РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Немецкий язык
для обучающихся 7 классов
Составитель:
Королева З.Н.,
учитель немецкого языка
Уфа 2023
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Федерального перечня
учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, учебного плана
МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» и приведена в соответствие с Федеральной
образовательной программой основного общего образования (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»).
Рабочая программа полностью соответствует содержанию и структуре учебников,
и методическим рекомендациям, реализующим указанную авторскую программу. Для
реализации программы используется учебно-методический комплект «Немецкий язык»
для 7 класса автора Аверина М.М.
Согласно учебному плану на изучение немецкого языка в 7 классах выделен 1 час в
неделю, 34 часа в год.
Изучение второго иностранного языка в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее
составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c
темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о
языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и
иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре,
традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций
общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся
основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее
культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с
доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и
культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного
потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и
овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной
адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе
осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения
и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих
гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие
национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных
сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание
своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами
иностранного языка;
2
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования
об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости
отказа от вредных привычек.
Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в
организации учебного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового
портфеля. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и
творческих способностей учеников, для того чтобы выпускник школы был готов к
самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Для этого необходимо создание у учащихся личной заинтересованности в
результате обучения, что, в свою очередь, возможно только за счёт повышения
внутренней мотивации в изучении языка. Технология языкового портфеля даёт
возможность расширения рамок учебного процесса за счёт включения индивидуального
опыта учащегося в межкультурное общение с носителем языка. Речь идёт о смещении
акцента в процессе обучения иностранным языкам с деятельности учителя на
деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность
к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятия
самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания и
возможности, у него нужно сформировать шкалу ценностей, с которой он смог бы сверять
собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых
навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля, в основу которого
положены документы Совета Европы.
Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность
индивидуализировать
процесс
обучения,
выстраивать
ученику
собственную
образовательную стратегию. Психологами установлено, что одной из причин отставания
учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты
своей учебной деятельности. Технология портфолио направлена на то, чтобы сделать
процесс обучения осознанным, управляемым, целенаправленным.
Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями,
помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование
будущей. Ученики наравне с учителями отвечают за всё происходящее в классе.
При обучении второму иностранному языку возникает ряд проблем, связанных
прежде всего с недостаточным пониманием учащимися необходимости изучения ими
второго иностранного языка и, как следствие, недостаточной мотивированностью
учащихся. Поэтому работу с языковым портфелем следует рассматривать как важное
средство повышения мотивации учащихся в процессе обучения именно второму языку. В
ситуации, когда дети довольно хорошо владеют английским или другим иностранным
языком, особенно важно показывать им их прогресс в обучении, учитывая сложность
освоения немецкого языка как второго иностранного и при небольшом количестве часов.
Применительно к данному курсу следует говорить о развивающих, воспитательных
и практических задачах:
- способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка;
- развивать его память и воображение;
- создавать условия для творческого развития подростка;
- прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
- развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
- создавать ситуации для самореализации личности подростка;
- воспитывать в подростке самоуважение;
- воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности
самостоятельно;
- способствовать формированию чувства успешности;
- учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
3
- развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран
изучаемого языка;
- раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими
иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и
определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и
содержательного плана. К первым относятся:
• меньшее количество выделяемых на него учебных часов (1 час, а не 3 часа, как на
первый иностранный язык на средней ступени обучения);
• более сжатые сроки его изучения (начиная не с начальной, а с основной школы).
К особенностям содержательного плана относятся:
• его изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков — родного,
первого (ИЯ1) и второго иностранного языка (ИЯ2), что, с одной стороны, обусловливает
более интенсивное развитие речевой способности учащихся в целом и положительно
сказывается на образовательном процессе;
• с другой стороны, возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не
только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, что вызывает определённые трудности;
• наряду с этим возникают большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт
изучения первого иностранного языка, для положительного переноса, особенно если
изучаются языки одной языковой группы. Например, германской: английский, немецкий
или западноевропейские языки, имеющие в силу исторического развития достаточно
много общего, например английский и французский, английский и испанский.
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго
иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его
эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это
позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и
первому.
При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и
представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения
учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или
имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих
проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть
разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя
(класса, школы), члена жюри, репортёра и др. Проектная деятельность учитывает
возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть
возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям.
Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы
с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебновоспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся.
Новизна данной рабочей программы состоит в том, что представленный курс
является адаптированной к российским условиям версией международного курса — в
основе его создания лежат основополагающие документы современного российского
образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по
немецкому языку как второму иностранному языку. Это изначально обеспечивает полное
соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям
федеральных документов.
Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов
(Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное
4
положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы
по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и
культур.
Программа базируется на таких методологических принципах, как
коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку.
Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в
совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и
учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании
учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий,
владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности
школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации; развитии национального самосознания,
стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю). В Программе предусмотрено
проведение 4 контрольных работ (комплексные контрольные работы, включающие все
виды РД).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития
учащихся. Формы контроля знаний, умений и навыков сформулированы в соответствии с
«Положением о системе оценивания образовательных достижений обучающихся»:
- устный опрос
- словарный диктант
- тест
- контрольная работа
- проектная работа
Требования к уровню достижений обучающихся
Ученик должен знать /понимать:
-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний; основные
способы словообразования;
-особенности структуры простых и сложных предложений; интонацию различных
коммуникативных типов предложений;
-признаки изученных грамматических явлений;
-основные нормы речевого этикета;
-роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни,
быта, культуры стран изучаемого языка.
уметь:
в области говорения:
-начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
-расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
-отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную
тематику и усвоенный лексико- грамматический материал;
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее,
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
-делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем),
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного,
выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику
персонажей;
5
использовать перефраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
в области аудирования:
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, выделять значимую
информацию, определять тему и выделять главные факты;
в области чтения:
-читать аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, оценивать
полученную информацию, выражать своё мнение;
-читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письменной речи:
-заполнять анкеты и формуляры;
-писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного
общения с носителями иностранного языка;
-создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и
роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
-приобщение к ценностям мировой культуры через иноязычные источники.
-ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебно-организационные:
-определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной
деятельности;
-оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;
-организовать деятельность в группах и парах.
Учебно-информационные:
-подбирать и группировать материал по определенной теме;
-создавать тексты различных типов;
-владеть различными способами изложения текста;
-составлять сложный план;
-комментировать текст;
-формулировать проблемные вопросы;
-качественно и количественно описывать объект;
-формировать программу эксперимента
Учебно-логические:
-определять объект анализа;
-выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
-классифицировать информацию по различным признакам;
-различать компоненты доказательства;
-уметь доказывать и опровергать;
-самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
-устанавливать межпредметные связи.
Учебно-коммуникативные:
-владеть приемами риторики;
-уметь вести дискуссию, диалог;
-выслушивать и объективно оценивать другого;
-вырабатывать общее решение.
Преобладающим типом урока является комбинированный урок. Формы организации
учебной деятельности различны: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная. Для
6
рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация
дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей,
учащихся при определении домашнего задания.
Содержание учебного предмета
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие
содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании,
говорении, чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и
орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие
коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией.
Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми
навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе
обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при
овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной
компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все
указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного
предмета «Иностранный язык».
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты
характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт.
Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, питание.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на
будущее.
6. Климат, погода.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио,
Интернет).
8. Страна/страны второго языка иностранного языка и родная страна, их географическое
положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди,
их вклад в науку и мировую культуру.
Речевые умения
Говорение
Диалогическая речь.
В 7 классе продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог
этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, при этом по
сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается
количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более
разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения
как:
♦ начать, поддержать и закончить разговор;
7
♦ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
♦ вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.
Объем диалогов – до 3 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и
сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем?
Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов
– до 4-х реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
♦ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
♦ дать совет и принять/не принять его;
♦ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем
участие.
Объем диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
• выражать свою точку зрения;
• выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера;
• выражать сомнение;
• выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем учебных диалогов – до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь.
Развитие монологической речи в предусматривает овладение следующими
умениями:
• кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы
речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные
суждения;
• передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
• делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает
понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием
текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
♦ выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
♦ выбирать главные факты, опуская второстепенные;
♦ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического
характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся 7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения
в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания
(ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с
выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
8
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся 7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных
аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 7
классах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран
изучаемого языка.
Объем текстов для чтения – 400-500 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
♦ определять тему, содержание текста по заголовку;
♦ выделять основную мысль;
♦ выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
♦ устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных
текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5-7 классах. Формируются и
отрабатываются умения:
♦ полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки
(языковой догадки, словообразовательного анализа, использования
двуязычного словаря);
♦ выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения до 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать
информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
♦ делать выписки из текста;
♦ писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до
30 слов, включая адрес), выражать пожелания
♦ заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
♦ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах,
сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного
письма – 50-60 слов, включая адрес);
Социокультурные знания и умения
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого
поведенческого этикета в немецкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций
общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование немецкого языка
как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает
знакомством с:
♦ фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
♦ оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
♦ иноязычными сказками и легендами, рассказами;
♦ с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном,
столицами страны/ стран изучаемого языка);
♦ с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в
странах изучаемого языка;
♦ словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира, (в том числе и в
русский) и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка
Предусматривается овладение умениями:
• писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на
немецком языке;
9
• правильно оформлять адрес на немецком языке;
• описывать наиболее известные культурные достопримечательности Москвы и СанктПетербурга, городов/сел/ деревень, в которых живут школьники.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Графика и орфография
Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа
обучения, и навыки их употребления в речи.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого
языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на
смысловые группы; соблюдение интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет
лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500
лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых
лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику и
реплики-клише речевого этикета, отражающих культуру немецкоязычных стран.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
- аффиксации:
1) существительных с суффиксами –ung (die Ordnung), -heit (die Freiheit), -keit (die
Sauberkeit), -schaft (die Freundschaft), -or (der Proffessor), -um (das Datum), -ik (die Musik)
2) прилагательных с суффиксами –ig (richtig), -lich (fröhlich), -isch (typisch), -los (fehlerlos);
3) существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich)
4) глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции
приставок типа: fernsehen;
-словосложения:
1) существительное + существительное ( das Klassenzimmer)
2) прилагательное + прилагательное (hellblau, dunkelrot)
3) прилагательное + существительное (die Fremdsprache)
4) глагол + существительное (der Springbrunnen)
-конверсии (переход одной части речи в другую):
1) существительные от прилагательных (das Grün, der Kranke)
2) существительные от глаголов (das Schreiben, das Rechnen)
Распознавание и использование интернациональных слов (der Computer)
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной
школе и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи
нераспространенных и распространенных предложений; безличных предложений (Es ist
kalt. Es ist Winter); предложений с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя
дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос “Wohin?”;
предложений с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv
c zu; побудительных предложений типа Gehen wir! Wollen wir gehen; все виды
вопросительных предложений; предложений с неопределенно-личным местоимением
“man”; предложений с инфинитивной группой um … zu; сложносочиненных предложений
с союзами denn, darum, deshalb; сложноподчиненных предложений с придаточными:
дополнительными – с союзами daβ, ob и др., причины – с союзами weil, da, условными – с
союзом wenn.
10
Знание признаков, распознавание и особенности употребления в речи сильных
глаголов в Präsens, отобранных для данного этапа обучения, слабых и сильных глаголов с
вспомогательными глаголами haben в Perfekt; сильных глаголов со вспомогательным
глаголом sein в Perfekt (kommen, sehen); Präeritum слабых и сильных глаголов, а также
вспомогательных и модальных глаголов; глаголов с отделяемыми и неотделяемыми
приставками в Präens, Perfekt, Präeritum; Futurum (aufstehen, besuchen); возвратных
глаголов в основных временных формах: Präens, Perfekt, Präeritum (sich washen).
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного,
нулевого артикля; склонения существительных нарицательных; склонения
прилагательных; степеней сравнения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих
двойное управление: требующих Dativ на вопрос “Wo?” и Akkusativ на вопрос “Wohin?”;
предлогов, требующих Dativ; предлоги, требующие Akkusativ.
Местоимения: личные, притяжательные, неопределенные (jemand, niemand).
Количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30.
Литература и средства обучения
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования.
• Примерная программа основного общего образования по немецкому языку.
(Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Москва,
Издательский центр «Вентана-Граф» 2008. Авторы-составители Т.Б. Васильева,
И.Н. Иванова)
• Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 59 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / М.М Аверин Е.
Ю.Гуцалюк Е. Р. Харченко. М: Просвещение, 2017. – 80с.
• Немецкий язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.М.
Аверин, Ф.Джин, Л. Рорман. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019 .– 96с.: ил. –
(Горизонты). – ISBN 978-5-09-016498-6/
• Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
с приложением на электронном носителе. Серия «горизонты». /М.М. Аверин., Ф.
Джин Ф., Л. Рорман – М.: Просвещение, 2018. – 144с.: ил. – (Горизонты).
• Книга для учителя. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений/ М.М. Аверин., Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. – М.: Просвещение,
2018. – 144с.: ил. – (Горизонты).
• Немецкий язык. Контрольные задания. 7-8 классы: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ М.М. Аверин., Е.Ю. Гуцалюк, Е.Р. Харченко. –
М.: Просвещение, 2018. – 56с.: ил. – (Горизонты).
• Рабочие листы на сайте www.prosv.ru/umk/horizonte
• Немецко-русский и русско-немецкий словари
Технические средства обучения и оборудование кабинета
• DVD-плеер/компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.
• Магнитофон (с поддержкой СD -МРЗ).
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и
картинок.
• Стол учительский с тумбой.
• Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.
Мультимедийные средства обучения
• СD для занятий в классе и самостоятельных занятий дома.*
11
• Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Немецкий язык» серии
«Горизонты» http://www.prosv.ru/umk/horizonte
Критерии оценивания устного ответа учащихся 7 класса
по УМК «Горизонты» (итоговый контроль)
Умение учащегося
Часть 1. Монологическая речь
Умение рассказать о себе в 9—10 фразах. Представить себя, дать основные
сведения о себе (с опорой на ключевые слова).
1. При ответе учащийся демонстрирует начальные навыки социокультурной
компетенции (например, умеет представиться, приветствует собеседника,
благодарит, прощается по-немецки, используя фразы Guten Tag! Auf
Wiedersehen! Danke schön! Vielen Dank!).
2. Умеет рассказать о себе, используя речевые образцы и изученные структуры:
Ich heiße …/Mein Name/Vorname/Familienname ist …; *Ich habe früher in ...
gewohnt. Ich wohne in …; Ich bin … Jahre alt, deshalb …; Ich habe …/ich …
gerne./Ich lerne in …/Mein Lieblingsfach ist … /Ich bin blond; Meine Haare/meine
Augen sind …; Ich trage gerne …; Mein T-Shirt ist …; Mein Traumberuf ist …; Ich
mochte …werden; Ich ärgere mich, wenn .../Ich freue mich, wenn …/Mein bester
Freund/Meine beste Freundin ist … .
3. Понимает и умеет употреблять в речи следующие грамматические явления:
слабые и сильные глаголы с отделяемыми приставками и без них, а также
возвратные глаголы в настоящем (Präsens) и прошедшем повествовательном
времени (Präteritum); модальные глаголы können, wollen, müssen, sollen, dürfen,
mögen в настоящем (Präsens) и прошедшем повествовательном времени
(Präteritum); существительные в единственном и множественном числе (из
лексического минимума) с правильным артиклем; личные и притяжательные
местоимения в именительном, дательном и винительном падежах;
прилагательные и наречия в предикативном употреблении при сравнении и в
качестве определения в именительном, дательном и винительном падежах;
количественные и порядковые числительные; даты; предлоги с винительным и
дательным падежами; предлоги с дательным падежом, отвечающие на вопрос
«где?», предлоги с винительным падежом, отвечающие на вопрос «куда?»,
нулевой и отрицательный артикли, отрицание на отрицательный вопрос, глаголы
sein, haben в Präteritum, слабые и сильные глаголы в Perfekt, сложное
предложение с союзами deshalb, weil, dass; прямой и обратный порядок слов в
простом повествовательном, вопросительном, побудительном предложениях;
место придаточного предложения в сложном.
4. Называет не менее 9 лексически и грамматически правильно оформленных
предложений.
5. Демонстрирует произносительные навыки, не препятствующие пониманию.
6. Не испытывает трудностей в подборе лексики, пользуется разнообразными
речевыми образцами, не переходит на русский или английский язык, в случае
незнания слова или выражения может заменить его другим, например: Der Kopf
tut mir weh. — Ich habe Kopfschmerzen
Итого:
Баллы
1
2
2
9
1
1
16
баллов
Часть 2. Диалогическая речь
Умение общаться на немецком языке. Задать вопрос и дать ответ по заданной
теме (с опорой на ключевые слова).
1. Легко вступает в коммуникацию, не испытывает трудностей при подборе слов
и выражений.
12
1
2. Демонстрирует умение правильно употреблять следующие структуры:
Das ist (sind) … . Ich habe … . Er (sie, es) hat … . Er (es, sie) ist … . Hast du …?
Er (sie, es) steht, liegt, hangt … . Fährst du …? Ich fahre … . Magst du …(nicht)? Ich
mag … . Doch, ich … . Gefallt dir …? Mir gefallt … . Ich finde … .
3. Умеет задавать вопросы с вопросительными словами wer, was, wie, welche, wie
viele, wohin, wo, womit, mit wem, warum и соблюдает правильный порядок слов.
Умеет задавать вопросы без вопросительных слов, соблюдая правильный
порядок слов в рамках пройденных тем.
4. Понимает и умеет пользоваться в вопросах и ответах на вопросы следующими
грамматическими явлениями: слабые и сильные глаголы с отделяемыми
приставками и без них, а также возвратные глаголы в настоящем (Präsens) и
прошедшем повествовательном времени (Präteritum); модальные глаголы
können, wollen, müssen, sollen, dürfen, mögen в настоящем (Präsens) и прошедшем
повествовательном времени (Präteritum); существительные в единственном и
множественном числе (из лексического минимума) с правильным артиклем;
личные и притяжательные местоимения в именительном, дательном и
винительном падежах; прилагательные и наречия в предикативном
употреблении при сравнении и в качестве определения в именительном,
дательном и винительном падежах; количественные и порядковые
числительные; даты; предлоги винительного и дательного падежей; предлоги с
дательным падежом, отвечающие на вопрос «где?», предлоги с винительным
падежом, отвечающие на вопрос «куда?», нулевой и отрицательный артикли,
отрицание на отрицательный вопрос, глаголы sein, haben в Präteritum,
правильные и некоторые неправильные глаголы в Perfekt, сложное предложение
с союзами deshalb, weil, dass; прямой и обратный порядок слов в простом
повествовательном, вопросительном, побудительном предложениях; место
придаточного предложения в сложном.
5. Понимает на слух вопросы о своём отношении к теме, умеет дать
аргументированный ответ в объёме изученного материала.
6. В случае затруднений умеет переспросить, уточнить, например:
Entschuldigung! Wie bitte? Wie heißt es auf Deutsch? Wiederholen Sie bitte! Sagen
Sie es bitte noch einmal!
7. Демонстрирует произносительные навыки, не препятствующие пониманию
Итого:
Часть 3. Диалогическая речь
Умение общаться на немецком языке. Задать вопрос и реагировать на вопрос в
предложенной речевой ситуации (без ключевых слов).
1. Легко вступает в коммуникацию, не испытывает трудностей при подборе слов
и выражений.
2. Демонстрирует умение правильно употреблять изученные структуры (см. с.
27, часть 2. Диалогическая речь, пункт 2).
3. Умеет задавать вопросы с вопросительными словами (см. с. 27, часть 2.
Диалогическая речь, пункт 3) и соблюдает правильный порядок слов. Умеет
задавать вопросы без вопросительных слов, соблюдая правильный порядок слов
в рамках пройденных тем.
4. Понимает и умеет пользоваться в вопросах и ответах на вопросы изученными
грамматическими явлениями (см. с. 27, часть 2. Диалогическая речь, пункт 4).
5. Понимает на слух вопросы о своём отношении к теме, умеет дать
аргументированный ответ в объёме изученного материала.
6. В случае затруднений умеет переспросить, уточнить (см. с. 28, часть 2.
Диалогическая речь, пункт 6).
7. Демонстрирует произносительные навыки, не препятствующие пониманию
13
1
1
2
1
1
1
8
1
1
1
2
1
1
1
Итого:
Дополнительные баллы
1. Употребление выражений с эмоциональной окраской (выражение сожаления,
одобрения, оценочные выражения):
Ich meine/glaube …; Wie toll! Schade!/Wie schade!; leider; Tut mir leid!; Ich finde es
toll/blöd.
2. Высказывание большего объёма.
3. Употребление лексики и грамматики сверх учебного минимума
Итого:
Максимальная сумма баллов:
Таблица оценивания1 устного ответа учащегося 7 класса по УМК
«Горизонты» (итоговый контроль)
Умение учащегося
Бал
лы
Часть 1. Монологическая речь
Умение рассказать о себе. Представить себя, дать основные сведения о
себе.
1. Учащийся демонстрирует азы социокультурной компетенции.
2. Умеет рассказать о себе, используя речевые образцы и изученные
структуры.
3. Понимает и умеет пользоваться изученными грамматическими
явлениями.
4. Называет не менее 9 лексически и грамматически правильно
оформленных предложений.
5. Демонстрирует произносительные навыки, не препятствующие
пониманию.
6. Не испытывает трудностей в подборе слов, пользуется разнообразной
лексикой, не переходит на русский или английский язык
Итого (16 баллов)
Часть 2. Диалогическая речь
Умение общаться на немецком языке. Задать вопрос и дать ответ по
заданной теме (с опорой на ключевые слова).
1. Легко вступает в коммуникацию, не испытывает трудностей при
подборе слов и выражений.
2. Демонстрирует умение правильно употреблять изученные структуры.
3. Умеет задавать вопросы с вопросительными словами и вопросы без
вопросительных слов, соблюдая правильный порядок слов.
4. Понимает и умеет пользоваться в вопросах и ответах на вопросы
изученными грамматическими явлениями.
5. Понимает на слух вопросы о своём отношении к теме, умеет дать
аргументированный ответ в объёме изученного материала.
6. В случае затруднений умеет переспросить, уточнить.
7. Демонстрирует произносительные навыки, не препятствующие
пониманию
Итого (8 баллов)
Часть 3. Диалогическая речь
Умение общаться на немецком языке. Задать вопрос и реагировать на
вопрос в предложенной речевой ситуации (без ключевых слов).
1. Легко вступает в коммуникацию, не испытывает трудностей при
14
8
(1)
(1)
(1)
3
32 (35)
балла
Приме
чания
подборе слов и выражений.
2. Демонстрирует умение правильно употреблять изученные структуры.
3. Умеет задавать вопросы с вопросительными словами и вопросы без
вопросительных слов, соблюдая правильный порядок слов.
4. Понимает и умеет пользоваться в вопросах и ответах на вопросы
изученными грамматическими явлениями.
5. Понимает на слух вопросы о своём отношении к теме, умеет дать
аргументированный ответ в объёме изученного материала.
6. В случае затруднений умеет переспросить, уточнить.
7. Демонстрирует произносительные навыки, не препятствующие
пониманию
Итого (8 баллов)
Дополнительные баллы
1. Употребление выражений с эмоциональной окраской (выражение
сожаления, одобрения, оценочные выражения).
2. Высказывание большего объёма.
3. Употребление лексики и грамматики сверх учебного минимума
Итого (3 баллa)
Сумма баллов (32 (35))
Критерии и таблица оценивания письменной речи
Учащихся 7 класса по УМК «Горизонты» (итоговый контроль)
Критерии оценивания
1. Соответствие коммуникативной задаче
Задание выполнено полностью. Содержание письма полностью
соответствует поставленной в задании коммуникативной задаче:
содержание отражает все аспекты, указанные в задании (дано не менее
3 советов); объём письма не менее 60—80 слов
Задание выполнено. Объём письма не менее 60—80 слов. Содержание
письма частично соответствует поставленной в задании
коммуникативной задаче: некоторые аспекты, указанные в задании,
раскрыты не полностью (дано менее 3 советов)
Задание выполнено не полностью. Объём письма не менее 60—80 слов.
Содержание письма частично соответствует поставленной в задании
коммуникативной задаче: не все аспекты, указанные в задании,
раскрыты
Задание не выполнено. Объём письма менее 60 слов. Содержание
письма не соответствует поставленной в задании коммуникативной
задаче
2. Соблюдение норм этикета
Письмо оформлено в соответствии с нормами письменного этикета и
принятыми в языке нормами вежливости; текст разделён на смысловые
части и правильно оформлен (обращение, основная часть,
заключительная фраза, подпись); формат высказывания выбран
правильно
Письмо оформлено в основном правильно. Могут быть неверно
подобраны обращение, заключительная фраза, подпись или отсутствует
15
Балл
ы
3
2
1
0
3
2
Примеч
ания
дата; имеются незначительные нарушения формата высказывания
Письмо частично не соответствует нормам письменного этикета и
принятым в языке нормам вежливости. Неверно подобраны или
отсутствуют обращение, заключительная фраза, подпись, отсутствует
дата; имеются многочисленные ошибки в формате высказывания
Письмо не оформлено в соответствии с нормами письменного этикета;
формат высказывания не соблюдается
3. Лексическое оформление речи
Высказывание логично; средства логической связи использованы
правильно; при написании письма используется разнообразная лексика,
изученные речевые образцы и устойчивые словосочетания.
Высказывание в основном логично; имеются отдельные недостатки при
использовании средств логической связи; при написании письма
используется разнообразная лексика, изученные речевые образцы и
устойчивые словосочетания. Возможно наличие негрубых ошибок в
сочетании используемых слов
Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в
использовании средств логической связи; их выбор ограничен; при
написании письма используется разнообразная лексика, но встречаются
ошибки в употреблении или сочетании используемых слов, которые не
затрудняют понимания высказывания
Отсутствует логика в построении высказывания; при написании письма
используется ограниченное количество лексических средств;
встречаются ошибки, затрудняющие понимание высказывания
4. Грамматическое оформление речи
При написании письма были использованы различные грамматические
структуры; задействованы простые и сложные грамматические
структуры; имеются незначительные ошибки в стилистическом и
грамматическом оформлении речи, не препятствующие пониманию
высказывания
При написании письма были использованы различные грамматические
структуры; задействованы простые и сложные грамматические
структуры; допущен ряд ошибок, не затрудняющий понимание
высказывания.
Простые предложения грамматически и стилистически правильно.
При написании письма были использованы однообразные
грамматические структуры. Простые предложения содержат
стилистические и грамматические ошибки, не затрудняющие
понимание высказывания
При написании письма было допущено большое количество
грамматических и стилистических ошибок, затрудняющих понимание
высказывания
5. Орфографическое оформление речи
При написании были допущены незначительные пунктуационные
ошибки, не влияющие на понимание высказывания
При написании были допущены незначительные пунктуационные
ошибки и ряд орфографических ошибок, не влияющие на понимание
высказывания
При написании допущены многочисленные орфографические и
пунктуационные ошибки, затрудняющие понимание высказывания
Максимальная сумма баллов
16
1
0
3
2
1
0
3
2
1
0
2
1
0
14
Выведенные баллы за контрольные задания после каждой главы и за итоговый контроль
переводятся в традиционную оценку согласно общепринятым правилам.
- Оценка «5» — 85—100% правильных ответов от общего количества заданий;
- оценка «4» — 71—84%;
- оценка «3» — 55—70%;
- оценка «2» — менее 55%.
Таким образом, например, оценка в итоговом контроле складывается из заданий по
аудированию, чтению, письму (5 + 5 + 14 баллов), задания монологического (16 баллов) и
диалогического (8 + 8 баллов) высказывания и дополнительных 3 баллов.
Итого: 56 (59) баллов.
Учащийся должен набрать:
- на оценку «3» — 31—40 баллов;
- на оценку «4» — 41—48 баллов;
- на оценку «5» — от 49 баллов.
Эта система оценок позволяет подойти к анализу уровня развития иноязычной
компетенции учащихся более объективно и аргументировано.
Таблица оценивания уровня развития языковой компетенции
по немецкому языку
за 2022/2023 учебный год учащихся 7 класса
........................................................................................................................
(фамилия и имя учащегося)
Я могу
++
+
Говорение
1. Я могу рассказать в 9—10
предложениях о себе.
2. Я могу задать вопрос, используя
ключевое слово по заданной теме.
Я могу дать ответ на вопрос,
используя ключевое слово по
заданной теме.
3. Я могу задать вопрос в рамках
предложенной ситуации.
Я могу адекватно ответить на
вопрос в рамках предложенной
ситуации.
При выполнении заданий 2, 3 я
могу общаться по темам:
«Как прошло лето»
«Планы на будущее»
«Дружба»
«Изображение и звук»
«Взаимоотношения»
«Это мне нравится»
«Подробнее о себе»
Аудирование
Я могу прослушать сообщение,
понять и определить в задании
верные и неверные высказывания
17
Учитель
-
Стратегии/
рекомендации
на основе прослушанного текста.
Чтение
Я могу прочитать, понять
основное содержание текста,
заполнить пропуски и определить
верные и неверные высказывания
на основе прочитанного текста.
Письмо
Я могу написать ответ на
электронное письмо по шаблону
(минимум 60 слов).
18