КИМЫ РУССКИЙ 3 КЛАСС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 117 с углубленным изучением иностранных языков имени
Аскина Гайфутдина Гафиятовича» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан

ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по русскому языку
для 3 классов
(контрольно-измерительные материалы)

Составители:
ШМО учителей
классов

Уфа 2023

начальных

Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Русский язык»
во 3 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение
знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний
учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь,
позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и
эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:
1. она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся
знаний или тормозом неверных связей;
2. сам факт проверки психологически настраивает на качественную
работу, развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной
форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт
знаний.
Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку
являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания,
изложения, сочинения.
Целью составленных проверочных работ является проверка усвоения
программного материала по изученным темам курса по учебникам В.П.
Канакиной и В.Г Горецкого.
.

2

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Оценки:
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 12 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок;
Количество слов для словарного диктанта в 3 классе – 12 – 15 слов;
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
(входной)
Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо,
язык, деревня, машина.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город,
деревня, праздник, вместе.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
(за 2 четверть)
Восток, картофель, капуста, овёс, орех, огород, малина, север, ноябрь,
мороз, комната, квартира, трактор.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский,
ребята, альбом, пейзаж, портрет, пшеница, погода, огород.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5
(за 3 четверть)
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток,
класс, группа, аллея, север, понедельник, ракета, вторник.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6
(за год)
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира,
дежурный, берёза, восток, урожай.
3

ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных
умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания
учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить
простейший языковой анализ слов и предложений.
Критерии оценивания:
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана
аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно два
исправление орфографического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа
выполнена чисто, допущена одна негрубая ошибка.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана
небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок,
работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
•
нарушение правил орфографии при написании слов;
•
пропуск и искажение букв в словах;
•
замену слов, если искажает смысл предложения;
•
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного
класса;
•
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом
(списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
•
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в
данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
•
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое
слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
•
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове
«ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается
в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а
вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
4

Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются
достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении),
создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное
употребление слов и построение словосочетаний, предложений,
орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений
выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение
авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие
темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в
построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических
ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается
авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но
незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются
единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в
правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от
авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение),
допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в
построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2
исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от
авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных
эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6
ошибок, 3-5 исправлений.

5

ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков
каллиграфического написания букв.
Осенью
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие
краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром.
Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в
лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание:
1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. Слова русский, долька разделить для переноса.
ДИКТАНТ № 1
1. 6
2. Рус-ский, доль-ка
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил 1 и 1/2 второго задания.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний
ветер. Шумят в саду деревья.
6

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг
стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок.
Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание:
1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
ДИКТАНТ № 2
(за 1 четверть)
1. В октябре стоит сырая погода.
2. Слово -дождь.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 первого
задания и 2ое.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 3
по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Цель: проверить умение применять правила правописания слов с
непроизносимыми согласными в корне слова, формировать умение проверять
написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Вся
местность покрылась снеговой периной. Деревья одеты в белые шубки. Спит
пруд под ледяной коркой.
Выбежали ребятишки на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки ему
сделали из светлых льдинок. Нос и рот из морковки, а бровки из черных
угольков. Прекрасный получился снеговик ! Радостно и весело всем зимой!
Грамматические задания:
1. Разобрать второе предложение по членам предложения .
7

2. Разобрать по составу слова:
зимний, шубки. белые, морковки, местность.
3.Найти в тексте 2 слова с безударной гласной в корне слова .
2 слова с парной согласной.
2 слова с непроизносимой согласной в корне слова.
Подобрать к ним проверочные слова и записать.
ДИКТАНТ № 3
по теме «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
1. Падает лёгкий пушистый снег.
2. Зимний -зим - корень, н - суффикс, ий - окончание.
Шубки- шуб- корень, к- суффикс, и - окончание.
Белые- корень бел, окончание -ые.
Морковки-морков - корень, к - суффикс, и - окончание.
Местность- мест — корень, н, ость — суффиксы, нулевое окончание,
местность — основа слова.
3. Стоит -стой, снеговой-снег.
Глазки – глаза, бровки – брови.
Местность, прекрасный.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 4.
(за 2 четверть)
. Цель: проверить умение применять правила правописания слов с
орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих
слов изменением формы слова, подбором родственных слов.
На улицах города
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и
круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё
подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она
остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами
8

– снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не
было. (58 слов)
(По Н. Калинину)
Грамматические задания:
1. Разобрать слова по составу.
1 вариант: подметает, с железным.
2 вариант: подходит, около снежной.
2. Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась
около снежной кучи
3. Придумать слова к схемам:

ДИКТАНТ № 4.
(за 2 четверть)
1.
Разобрать слова по составу.
1 вариант: подметает - под—приставка, мет— корень, а— суффикс,
ет— окончание, с железным- корень — желез, суффикс — н, окончание —
ым, основа слова — железн.
2 вариант: подходит- под — приставка, ход — корень, ит — окончание,
подход — основа слова, около снежной- корень — снеж, суффикс — н,
окончание — ой, основа слова — снежн.
2. Она остановилась около снежной кучи.
3. Придумать слова к схемам:

морозный
подъехали
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 5.
9

по теме «Имя существительное»
Цель: тренировать умение применять правила правописания слов со
звонкими и глухими согласными, удвоенными согласными, разделительным
мягким знаком, безударными гласными в практике письма; умение находить
орфограммы, проверять их написанием формы слова, подбором родственных
слов; проверять навыки правописания мягкого знака в именах
существительных с основой, оканчивающейся шипящим звуком.
Мой товарищ Илья гостил у бабушки. Село Юрьево находится на берегу
реки Свищ.
Заиграет на берегу первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У
них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка – ёрш. Ловили
ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом.
Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную
глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали
мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание:
1. Запишите по два имени существительного женского, мужского и
среднего рода.
2. Написать три имени существительного женского рода с шипящим на
конце.
3. Разобрать по составу слова рыбка, тишина, лесною.
ДИКТАНТ № 5.
по теме «Имя существительное»
1. м. р – луч, ерш;
2. ж.р – рыбка, чаща;
3. ср.р – небо, солнце.
4. глушь, тишь, мышь.
3. Рыбка- корень - рыб, окончание - а, суффикс - к, основа - рыбк
Тишина - тиш — корень, ин — суффикс, а — окончание, тишин — основа
слова.
Лесною- корень — лес, суффикс — н, окончание —ою, основа слова —
лесн.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
10

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 6
по теме «Имя существительное»
Цель: тренировать умение применять правила правописания слов со
звонкими и глухими согласными, разделительным мягким знаком,
безударными гласными в практике письма; умение находить орфограммы,
проверять их написанием формы слова, подбором родственных слов;
проверять навыки правописания мягкого знака в именах существительных с
основой, оканчивающейся шипящим звуком.
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь.
Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ. Вот погас
последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники.
Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька
находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные
места. Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до
преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Слова для справок: увидели, способность.
Грамматические задания
1. Определите падеж имен существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
ДИКТАНТ № 6
по теме «Имя существительное»
Летучая мышь
1. Ушки- именительный падеж, зверька- родительный падеж, сигналвинительный,
2. Гараж — сущ. (что?), Н.ф. – гараж. Неодуш., нариц., м.р., в В.п., в
ед.ч...Втор. чл.

11

3. Интересное- интерес- корень, н- суффикс, ое- окончание., основа –
интересн.
глазки- глаз-корень к-суффикс и-окончание., основа – глазк,
находит- на-приставка, ход-корень, ит-окончание, основа – наход.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 7
(за 3 четверть)
по теме «Имя прилагательное»
Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён
прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во
множественном числе.
Ранняя весна
Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё
вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на
реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На
вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле
лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит
весенний ветер. Счастливое время!
Грамматические задания:
1. Разобрать по членам предложения.
1 вариант: 4 предложение.
2 вариант: 5 предложение.
2. Разобрать по составу слова:
1 вариант: радостное, травинка.
2 вариант: в вершинах, ласковое.
3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
12

1 вариант: ласковое, крепкий.
2 вариант: радостное, счастливое.
ДИКТАНТ № 7
(за 3 четверть)
по теме «Имя прилагательное»
1. 1 вариант: 4 предложение. По небу плывёт лёгкое облачко.
2 вариант: 5 предложение. Крепкий лёд на реке потемнел.
2. 1 вариант: радостное- рад — корень, ост, н — суффиксы, ый —
окончание, радостн — основа слова., травинка- трав — корень, ин, к —
суффиксы, а — окончание, травинк — основа слова..
2 вариант: в вершинах- корень — верш, суффикс — ин, окончание — ах,
основа слова — вершин., ласковое- корень- ласк, суффикс – ов, окончание ое, основа слова - ласков.
3. 1 вариант: ласковое- нежное , крепкий- сильный.
2 вариант: радостное- веселое, счастливое- жизнерадостное.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 8
по теме «Глагол»
Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение
правильно писать родовые окончания глаголов, предлоги и приставки;
выполнять разбор слова по составу, разбирать предложения по членам,
выполнять разбор глагола как части речи.
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на
землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли
поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал говорливый
ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке
13

сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел
вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматическое задание
1. Подпиши времена глаголов первого абзаца.
2. Найди главные члены предложения в 6 предложении и обозначь их.
3. Сделай морфологический разбор глагола из 7 предложения.
ДИКТАНТ № 8
по теме «Глагол»
1. Случилось, проснулось, взглянуло, навели, покрыли, развесилипрошедшее время.
2. Засветило солнце и съело утренний лед.
3. Побежал - гл., (что сделал?). Н.ф. – подбежать. В прош.вр., в ед.ч., Сказ.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
ДИКТАНТ № 9
(за год)
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в
течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок,
родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов;
умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова,
разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам
предложения.
Береги птиц
В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.
Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот
весь сад засвистел, зашумел листьями.
Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора.
С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.
14

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с
гнезда. Погибнут от голода птенцы.
Грамматические задания:
1. Подберите однокоренные слова:
1 вариант: утро, кукушка.
2 вариант: роса, работа.
2. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
3. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
4. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён
существительных.
ДИКТАНТ № 9
(за год)
1. 1 вариант: утро- утренний, утречко; кукушка- кукушонок, кукушечка.
2 вариант: роса-росинка, росистый; работа- работник, работящий.
2. Засвистел- приставка - ЗА; корень - СВИСТ; суффикс - ЕЛ; нулевое
окончание; основа слова: ЗАСВИСТЕЛ.
Жаркая- корень – ЖАР, суффикс – К, окончание - АЯ; основа слова - ЖАРК.
Листьями- корень - листь, окончание - ями. Основа слова - листь.
3. В (предлог) солнечное(прил) утро (сущ) у (предлог) пруда(сущ) закуковала
(гл) кукушка(сущ).
4. (От) голода – м.р., ед.ч., Р.п.. Птенцы- м. р., мн. ч., И. п.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Грамматические задания
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических
заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

15

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать
части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
(входное)
Цель: проверить навыки списывания.
Новый дом
Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы.
Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом
этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и
деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили
семью с новосельем.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
(за 1 полугодие)
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять
сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.
Старые знакомые
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они
собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и
попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда
слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал
через него.
Всем было очень весело.
(По Г. Остеру)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3
(за год)
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова,
предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение
работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
16

Липки
Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня
вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели
весёлые брызги. Девочки громко смеялись.
Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс
маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут
сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.

Проверочная работа по теме «Состав слова»

1 вариант

№1. Подчеркни слова, обозначающие части слова:
Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, текст, суффикс,
предмет.
№2. К данным словам подбери и запиши по 2-3 родственных слова; выдели
корень:
Кормушка –
____________________________________________________________
Тёплый –
_______________________________________________________________
№3. Прочитай. Верно ли подобраны родственные слова? Зачеркни в каждой
группе «лишнее» слово.
1) Молоко, молочко, молодой, молочный.
2) Дом, дома, домашний, домовой.
3) Холод, похолодало, холодный, морозный.
№4. Образуй от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов еньк-, -очк-, -окЗапиши эти слова, выдели в них суффикс.
Ветер - ___________________, роза - _________________, серый _____________________ .
№5. От данных глаголов образуй однокоренные глаголы при помощи
приставок. Запиши. Выдели приставки.
Думать _________________________________________________________________
17

Писать __________________________________________________________________
№6. Прочитай. Подчеркни строчку, в которой записаны формы слова:
1) Вода, водичка, водный, водолаз.
2) Трава, травы, по траве, травой.
3) Мороз, холод, стужа.
№7.Разбери слова по составу:
РЫБКА

СТОЛЫ

ЗАМОРОЗКИ

ДОЖДИК

ПОДВОДНАЯ

№8. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Выдели корни.
Вод _пад,

снег _ход,

пыл_сос.

№9. Отгадай слово:
Корень, как в слове «писать», приставку найдёшь в слове «заморозки»,
суффикс как в слове «тучка» и плюс окончание «а»
Запиши это слово. Выдели в нем все значимые части :
______________________________
№10*. Играем в лингвистическую игру. Дополни предложения:

Проверочная работа по теме «Состав слова»

2 вариант

№1. Подчеркни слова, обозначающие части слова:
Звук, основа, предлог, суффикс, союз, приставка, корень, глагол, частица,
окончание.
№2. К данным словам подбери и запиши по 2-3 родственных слова; выдели
корень:
Полёт - _________________________________________________
Зимний - _________________________________________________
18

№3. Прочитай. Верно ли подобраны родственные слова? Зачеркни «лишнее»
слово.
1) Черта, начертил, чёрный, чёрточка.
2) Стол, столы, столик, столовая.
3) Рисовать, разрисованный, рисунок, картинка.
№4. Образуй от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов еньк-, -очк-, -окЗапиши эти слова, выдели в них суффикс.
Город - __________________, коза - ________________, белый __________________ .
№5. От данных глаголов образуй однокоренные глаголы при помощи
приставок. Запиши. Выдели приставки.
Грузить - ______________________________________________
Читать - ______________________________________________
№6. Прочитай. Подчеркни строчку, в которой записаны формы слова:
1) Трава, травушка, травинка, травяной.
2) Мороз, холод, стужа.
3) Дом, дома, домом, о доме.
№7.Разбери слова по составу:
ТУЧКА
ГОРОДА
НАДЗЕМНЫЙ

ПОДСВЕЧНИКИ

МОРЯК

№8. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Выдели корни.
Камн_пад,

рыб_лов,

пеш_ход.

№9. Отгадай слово:
Корень, как в слове «водичка», приставку найдёшь в слове «подставка»,
суффикс как в слове «лесник», окончание, как у слова «реки»
Запиши это слово. Выдели в нем все значимые части :
______________________________
№10*. Играем в лингвистическую игру. Дополни предложения:

19

Проверочная работа по теме: «Безударные окончания
существительных».
1 вариант.
1. Просклоняй существительные земля, подружка. Выдели
окончания.
Им. п. (есть) _______________________________________________
Р. П. (нет) _______________________________________________
Д. п. (дам) _______________________________________________
В. п. (вижу) _______________________________________________
Т. п. (восхищаюсь) ________________________________________
П. п. (думаю о)
________________________________________
2. Подчеркни слово, которое нельзя просклонять.
Облако, тополь, метро, рябина, аллея, суббота.
3. Вставь пропущенные окончания существительных. В скобках
укажи склонение и падеж.
Спал в колыбел
( ________ ), свернул с дорожк ( _______ ),
погнался за зайц ( _________ ), ехал в трамва
( __________ ),
подошёл к конюшн ( ___________ ), помог старушк ( ___________ ).
4. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Выдели основу
предложений. Над существительными укажи склонение и падеж.
Наш корабль ст(о/а)ял на якор(и/е) у б(и/е)регов Африк(и/е). На
в(е/и)ршин(е/и) х(а/о)лма в(е/и)днелась небольшая деревенька.
20

_____________________________________________________________
________
_____________________________________________________________
__________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________
_____________________________________________________________
__________
5. В скобках обозначь склонение и падеж имен существительных.
Допиши окончания.
от ветк… (__ скл., ___п.)
к ветк … (__ скл., ___п.)
в постел… (__ скл., ___п.)

по кроват … (__ скл.,___п.)
по копейк…(__ скл., ___п.)
в детств… (__ скл., ___п.)

2 вариант.
1. Просклоняй существительные степь,площадь. Выдели
окончания.
Им. п. (есть) _______________________________________________
Р. П. (нет) _______________________________________________
Д. п. (дам) _______________________________________________
В. п (вижу) _______________________________________________
Т. п. (восхищаюсь) ________________________________________
П. п. (думаю о)
________________________________________
2. Подчеркни слово, которое нельзя просклонять.
Солнце, картина, букварь, семья, шоссе, суббота.
3. Вставь пропущенные окончания существительных. В скобках
укажи склонение и падеж.
Спал в постел
(__________), потерял на прогулк
(
_________), висит на дерев
( __________ ), пирог с черешн
(
___________ ), подарил внучк
( ___________), напоил из чашк
( __________ ).
4. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Выдели основу
предложений. Над существительными укажи склонение и падеж.
21

В комнат(и/е) на подоконник(е/и) красными ог(о/а)нькамицв(и/е)тёт
кактус. Зверобой цв(е/и)тёт на лесных п(о/а) лянках до осен(и/е).
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________
_______________________________________________________________________
5. В скобках обозначь склонение и падеж имен существительных.
Допиши окончания.
в юност… (__ скл., ___п.)
в тумбочк… (__ скл., ___п.)
без вышивк… (__ скл., ___п.)

от ветк… (__ скл., ___п.)
к ветк … (__ скл., ___п.)
в постел… (__ скл., ___п.)

Проверочная работа по теме « Падежные окончания прилагательных
мужского, женского и среднего рода».
1 вариант.
1.Впиши пропущенные окончания прилагательных.
Свеж
лучи, жгуч
солнце, студён

мясо, добр
вода, холодн

дело, дальн

дорога, горяч

руки.

2. Запиши словосочетания, вставив пропущенные окончания. Над
прилагательными укажи род и падеж. Окончания прилагательных
выдели.
Из кирпичн …
стены, от звонк …
смеха, в соснов …
на душист … сене, в дальн … походе, к далёк … лесу.

рощу,
22

__________________________________________________________________
____________
__________________________________________________________________
____________
__________________________________________________________________
____________
__________________________________________________________________
____________

3. Образуй прилагательное
указанного рода. Допиши к нему
существительное так, чтобы получились
словосочетания. Выдели
окончания прилагательных.
Образец:

Зима – (ж. р.) зимняя дорога

Мебель
–
(
м.
______________________________________________________________

р.)

Зелень
–
(ср.
р.)
_______________________________________________________________
Снег
–
(ж.
р)
__________________________________________________________________

4. Придумай и запиши два - три существительных по указанным
грамматическим признакам.
а)
м.
р.,
в
ед.
ч.,
в
________________________________________________________

Т.

б)*
ж.
р.,
одушев.,
в
ед.
ч.,
__________________________________________

3

в

П.

п.,

Контрольная работа по теме « Падежные
прилагательных мужского, женского и среднего рода».

п.
скл.

окончания

2 вариант.
1.Впиши пропущенные окончания прилагательных.
Чёрн
карандаш,

море, глубок

озёра, топк

болото, син
23

летн

погода, ближн

село, утренн

роса.

2. Запиши словосочетания, вставив пропущенные окончания. Над
прилагательными укажи род и падеж. Окончания прилагательных
выдели.
У ярк … костра, на душист … сене, к далёк … дому, в зимн …
одежде, на голуб … чашку, в тонк … кружеве.
__________________________________________________________________
____________
__________________________________________________________________
____________
__________________________________________________________________
____________
__________________________________________________________________
____________

3. Образуй прилагательное
указанного рода. Допиши к нему
существительное так, чтобы получились
словосочетания. Выдели
окончания прилагательных.
Образец:

Зима – (ж. р.) зимняя дорога

Морковь
–
(
м.
______________________________________________________________

р.)

Лето
–
(ср.
р.)
_________________________________________________________________
Город
–
(ж.
р)
_________________________________________________________________

4. Придумай и запиши два - три существительных по указанным
грамматическим признакам.
а)
ж.
р.,
в
ед.
ч.,
в
________________________________________________________

Д.

п.

б)*
ж.
р.,
неодушев.,
в
ед.
ч.,
________________________________________

1

скл.

в

П.

п.,

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».