же прекрасная эта
птичка киви.
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Цель: выявить уровень знаний по теме «Имя существительное».
1. На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что?
в) что делает? что сделает?
б) какой? какая? какие?
г) как? каким образом?
2. Что является начальной формой имени существительного?
а) И.п. ед.ч.
в) В.п. ед.ч.
б) И.п. мн.ч.
г) В.п. мн.ч.
3. К какому склонению относятся имена существительные мужского
рода с нулевым окончанием.
а) к 1 скл.
б) ко 2 скл.
в) к 3 скл.
4. Выбери верное утверждение:
а) Имена существительные изменяются по родам и числам.
б) Имена существительные изменяются по числам и падежам.
в) Имена существительные не изменяются по числам и падежам.
г) Имена существительные изменяются по склонениям и падежам.
22

5. У каких существительных в Р.п., Д.п., П.п. падежах окончание - И.
а) 1 скл.
б) 2 скл.
в) 3 скл.
6. В какой строке у всех существительных окончание -Е?
а) о лес…, к сирен…
в) на дорог…, к дочер….
б) у опушк…, о солнц…
г) на пол…, к дочк…
7. Укажите словосочетание, соответствующее данной схеме
по (3 скл. Д.п.) на (1 скл. П.п):
а) по дороге на лошади
в) по площади на машине
б) по небу на самолёте
г) по степи на конях
8. Укажите однокоренные слова:
а) работа, труд
в) смелость, храбрость
б) моряк, приморье
г) вода, водитель
9. Найдите предложение с однородными членами (сказуемыми):
а) Из водорослей люди готовят вкусные кушанья и корм для скота.
б) По морям плавают пассажирские и грузовые суда.
в) Пришла осень и без красок и кисти перекрасила все листья.
г) В небе пели жаворонки, звенели стрекозы.
Ключи к заданиям
1. а
2. а
3. б
4. б
5. в
6. г
7. в
8. б
9. в

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»
Цель: выявить уровень знаний по теме «Имя прилагательное».
1.Что такое имя прилагательное?
А) слово
Б) часть предложения

В) часть речи

2. С какой частью речи связано имя прилагательное?
А) С наречием
Б) с существительным
В) с местоимением
23

3. Что обозначает имя прилагательное?
А) Признак признака Б) признак предмета

В) действие предмета

4. Как узнать род имени прилагательного?
А) по окончанию имени прилагательного
Б) по окончанию имени существительного
В) по роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное
5. Имя прилагательное изменяется
А) по падежам
Б) по родам

В) по числам

6. Имена прилагательные мужского рода имют окончания
А) ой, ый, ий
Б) ое, ее
В) ая, яя
7. Вставить пропущенные буквы
А) син-__ море
Б) желт__ кофта

В) домашн__ животное

8. Укажите падеж имен прилагательных в словосочетании
«у большого дуба»
А) родительный
Б) дательный
В) творительный
9. Найти предложение, в котором имя прилагательное относится к
подлежащему?
А) После трудового дня рабочие отправились домой.
Б) Порывы сильного ветра подхватили и закружили листву в воздухе.
В) Лёгкие занавески пропускают много света.
10. Укажи предложение с именем прилагательным в форме мужского
рода, винительного падежа
А) На рассвете я пробирался к речке сквозь густой туман.
Б) За прочной стеной парохода плещутся игривые волны.
В) В центре города открыли новую школу.
11. Какая буква пропущена в окончании прилагательного «у больш...го
дома»?
А) ё
Б) о
В) е
Ключи к заданиям
1В
2Б
3Б
4В
24

5 А, Б, В
6А
7 -ее, -ая, -ее
8А
9В
10 А
11 Б

Проверочная работа по теме «Местоимение»
Цель: выявить уровень знаний по теме «Местоимение».
1. Укажи местоимения 1-го лица.
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
1)я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1)я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо ...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Личные местоимения отвечают на вопросы...
1) кто? что?
2) какой? какая? какое? какие?
7. Какого лица местоимения ты, вы?
1) Первого лица.
2) Второго лица.
3) Третьего лица.
8. Ученик утверждает, что местоимения я, мы второго лица. Прав
ли он?
1)Да. 2) Нет.
25

9. Определи падеж местоимений: у меня, у нас, у тебя, у вас.
1) Именительный падеж.
2) Родительный падеж.
3) Дательный падеж.
4) Предложный падеж.
10. Укажи падеж местоимений: к нему, к ней, к ним.
1) Именительный падеж.
2) Родительный падеж.
3) Дательный падеж.
4) Предложный падеж.
11. Ученик решил, что местоимения со мной, перед тобой, за вами, перед
ним стоят в винительном падеже. Прав ли он?
1) Да.
2) Нет.
12. В каком падеже стоят местоимения из упражнения 12?
1) В творительном падеже.
2) В предложном падеже.
13. Как правильно?
1) а) у ней
2) а) к ему
3) а) в их комнате
4) а) ихние друзья

б) у неё
б) к нему
б) в ихней комнате
б) их друзья

14. Отгадай загадки. Найди в каждой из них местоимения. Какого они
лица?
1) Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я _______________________________.
а) 1л. б) 3 л. в) 2 л.
2) На ветках — плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. ___________________________
а) 1л. б) 3 л. в) 2 л.
3) Чем больше из нее берешь,
Тем больше она становится._________________________________
а) 1л. б) 3 л. в) 2 л.
4) Ты весь мир обогреваешь
26

И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ___________________________________________ .
а) 1 л. б) 3 л. в) 2 л,
15. Найди в стихотворных строчках местоимения. Укажи их лицо.
1) Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит, бумажки рвет!
(А. Барто)
а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
2) ...Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса...
(К. Чуковский)
а) 1л. б) 2 л. в) 3 л.
3) Прислала мне тетя
Печенья, Конфет, Варежки, Шарф
И горячий привет.
(О.Дриз)
а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.
16. Сколько личных местоимений в тексте?
Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось
ближе рассмотреть ее. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как она с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновение я еще видел, как
она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо
льдом. (В. Бианки)
1)6
2)7
3)8
4)9
Ключи к заданиям
1.1; 2.2; 3.2, .4, 3.6, 3.7; 4.1; 5.2; 6.1; 7.2; 8.2; 9.2; 10.3; 11.2; 12.1; 13.1—б, 13.2
— б, 13.3 — а, 13.4 — б; 14. 1 — а, подосиновик; 14.2 — б, почки; 14.3 — б,
яма; 14.4 — в, солнце; 15.1 —в, 15.2 — б, 15.3 —а, 16.4.

Проверочная работа по теме «Глагол»
Цель: выявить уровень знаний по теме «Глагол».
27

1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...
1) что делал? что сделал?
2) что сделает? что будет делать?
3)что делать? что сделать?

1б

2. Выбери словосочетания, в которых глаголы в неопределенной форме.
1) работает добросовестно
5) приступить к работе
2) приятно посмотреть
6) пошел медленно
3) трудно построить
7) пообедать вовремя
4)чистит аккуратно
8) гуляет ежедневно
3. Как определить лицо глагола?
1) По числу.
2) По окончанию.
3) По местоимению.
4) По вопросу.

4б

4. Выбери глаголы второго лица.
1) мы восхищаемся
4) ты поздравляешь
2) они мечтают
5) он приобретает
3)вы расцветаете
6) я советуюсь
5. Глаголы какого лица имеют окончания -ешь, -ишь?
1) Первого лица.
2) Второго лица.
3) Третьего лица.

1б

2б

1б

6. Глаголы какого спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют)?
1б
1) Первого спряжения.
2) Второго спряжения.
7. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?
1) Проспрягать его.
2) Изменить по лицам и числам.
3) Определить спряжение.

1б

8. Как можно определить спряжение глагола?
1) По вопросу.
2) По форме третьего лица множественного числа.
3) По форме первого лица единственного числа.
4) По неопределенной форме.

2б

9. Какие глаголы относятся к первому спряжению?
1б
1) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить.
2) Те, которые в неопределенной форме оканчиваются не на -ить, а на -ать, -ять, -уть, оть, -ыть, -еть, -ти.
10. Вставить гласную в окончания глаголов, определить спряжение:

8б

Постро...л, задума...т, защища...т, крут...шь.
28

ИТОГО: 22б
Оценка: «5» - 22б-20б
«4» - 19-16б
«3» - 15-11б
«2» - 10б и меньше

Ключи к заданиям
1-3
2 – 2, 3, 4, 7
3–2
4 – 3, 4
5–2
6–1
7–3
8 – 2, 4
9–2
10 – и, е, е, и

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».