РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1176169)
учебного предмета «Литература»
для обучающихся 10-11 классов
Уфа 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как
школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом
культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие
человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим
ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10–11 классах составляют чтение
и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй
половины ХIХ – начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и
понимания художественного произведения, умения его анализировать и интерпретировать
в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным
развитием, жизненным и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к
курсу литературы в основной школе. Происходит углубление межпредметных
связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что
способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к
окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены
разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне определена группа планируемых
предметных результатов, достижение которых обеспечивается в отношении всех
обучающихся. Планируемые предметные результаты на углублённом уровне реализуются
в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный
уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности к отечественным культурным
традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и
уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов;
в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры
и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и устойчивого
интереса к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и
сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания
произведений, осмыслении поставленных в литературе проблем, понимании
коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и
способствует совершенствованию устной и письменной речи обучающихся на примере
лучших литературных образцов. Достижение указанных целей возможно при
комплексном решении учебных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой
и сформулированных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства причастности к отечественным
традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в
языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в приобщении старшеклассников к
лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI
века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении в ходе изучения литературы
духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на базовом
уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11
классе - 103 часа (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
10 КЛАСС
Литература второй половины XIX века
А. Н. Островский. Драма «Гроза».
И. А. Гончаров. Роман «Обломов».
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
Ф. И. Тютчев. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое...») и др.
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Тройка», «Я
не люблю иронии твоей...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...») и др.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
А. А. Фет. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Одним толчком
согнать ладью живую…», «Ещё майская ночь», «Вечер», «Это утро, радость эта…»,
«Шёпот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и др.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Роман-хроника «История одного города» (не менее двух
глав по выбору). Например, главы «О корени происхождения глуповцев», «Опись
градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др.
Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».
Н. С. Лесков. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, «Очарованный странник», «Однодум» и др.
А. П. Чехов. Рассказы (не менее трёх по выбору). Например, «Студент», «Ионыч»,
«Дама с собачкой», «Человек в футляре» и др.
Комедия «Вишнёвый сад».
Литературная критика второй половины XIX века
Статьи H. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», «Что такое
обломовщина?», Д. И. Писарева «Базаров» и др. (не менее двух статей по выбору в
соответствии с изучаемым художественным произведением).
Литература народов России
Стихотворения (не менее одного по выбору). Например, Г. Тукая, К. Хетагурова и
др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза второй половины XIX века (не менее одного произведения по
выбору). Например, произведения Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд», «Большие
надежды»; Г. Флобера «Мадам Бовари» и др.
Зарубежная поэзия второй половины XIX века (не менее двух стихотворений
одного из поэтов по выбору). Например, стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера и др.
Зарубежная драматургия второй половины XIX века (не менее одного
произведения по выбору). Например, пьесы Г. Гауптмана «Перед вос ходом солнца», Г.
Ибсена «Кукольный дом» и др.
11 КЛАСС
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например,
«Гранатовый браслет», «Олеся» и др.
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например,
«Иуда Искариот», «Большой шлем» и др.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар
Чудра», «Коновалов» и др.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного
поэта по выбору). Например, стихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С.
Гумилёва и др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др.
А. А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о
славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать».
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы
могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»,
«Письмо Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Гой ты, Русь,
моя родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Ленинград», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим
стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь,
на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине!
Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла
«Стихи о Москве») и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня
последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...»,
«Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля» и др.
Поэма «Реквием».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по
выбору).
А. П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В
прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть
в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли
гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и
др.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем
двух писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю. В.
Бондарев «Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б.
Л. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К. Д.
Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П.
Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната
номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.
А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок четвёртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному
стихотворению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В.
Исаковского, Ю. Д. Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А.
Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по
выбору). Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль.
Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…»,
«Снег идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…»,
«Ночь», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг
ГУЛАГ» (фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под
камнем»).
В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида»,
«Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору).
Например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда
полей», «Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский
огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др.
И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть
Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»),
«На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого
зверя в клетку…» и др.
Проза второй половины XX – начала XXI века. Рассказы, повести, романы (по
одному произведению не менее чем трёх прозаиков по выбору). Например, Ф. А. Абрамов
(«Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов
(повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход» и др.); В. И. Белов (рассказы
«На родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и др.); Г. Н. Владимов («Верный
Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема» (фрагменты),
философская сказка «Кролики и удавы» и др.); Ю. П. Казаков (рассказы «Северный
дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.); В. О. Пелевин (роман «Жизнь
насекомых» и др.); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат» и др.); А. Н. и Б. Н.
Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и др.); Ю. В. Трифонов (повести «Обмен»,
«Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.); В. Т. Шаламов («Колымские рассказы»,
например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и др.) и др.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века. Стихотворения (по одному
произведению не менее чем двух поэтов по выбору). Например, Б. А. Ахмадулиной, А. А.
Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю.
П. Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского,
А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века. Пьесы (произведение
одного из драматургов по выбору). Например, А. Н. Арбузов «Иркутская история»; А. В.
Вампилов «Старший сын»; К. В. Драгунская «Рыжая пьеса» и др.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору).
Например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер
каслания» и др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д.
Кугультинова, К. Кулиева и др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например,
произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф.
Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э. М. Ремарка «На западном фронте без
перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса
«Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и
др.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по
выбору). Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору).
Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О.
Уайльда «Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение литературы в средней школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по
литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации
в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися содержания рабочей программы по
литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, в том числе школьного литературного
образования,
у
обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
• саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты,
учитывая собственный читательский опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для
среднего общего образования должны отражать: основные познавательные.
коммуникативные и регулятивные действия.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10–11 классы)
Предметные результаты по литературе в средней школе должны обеспечивать:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской и
мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы, в том числе литератур народов
России:
пьеса А. Н. Островского «Гроза»; роман И. А. Гончарова «Обломов»; роман И. С.
Тургенева «Отцы и дети»; стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, стихотворения и
поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; роман М. Е. Салтыкова-Щедрина
«История одного города» (избранные главы); роман Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание»; роман Л. Н. Толстого «Война и мир»; одно произведение Н. С. Лескова;
рассказы и пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; рассказы и пьеса «На дне» М. Горького;
рассказы И. А. Бунина и А. И. Куприна; стихотворения и поэма «Двенадцать» А. А. Блока;
стихотворения и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; стихотворения С. А.
Есенина, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой; стихотворения и поэма «Реквием» А. А.
Ахматовой; роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» (избранные главы); роман М.
А. Шолохова «Тихий Дон» (избранные главы); роман М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» (или «Белая гвардия»); одно произведение А. П. Платонова; стихотворения А.
Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, роман А.А. Фадеева "Молодая гвардия", роман В.О.
Богомолова "В августе сорок четвертого года", повесть А. И. Солженицына «Один день
Ивана Денисовича»; произведения литературы второй половины XX–XXI века: не менее
двух прозаиков по выбору (в том числе Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, А. Г. Битова, Ю.
В. Бондарева, Б. Л. Васильева, К. Д. Воробьёва, Ф. А. Искандера, В. Л. Кондратьева, В. Г.
Распутина, В. М. Шукшина и др.); не менее двух поэтов по выбору (в том числе И. А.
Бродского, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкого, А.
С. Кушнера, Б. Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, Н. М. Рубцова и др.); пьеса одного
из драматургов по выбору (в том числе А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, В. С. Розова и
др.); не менее двух произведений зарубежной литературы (в том числе романы и повести
Ч. Диккенса, Г. Флобера, Дж. Оруэлла, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Дж. Сэлинджера, Р.
Брэдбери; стихотворения А. Рембо, Ш. Бодлера; пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу и др.); не менее
одного произведения из литератур народов России (в том числе произведения Г. Айги, Р.
Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, Ю. Рытхэу, Г. Тукая, К.
Хетагурова, Ю. Шесталова и др.);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
произведений, выявлять их связь с современностью;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на
литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 10 произведений и
(или) фрагментов в каждом классе;
9) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и
наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и
фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции,
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в художественной
литературе и умение применять их в речевой практике;
12) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также написания отзывов и
сочинений различных жанров (объём сочинения – не менее 250 слов); владение умением
редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм
русского литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КЛАССАМ:
10 КЛАСС
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами
социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития
страны в конкретную историческую эпоху (вторая половина XIX века);
2) понимание взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
литературной классики и собственного интеллектуально-нравственного роста;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; осознанное умение
внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный
текст;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской и
зарубежной классической литературы, а также литератур народов России (вторая
половина XIX века);
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений второй половины XIX века со временем
написания, с современностью и традицией; умение раскрывать конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы XIX века
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на
литературные темы; иметь устойчивые навыки устной и письменной речи в процессе
чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) осмысление художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания; умение эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное
отношение к нему, передавать читательские впечатления;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и
(или) фрагментов;
9) овладение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и
наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм; литературные жанры;
трагическое и комическое; психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция;
фабула; виды тропов и фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия,
подтекст; символ; системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая); «вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и
взаимовлияние национальных литератур; художественный перевод; литературная
критика;
10) умение сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств (графика,
живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике; владение
умением анализировать единицы различных языковых уровней и выявлять их роль в
произведении;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в
виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
13) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем;
11 КЛАСС
1) осознание чувства причастности к отечественным традициям и осознание
исторической преемственности поколений; включение в культурно-языковое
пространство русской и мировой культуры через умение соотносить художественную
литературу конца XIX – начала XXI века с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; воспитание
ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений
русской, зарубежной литературы и литератур народов России и собственного
интеллектуально-нравственного роста;
3) приобщение к российскому литературному наследию и через него – к
традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой культуры; понимание
роли и места русской литературы в мировом культурном процессе;
4) знание содержания и понимание ключевых проблем произведений русской,
зарубежной литературы, литератур народов России (конец XIX – начало XXI века) и
современной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой литературы;
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов,
выявлять связь литературных произведений конца XIX–XXI века со временем написания,
с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской
литературы;
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; участие в дискуссии на
литературные темы; свободное владение устной и письменной речью в процессе чтения и
обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;
7) самостоятельное осмысление художественной картины жизни, созданной автором
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
8) сформированность умений выразительно (с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть не менее 10 произведений и
(или) фрагментов;
9) овладение умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных
произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в
нём смыслов и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных
терминов и понятий (в дополнение к изученным в основной школе):
конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя;
традиция и новаторство; авторский замысел и его воплощение; художественное время и
пространство; миф и литература; историзм, народность; историко-литературный процесс;
литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм,
акмеизм, футуризм), постмодернизм; литературные жанры; трагическое и комическое;
психологизм; тематика и проблематика; авторская позиция; фабула; виды тропов и
фигуры речи; внутренняя речь; стиль, стилизация; аллюзия, подтекст; символ; системы
стихосложения (тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая), дольник, верлибр;
«вечные темы» и «вечные образы» в литературе; взаимосвязь и взаимовлияние
национальных литератур; художественный перевод; литературная критика;
10) умение самостоятельно сопоставлять произведения русской и зарубежной
литературы и сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах
искусств (графика, живопись, театр, кино, музыка и др.);
11) сформированность представлений о литературном произведении как явлении
словесного искусства, о языке художественной литературы в его эстетической функции и
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в произведениях
художественной литературы и умение применять их в речевой практике;
12) овладение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной формах, информационной переработки текстов в
виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений
различных жанров (не менее 250 слов); владение умением редактировать и
совершенствовать собственные письменные высказывания с учётом норм русского
литературного языка;
13) умение самостоятельно работать с разными информационными источниками, в
том числе в медиапространстве, оптимально использовать ресурсы традиционных
библиотек и электронных библиотечных систем.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
1
Тема урока
Введение в курс литературы второй половины ХIX века. Основные
этапы жизни и творчества А.Н.Островского. Идейно-художественное
своеобразие драмы «Гроза»
Контрол
ьные
работы
Всего
1
2
Тематика и проблематика пьесы "Гроза"
1
3
Особенности сюжета и своеобразие конфликта пьесы "Гроза"
1
4
Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины
1
5
Смысл названия и символика пьесы. Драма «Гроза» в русской
критике
1
6
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе
А.Н.Островского «Гроза»
1
7
Резервный урок. Cочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
1
Практи
ческие
работы
1
1
Дата изучения
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
01.09.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5815/start/8
1279/
05.09.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/3888/start/8
3400/
07.09.2023
08.09.2023
1
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5802/start/9
3453/
12.09.2023
14.09.2023
1
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5785/start/1
1651/
15.09.2023
8
Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова
1
1
06.10.2023
9
История создания романа "Обломов". Особенности композиции
1
1
10.10.2023
10
Образ главного героя. Обломов и Штольц
1
12.10.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/3491/start/3
4629/
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5801/start/8
9463/
11
Женские образы в романе "Обломов" и их роль в развитии сюжета
12
Социально-философский смысл романа "Обломов". Русская критика
о романе. Понятие «обломовщина»
1
13
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману
И.А.Гончарова «Обломов»
1
14
Основные этапы жизни и творчества И.С.Тургенева. Творческая
история создания романа «Отцы и дети»
1
15
Сюжет и проблематика романа «Отцы и дети»
1
16
Образ нигилиста в романе «Отцы и дети», конфликт поколений
1
17
Женские образы в романе «Отцы и дети»
1
1
18
«Вечные темы» в романе «Отцы и дети». Роль эпилога
1
19
Авторская позиция и способы ее выражения в романе «Отцы и дети»
1
1
13.10.2023
17.10.2023
1
19.10.2023
1
19.09.2023
1
22.09.2023
26.09.2023
1
1
28.09.2023
1
1
03.10.2023
21
Развитие речи.Подготовка к домашнему сочинению по роману
И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1
1
05.10.2023
22
Основные этапы жизни и творчества Ф.И.Тютчева
1
1
24
Тема родной природы в лирике Ф.И.Тютчева
1
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/3521/start/2
80946/
29.09.2023
Полемика вокруг романа «Отцы и дети»: Д.И.Писарев, М.Антонович
и др
Ф.И.Тютчев - поэт-философ
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/3521/start/2
80946/
21.09.2023
20
23
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/3500/start/9
3752/
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/4614/start/2
81197/
20.10.2023
24.10.2023
1
26.10.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/4615/start/3
00118/
25
Любовная лирика Ф.И.Тютчева
1
27.10.2023
26
Развитие речи. Анализ лирического произведения Ф.И.Тютчева
1
07.11.2023
27
Основные этапы жизни и творчества Н.А.Некрасова. О народных
истоках мироощущения поэта
1
28
Гражданская поэзия и лирика чувств Н.А.Некрасова
1
29
Развитие речи. Анализ лирического произведения Н.А.Некрасова
1
30
История создания поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо». Жанр, фольклорная основа произведения
1
1
09.11.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/4619/start/1
05612/
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5803/start/1
16195/
10.11.2023
1
14.11.2023
16.11.2023
31
Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: путешествие как прием
организации повествования. Авторские отступления
1
32
Многообразие народных типов в галерее персонажей «Кому на Руси
жить хорошо»
1
33
Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить
хорошо»
1
34
Основные этапы жизни и творчества А. А.Фета. Теория «чистого
искусства»
1
35
Человек и природа в лирике А.А.Фета
1
36
Художественное мастерство А.А.Фета
1
30.11.2023
37
Развитие речи. Анализ лирического произведения А.А.Фета
1
01.12.2023
38
Подготовка к контрольному сочинению по поэзии второй половины
XIX века
1
05.12.2023
39
Контрольное сочинение по поэзии второй половины XIX века
1
40
Основные этапы жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Мастер сатиры
1
1
17.11.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5809/start/1
16251/
21.11.2023
1
23.11.2023
24.11.2023
1
1
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/4636/start/3
5143/
28.11.2023
07.12.2023
08.12.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5806/start/1
4417/
41
«История одного города» как сатирическое произведение. Глава «О
корени происхождения глуповцев»
42
Собирательные образы градоначальников и «глуповцев».«Опись
градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния» и др.
1
43
Подготовка к презентации пректов по литературе второй половины
XIX века
1
1
15.12.2023
44
Презентация проектов по литературе второй половины XIX века
1
1
19.12.2023
1
45
Основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского
1
46
История создания романа «Преступление и наказание». Жанровые и
композиционные особенности
1
47
Основные сюжетные линии романа "Преступление и наказание".
Преступление Раскольникова. Идея о праве сильной личности
1
48
Раскольников в системе образов. Раскольников и его «двойники»
1
49
Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание».
Образ Петербурга
1
50
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала в
романе "Преступление и наказание"
1
51
Библейские мотивы и образы в «Преступлении и наказании»
1
52
Смысл названия романа «Преступление и наказание». Роль финала
1
1
12.12.2023
14.12.2023
1
21.12.2023
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5806/start/1
4417/
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5807/start/1
58857/
22.12.2023
1
26.12.2023
28.12.2023
1
29.12.2023
09.01.2024
1
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5810/start/3
5429/
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5812/start/9
213/
11.01.2024
12.01.2024
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/4638/start/3
00151/
53
Художественное мастерство писателя. Психологизм в романе
«Преступление и наказание»
1
54
Историко-культурное значение романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
1
55
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману
«Преступление и наказание»
1
56
Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого
1
1
16.01.2024
18.01.2024
1
19.01.2024
23.01.2024
57
История создания романа «Война и мир». Жанровые особенности
произведения
1
58
Смысл названия. Историческая основа произведения «Война и мир»
1
59
Роман-эпопея «Война и мир». Нравственные устои и жизнь
дворянства
1
60
«Мысль семейная» в романе "Война и мир": Ростовы и Болконские
1
01.02.2024
61
Нравственно-философские взгляды Л.Н.Толстого, воплощенные в
женских образах романа "Война и мир"
1
02.02.2024
1
25.01.2024
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5811/start/1
2670/
26.01.2024
1
30.01.2024
62
Андрей Болконский: поиски смысла жизни
1
1
06.02.2024
63
Духовные искания Пьера Безухова
1
1
08.02.2024
64
Отечественная война 1812 года в романе "Война и мир"
1
65
Бородинское сражение как идейно-композициионный центр романа
"Война и мир"
1
1
13.02.2024
66
Образы Кутузова и Наполеона в романе "Война и мир"
1
1
15.02.2024
67
«Мысль народная» в романе "Война и мир".Образ Платона Каратаева
1
68
Философия истории в романе "Война и мир": роль личности и
1
09.02.2024
16.02.2024
1
20.02.2024
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/3594/start/2
80884/
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/3594/start/2
80884/
стихийное начало
69
Психологизм прозы Толстого: «диалектика души»
1
70
Значение творчества Л.Н.Толстого в отечественной и мировой
культуре
1
71
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по роману
Л.Н.Толстого
1
72
Основные этапы жизни и творчества Н.С.Лескова. Художественный
мир произведений писателя
1
01.03.2024
73
Изображение этапов духовного пути личности в произведениях
Н.С.Лескова. Особенности лесковской повествовательной манеры
сказа
1
05.03.2024
74
Внеклассное чтение «Любимые страницы литературы второй
половины XIX века»
1
75
Подготовка к контрольному сочинению по прозе второй половины
XIX века
1
76
Контрольное сочинение по прозе второй половины XIX века
1
77
Основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова. Новаторство прозы
писателя
1
78
Идейно-художественное своеобразие рассказа «Ионыч»
1
79
Многообразие философско-психологической проблематики в
рассказах А.П. Чехова
1
80
История создания, жанровые особенности комедии «Вишневый сад».
Смысл названия
1
22.03.2024
81
Проблематика комедии "Вишневый сад". Особенности кофликта и
системы образов. Разрушение «дворянского гнезда»
1
02.04.2024
22.02.2024
1
1
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/4661/start/2
81008/
27.02.2024
29.02.2024
1
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5787/start/1
3096/
07.03.2024
12.03.2024
1
14.03.2024
1
15.03.2024
19.03.2024
1
21.03.2024
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/5819/start/3
00497/
https://resh.edu
.ru/subject/less
on/4301/start/4
9098/
82
Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта
1
83
Настоящее и будущее в комедии "Вишневый сад": образы Лопахина,
Пети и Ани
1
84
Художественное мастерство, новаторство Чехова-драматурга
1
85
Значение творческого наследия Чехова для отечественной и мировой
литературы и театра
1
11.04.2024
86
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству
А.П.Чехова
1
12.04.2024
87
Презентация проектов по литературе второй половины XIX века
1
88
Поэзия народов России. Страницы жизни поэта (по выбору,
например, Г.Тукая, К.Хетагурова и др.) и особенности его лирики
1
18.04.2024
89
Резервный урок. Анализ лирического произведения из поэзии
народов России (по выбору)
1
19.04.2024
90
Жизнь и творчество писателя (Ч.Диккенс, Г.Флобера и др.). История
создания, сюжет и композиция произведения
1
91
Ч.Диккенс. Роман "Большие надежды". Тематика, проблематика.
Система образов
1
25.04.2024
92
Резервный урок. Г. Флобер "Мадам Бовари". Художественное
мастерство писателя
1
26.04.2024
93
Развитие речи. Письменный ответ на проблемный вопрос
1
94
Страницы жизни поэта (А. Рембо, Ш. Бодлера и др. ), особенности
его лирики
1
03.05.2024
95
Резервный урок. Символические образы в стихотворениях,
особенности поэтического языка (на выбор А. Рембо, Ш. Бодлера и
др. )
1
07.05.2024
96
Жизнь и творчество драматурга (Г. Гауптман, Г. Ибсен и др. ).
История создания, сюжет и конфликт в произведении
1
14.05.2024
97
Резервный урок. Г. Ибсен «Кукольный дом». Проблематика пьесы.
Система образов. Новаторство драматурга
1
16.05.2024
98
Резервный урок. Повторение. Сквозные образы и мотивы в
литературе второй половины XIX века
1
17.05.2024
1
04.04.2024
05.04.2024
1
1
1
1
09.04.2024
16.04.2024
23.04.2024
02.05.2024
99
Резервный урок. Обобщение пройденного материала по литературе
второй половины XIX века
1
21.05.2024
100
Внеклассное чтение «В мире современной литературы»
1
23.05.2024
101
Резервный урок. Подготовка к презентации проекта по зарубежной
литературе начала ХIХ века
1
24.05.2024
102
Презентация проекта по зарубежной литературе ХIХ века
1
24.05.2024
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
10
38
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Введение в курс русской литературы ХХ века. Основные этапы жизни и творчества
А.И.Куприна. Проблематика рассказов писателя
1
2
Своеобразие сюжета повести А.И. Куприна "Олеся". Художественное мастерство
писателя
1
3
Основные этапы жизни и творчества Л.Н.Андреева. На перепутьях реализма и
модернизма
1
4
Проблематика рассказа Л.Н.Андреева «Большой шлем». Трагическое мироощущение
автора
1
5
Основные этапы жизни и творчества М.Горького. Романтический пафос и суровая
правда рассказов писателя
1
6
Социально-философская драма «На дне». История создания, смысл названия
произведения
1
7
Тематика, проблематика, система образов драмы «На дне»
1
8
«Три правды» в пьесе "На дне" и их трагическое столкновение
1
9
Новаторство Горького- драматурга. Сценическая судьба пьесы "На дне"
1
10
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе М.Горького «На дне»
1
11
Резервный урок. Сочинению по пьесе М.Горького «На дне»
1
12
Серебряный век русской литературы.Эстетические программы модернистских
объединений
1
13
Художественный мир поэта (на выбор К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С.
Гумилёва и др.). Основные темы и мотивы лирики поэта
1
14
Развитие речи. Анализ лирического произведения поэтов Серебряного века (по
выбору)
1
Контрол
ьные
работы
Практи
ческие
работы
1
1
1
1
1
Дата
изучени
я
Электро
нные
цифров
ые
образов
ательны
е
ресурсы
15
Основные этапы жизни и творчества И.А.Бунина. Темы и мотивы рассказов писателя
1
16
Тема любви в произведениях И.А.Бунина («Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник»). Образ Родины
1
17
Социально-философская проблематика рассказов И.А.Бунина («Господин из СанФранциско»)
1
18
Основные этапы жизни и творчества А.А. Блока. Поэт и символизм. Разнообразие
мотивов лирики. Образ Прекрасной Дамы в поэзии. Например, «Незнакомка», «На
железной дороге», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и
др.
1
19
Образ «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Тема Родины. Например, «Россия»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из
цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе...» и др.
1
20
Поэт и революция. Поэма А.А.Блока «Двенадцать»: история создания,
многоплановость, сложность художественного мира поэмы
1
21
Герои поэмы "Двенадцать", сюжет, композиция, многозначность финала.
Художественное своеобразие языка поэмы
1
22
Подготовка к презентации проекта по литературе начала ХХ века
1
23
Презентация проекта по литературе начала ХХ века
1
24
Основные этапы жизни и творчества В.В.Маяковского. Новаторство поэтики
Маяковского. Лирический герой ранних произведений поэта
1
25
Поэт и революция. Сатира в стихотворениях Маяковского («Прозаседавшиеся» и др.)
1
26
Своеобразие любовной лирики Маяковского («Послушайте!», «Лиличка!»,«Письмо
Татьяне Яковлевой» и др.)
1
27
Художественный мир поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах»
1
28
Основные этапы жизни и творчества С.А. Есенина. Особенности лирики поэта и
многообразие тематики стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная...», «Собаке
Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др.)
1
29
Тема России и родного дома в лирике С.А.Есенина. Природа и человек в
произведениях поэта («Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я
последний поэт деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
и др.)
1
30
Своеобразие любовной лирики С.А.Есенина («Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.)
1
31
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Блока,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
В.В.Маяковского, С.А.Есенина
32
Страницы жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Основные мотивы лирики поэта,
философичность его поэзии («Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую
доблесть грядущих веков…»)
1
33
Художественное своеобразие поэзии Мандельштама. Символика цвета, ритмикоинтонационное многообразие лирики поэта (стихотворения «Ленинград», «Мы
живём, под собою не чуя страны…» и др.)
1
1
34
Страницы жизни и творчества М.И.Цветаевой. Многообразие тематики и
проблематики в лирике поэта («Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан
из камня, кто создан из глины…» и др.)
1
1
35
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди («Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
«Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною
кистью…» (из цикла «Стихи о Москве») и др. )
1
36
Основные этапы жизни и творчества А.А.Ахматовой. Многообразие тематики
лирики. Любовь как всепоглощающее чувство в лирике поэта («Песня последней
встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…» и др.)
1
37
Гражданский пафос лирики Ахматовой.Тема Родины и судьбы в творчестве поэта
(«Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество», «Приморский сонет», «Родная
земля», «Мне голос был. Он звал утешно…» и др.)
1
38
История создания поэмы А.А.Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта.
Смысл названия
1
39
Широта эпического обобщения в поэме «Реквием». Художественное своеобразие
произведения
1
40
Подготовка к контрольному сочинению по литературе первой половины ХХ века
1
41
Контрольное сочинению по литературе первой половины ХХ века
1
42
Страницы жизни и творчества Н.А.Островского. История создания, идейнохудожественное своеобразие романа «Как закалялась сталь»
1
43
Образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа
1
44
Основные этапы жизни и творчества М.А.Шолохова. История создания
шолоховского эпоса. Особенности жанра
1
45
Роман-эпопея «Тихий Дон». Система образов. Тема семьи. Нравственные ценности
1
1
1
1
1
1
казачества
46
Роман-эпопея «Тихий Дон». Трагедия целого народа и судьба одного
человека.Проблема гуманизма в эпопее
1
47
Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Роль пейзажа в произведении.Традиции Л.
Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова
1
48
Развитие речи. Анализ эпизода романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон»
1
49
Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. История создания произведения
«Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору)
1
50
Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в
романе «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору) . Система
образов
1
51
Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в романе «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита» (один роман по выбору)
1
52
Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений
повествователя.Смысл финала романа «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один
роман по выбору)
1
53
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению на литературную тему по
творчеству М.А.Шолохова и М.А.Булгакова (по выбору)
1
54
Картины жизни и творчества А.Платонова. Утопические идеи произведений
писателя. Особый тип платоновского героя
1
55
Высокий пафос и острая сатира произведений Платонова (одно произведение по
выбору, например, «В прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и
др.). Самобытность языка и стиля писателя
1
56
Страницы жизни и творчества А.Т.Твардовского. Тематика и проблематика
произведений автора (не менее трёх по выбору)
1
57
Поэт и время. Основные мотивы лирики Твардовского. Тема Великой Отечественной
войны («Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой
моей вины…» и др.)
1
58
Тема памяти. Доверительность и исповедальность лирической интонации
Твардовского («Дробится рваный цоколь монумента...» и др.)
1
59
Тема Великой Отечественной войны в прозе (обзор). Человек на войне
1
1
60
Историческая правда художественных произведений о Великой Отечественной
войне. Своеобразие «лейтенантской» прозы
1
1
1
1
1
1
1
1
61
Героизм и мужество защитников Отечества. Традиции реалистической прозы о
войне в русской литературе
1
62
Страницы жизни и творчества А.А.Фадеева. История создания романа «Молодая
гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел
1
63
Система образов в романе «Молодая гвардия». Героизм и мужество
молодогвардейцев
1
64
В.О.Богомолов "В августе сорок четвертого". Мужество и героизм защитников
Родины
1
65
Страницы жизни и творчества поэта (Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д.
Левитанского и др.). Проблема исторической памяти в лирических произведениях о
Великой Отечественной войне
1
66
Патриотический пафос поэзии о Великой Отечественной войне и ее художественное
своеобразие (стихотворения С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А.
Слуцкого и др. )
1
67
Развитие речи. Анализ лирического произведения о Великой Отечественной войне
(по выбору)
1
68
Тема Великой Отечественной войны в драматургии. Художественное своеобразие и
сценическое воплощение драматических произведений
1
1
69
Внеклассное чтение. «Страницы, опаленные войной» по произведениям о Великой
Отечественной войне
1
1
70
Подготовка к контрольному сочинению по произведениям о Великой Отечественной
войне
1
1
71
Контрольное сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне
1
72
Основные этапы и жизни и творчества Б.Л.Пастернака. Тематика и проблематика
лирики поэта
1
73
Тема поэта и поэзии. Любовная лирика Б.Л.Пастернака
1
74
Тема человека и природы. Философская глубина лирики Пастернака
1
75
Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. Автобиографизм прозы
писателя. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ Солженицына «Один
день Ивана Денисовича», творческая судьба произведения
1
76
Человек и история страны в контексте трагической эпохи в книге писателя
«Архипелаг ГУЛАГ»
1
77
Презентация проекта по литературе второй половины ХХ века
1
1
1
1
1
1
1
78
Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы писателя (не менее
двух по выбору, например, «Срезал», «Обида», «Микроскоп», «Мастер», «Крепкий
мужик», «Сапожки» и др.)
1
79
Нравственные искания героев рассказов В.М.Шукшина. Своеобразие «чудаковатых»
персонажей
1
80
Страницы жизни и творчества В. Г.Распутина. Изображение патриархальной русской
деревни
1
81
Тема памяти и преемственности поколений. Взаимосвязь нравственных и
экологических проблем в произведениях В. Г.Распутина (не менее одного
произведения по выбору, например, «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др. )
1
82
Страницы жизни и творчества Н.М.Рубцова. Тема Родины в лирике поэта (не менее
трёх стихотворений по выбору, например, «Звезда полей», «Тихая моя родина!..» и
др.)
1
83
Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова («В горнице моей
светло…», «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам
задремавшей отчизны...» и др. )
1
1
84
Основные этапы жизни и творчества И.А.Бродского. Основные темы лирических
произведений поэта (не менее трёх по выбору, например, «На смерть Жукова»,
«Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…») , «На
столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого
зверя в клетку…» и др. )
1
1
85
Тема памяти. Философские мотивы в лирике Бродского
1
86
Своеобразие поэтического мышления и языка поэта Бродского
1
87
Развитие речи. Анализ лирического произведения второй половины ХХ века
1
88
Проза второй половины XX – начала XXI века. Страницы жизни и творчества
писателя. «Деревенская» проза. Например, Ф.А. Абрамов («Братья и сёстры»
(фрагменты из романа), повесть «Пелагея» и другие); В.И. Белов (рассказы «На
родине», «За тремя волоками», «Бобришный угор» и другие)
1
1
89
Нравственные искания героев в прозе второй половины ХХ – начале ХХI века.
Например, Г.Н. Владимов («Верный Руслан»); Ю.П. Казаков (рассказы «Северный
дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и другие); Ю.В. Трифонов
(повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и другие); В.Т. Шаламов
(«Колымские рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом»
и другие) и др.
1
1
1
1
90
Разнообразие повествовательных форм в изображении жизни современного
общества. Например, Ч.Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий краем моря»,
«Белый пароход» и другие); Ф.А. Искандер (роман в рассказах «Сандро из Чегема»
(фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и другие); В.О. Пелевин
(роман «Жизнь насекомых» и другие); А.Н. и Б.Н. Стругацкие (повесть «Пикник на
обочине» и другие); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат») и др.
1
91
Поэзия второй половины XX — начала XXI века. Страницы жизни и творчества
поэта (на выбор Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А.
Евтушенко и др.).Тематика и проблематика лирики поэта
1
1
92
Художественные приемы и особенности поэтического языка автора (на выбор Б. А.
Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко и др.)
1
1
93
Особенности драматургии второй половины ХХ - начала ХХI веков. Основные темы
и проблемы
1
94
Литература народов России: страницы жизни и творчества писателя (не менее одного
произведения по выбор, например, рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю.
Шесталова «Синий ветер каслания» и др.). Художественное произведение в
историко-культурном контексте
1
95
Литература народов России: страницы жизни и творчества поэта (на выбор Г. Айги,
Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева и др.).
Лирический герой в современном мире
1
96
Разнообразие тем и проблем в зарубежной прозе ХХ века. Страницы жизни и
творчества писателя (не менее одного произведения по выбору, например,
произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф.
Кафки «Превращение», Дж. Оруэлл «1984»; Э. М. Ремарк «На западном фронте без
перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллс
«Машина времени»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и др.). Творческая история
произведения
1
1
97
Проблематика и сюжет произведения (не менее одного произведения по выбору,
например, произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю
«Посторонний»; Ф. Кафки «Превращение», Дж. Оруэлл «1984»; Э. М. Ремарк «На
западном фронте без перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджер «Над пропастью во
ржи»; Г. Уэллс «Машина времени»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и др.).
Специфика жанра и композиции. Система образов
1
1
98
Резервный урок. Художественное своеобразие произведений зарубежной прозы ХХ
1
века. Историко-культурная значимость
99
Общий обзор европейской поэзии XX века. Основные направления. Проблемы
самопознания, нравственного выбора (не менее двух стихотворений одного из поэтов
по выбору, например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.)
1
100
Общий обзор зарубежной драматургии ХХ века. Своеобразие конфликта в пьесе.
Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей (не
менее одного произведения по выбору). Например, пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж
и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда «Идеальный муж»; Т.
Уильямса «Трамвай „Желание“»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.)
1
101
Урок внеклассного чтения по зарубежной литературе ХХ века
1
102
Презентация проекта по литературе второй половины ХХ - начала ХXI веков
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
1
1
4
45
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 11 класс/ Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и другие; под
редакцией Курдюмовой Т.Ф., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Литература 10 класс. Коровин В.И. В 2 ч. М.- 2021
Литература 11 класс. Коровин В.И. В 2 ч. М.- 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература (в 2 частях), 10 класс/ Часть 1: Свирина Н.М., Федоров С.В., Обухова М.Ю. и другие; Часть
2: Федоров С.В., Ачкасова Г.Л., Гордиенко Л.Л. и другие; под общей редакцией академика РАО
Вербицкой Л.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 10 класс/ Лебедев Ю.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Литература (в 2 частях), 11 класс/ Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н., Марьина О.Б. и другие; под
редакцией Курдюмовой Т.Ф., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://vk.com/mogupisat
материалы ФИПИ к ЕГэ по литературе