2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по физической культуре на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по физической культуре разработана с учётом потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. Чирлидинг молодой вид спорта, с каждым годом набирающий популярность в нашей стране. Все больше детей и подростков интересуются им и приходят в секции и объединения по чирлидингу. Актуальность программыГосударство, общество и, в частности, родители заинтересованы в развитии у детей спортивных и физических качеств. Воспитания привычки к здоровому образу жизни. Занятия чирлидингом учат подростков и детей взаимодействовать между собой, развивают физические качества, воспитывают привычку к здоровому образу жизни. Это – вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта: танцев, акробатики, гимнастики. Он идеально подходит для развития координации учащихся, вырабатывает командный дух, взаимопонимание, формирует интерес и ценностное отношение к здоровому образу жизни. Доступность чирлидинга – основывается на простых общеразвивающих и музыкально-ритмических упражнениях. Эффективность – в его разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Зрелищность достигается не только музыкальным сопровождением и ритмическими движениями, но и использованием помпонов в композициях. Направленностьпрограммы – физкультурно-спортивная. Новизна программы заключается в том, что чирлидингом занимаются в спортивных школах. Эта программа дает возможность занятий чирлидингом в учреждении дополнительного образования и не обязательно спортсменам, а и тем учащимися, у которых есть желание и которым позволяет их физическое здоровье. Цель: создание условий для физического и эстетического развития подрастающего поколения средствами обучения элементам чирлидинга на 3 практических и теоретических занятиях, воспитание всесторонне развитой и позитивно-настроенной личности ребёнка, умеющего взаимодействовать со сверстниками во время выполнения музыкально-спортивной композиции. Задачи подготовки: • Сохранить стабильность состава учащихся; • Обеспечить динамику прироста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся; • Повысить уровень освоения основ техники чирлидинга, навыков гигиены и самоконтроля. Чирлидинг – вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и зрелищных видов спорта: танцы, акробатика, гимнастика. Чирлидинг идеально подходит для развития координации учащихся, вырабатывает командный дух, взаимопонимание, формирует интерес и ценностное отношение к здоровому образу жизни. Доступность чирлидинга – основывается на простых общеразвивающих и музыкально-ритмических упражнениях. Эффективность – в его разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Зрелищность достигается не только музыкальным сопровождением и ритмическими движениями, но и использованием помпонов в композициях. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Чирлидинг» направлена на развитие у обучающихся общих координационных способностей, физических качеств и музыкальноритмического слуха, необходимых для выполнения музыкально-спортивных композиций. Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях объединения решаются три основных типа педагогических задач: • образовательные - формирование устойчивых мотивов, развитие и реализация индивидуальных способностей; • воспитательные - развитие позитивного отношения к движению, привлечение учащихся к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового образа жизни. •оздоровительные - укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие; формирование ценностного отношения к своему здоровью. Возраст учащихся в реализации данной программы Для того чтобы эффективнее построить образовательный и воспитательный процесс, необходимо при изложении материала знать и учитывать возрастные 4 особенности учащихся,применения особых приёмов и методов обучения и воспитания. Содержание программы рассчитано на учащихся 7-10 лет. Наполняемость группы определяется в соответствии с уставом учреждения. Основной формой работы является групповое занятие по расписанию по 1215 человек в группе. Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся три раза в неделю. Для учащихся первого года обучения предложены группы с 6-ой часовой нагрузкой в неделю. Продолжительность занятий - 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом, согласно СанПиН 2.4.4.3172-14. Структура занятия по чирлидингу включает в себя следующие этапы: •разминка •основная часть занятия •заключительная часть занятия. Разминка. ОФП (общефизическая подготовка), которая способствует общему разогреванию организма учащихся и подготовке к предстоящим нагрузкам. Основная часть. Традиционно основная часть занятия включает в себя классическую аэробику и хореографические элементы, акробатику, технику работы с помпонами, однако, в зависимости от направленности занятия, последовательность и продолжительность составляющих основную часть занятия может быть различной. Заключительной частью занятия является упражнения на гибкость, которые призваны решить следующие задачи: • восстановить длину мышц до исходного состояния, так как во время выполнения силовых упражнений мышцы имеют тенденцию к укорочению; • умеренно развить гибкость – возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния); • постепенно снизить обменные процессы в организме; • понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкого к исходному. Краткое описание основных методов и технологий. При реализации данной программы используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия. Ожидаемые результаты: По окончании срока реализации программы, учащиеся должны знать: 5 - правила безопасности труда и личной гигиены - основные понятия по чир-спорту; - названия шагов в фитнесе; уметь: - выполнять упражнения по ОФП; - выполнять элементы хореографии; - выполнять несложные акробатические элементы; - исполнять несложные танцевальные элементы; - распознавать характер музыки. - правильно выполнять шаги танцевальной аэробики; - пользоваться помпонами; - работать в коллективе. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для повышения работоспособности, укреплении здоровья, для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, для включения занятий фитнесом в активный отдых и досуг. Иметь навык: - владеть чувством ритма; - владеть чувством коллективизма; - совершенствования двигательных качеств; - выступления перед зрителем. Учащиеся должны знать и помнить: - правила безопасного поведения; - правила выполнения базовых движений и элементов трудности; - смысл спортивной терминологии по чирлидингу. Механизм оценки результатов. В конце года обучения проводятся контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке. Определение практических знаний учащихся проводится в соответствии с ожидаемыми результатами образовательной программы. Учебная работа по чирлидингу в учреждениях дополнительного образования строится на основании данной программы и проводится в течение учебного года. 6 Учебный план для обучающихся 1-4 классов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Название темы Вводное занятие Теоретическая подготовка ОФП Стрейчинг Хореография Акробатика Танцевальная аэробика Упражнения использованием инвентаря Итоговое занятие Итого Количество часов теория 2 1 практика - всего 2 10 2 2 2 3 2 2 36 16 4 32 18 8 28 20 4 36 20 10 16 2 116 2 132 Содержание Тема 1. Вводное занятие -2 час Организационные вопросы. Правила техники безопасности и личной гигиены. Тема 2. Теоретическая и практическая подготовка - 10 часов. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, и непосредственно в тренировке органически связана с физической, технической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий. Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий. Что такое здоровый образ жизни. Узнай свое тело. Чир-спорт. 7 Практическая подготовка, как правило, имеет общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительные части. В подготовительной части урока особое внимание уделяется воспитанию дисциплины и организованности – объявляется цель занятия, основные задачи, план урока. В основной части урока решаются задачи как обучения двигательным действиям, так и задачи развития специальных физических качеств. Заключительная часть урока направлена на снятие напряжения и повышения эмоционального состояния спортсмена. Тема 3.ОФП -38 часов Общефизическая подготовка. Тема 4. Стретчинг-20 часов -Что такое стретчинг. -Упражнения на растяжку определенных групп мышц. -Упражнения на суставную подвижность. Тема 5. Хореография – 6 часа Элементы хореографии в чирлидинге Тема 6. Акробатика -36 часов Акробатические элементы в чирлидинге Тема7. Танцевальная аэробика -20 часов Базовые шаги. Совершенствование танцевальных шагов. Музыкальная грамота. Тема 8. Упражнения с использованием инвентаря-10 часов -Что такое танцевальный фитнес. -Музыкальность. Связь музыки и танца. -Освоение пространства Положения рук, ног. -Техника работы с помпонами. -Тренировочные комбинации. Тема 9. Итоговое занятие –8 часов. Контрольные нормативы. Завершение сезона КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 1-2 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Название темы Установочное собрание. Теоретическая подготовка Разные виды ходьбы и бега Перестроения и прыжки на скакалках Базовые шаги аэробики. Положения корпуса Базовые движения рук у зеркала Упражнения на гибкость. Шпагат Элементы акробатики: подводящие упражнения к кувыркам Танцевальные движения. Упражнения для стоп Упражнения для мышц спины и пресса Растяжка спины «собачка», «корзинка» Перекаты на спине, согнувшись и вытянувшись Базовые движения рук с продвижением Прыжки в длину. Упражнения в планке Упражнения на гибкость Выпрыгивания Поддержки уровня граунд Элементы акробатики Элементы хореографии. Упражнения на гибкость Прыжки на 1 и 2 ногах Упражнения в планке. Элементы акробатики. Техника работы с помпонами на месте Чир-прыжки – стредл, так (изучение) Хип-хоп разминка ОФП : силовые упражнения, махи руками, работа со скакалкой, махи из положения лёжа Упражнения на гибкость: «лягушка», «бабочка», полушпагат, шпагат Техника работы с помпонами с продвижением вперёд ОФП: челночный бег, прыжки в длину с места, прыжки Упражнения в парах, поддержки Прыжки на скакалке Элементы акробатики: стойка на лопатках, группировка из положения лёжа, стоя. Элементы хореографии: релеве-пассе, релеве-плие Чир-прыжки с базовым заходом Станты. Уровень 0 Новогодние эстафеты ОФП: упражнения на развитие мышц спины Упражнения на гибкость: шпагат Упражнение в равновесии. Силовая подготовка Упражнения на скорость. Бег с ускорением из разных исходных положений Всего часов Дата 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Прыжки с поворотами Перекаты на спине, «комочком», на бедре Элементы акробатики: «экскаватор», перекаты из стороны в сторону Ритмические движения под музыку ОФП: упражнения для укрепления мышц спины Базовые прыжки аэробики. Поддержки уровня граунд Махи вперёд-назад, боковые махи, мах назад Прыжки в парах Элементы хореографии: партерная хореография Базовые движения рук, смена уровней, перестроения Упражнения в равновесии. Элементы акробатики: стойка на лопатках, кувырок вперед Поддержки уровня граунд Чир-Прыжки «Апроуч» «Так» «Стредл» Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения лёжа, «Корзинка» ОФП: махи в планке, прыжки в планке Перестроения с базовыми движениями рук. Элементы хореографии: работа со стопами, подъёмами, коленями Полушпагат. Шпагат. Флажок в положении лёжа Силовая подготовка – упражнения в парах Элементы акробатики – подводящие упражнения к стойке на руках Танцевальная разминка в стиле хип-хоп Упражнения в равновесии. Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения лёжа. Акробатика – кувырок вперёд, назад в комбинациях с прыжком Разминка беговая в линиях, колоннах Станты - уровень 0 Элементы акробатики: шпагат, «мост», кувырки 2 Итого: 132 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Содержание Тема 1. Вводное занятие -2 часа 10 Организационные вопросы. Правила техники безопасности и личной гигиены. Тема 2. Теоретическая подготовка- 10 часов Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, и непосредственно в тренировке органически связана с физической, технической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий. Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий. Что такое здоровый образ жизни. Узнай свое тело. Чир-спорт. Тема 3.ОФП -38 часов Общефизическая подготовка Тема 4. Стретчинг-20 часов -Что такое стретчинг. -Упражнения на растяжку определенных групп мышц. -Упражнения на суставную подвижность. Тема 5. Хореография – 6 часов Элементы хореографии в чирлидинге Тема 6. Акробатика -36 часов Акробатические элементы в чирлидинге Тема 7. Танцевальная аэробика -20 часов Базовые шаги. Совершенствование танцевальных шагов. Музыкальная грамота. Тема 8. Упражнения с использованием инвентаря-10 часов -Что такое танцевальный фитнес. -Музыкальность. Связь музыки и танца. -Освоение пространства Положения рук, ног. -Техника работы с помпонами. -Тренировочные комбинации. Тема 9. Итоговое занятие – 8 часов. Контрольные нормативы. Завершение сезона КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 3- 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Название темы Вводное занятие. Беседа по ТБ Разминка на скакалках Разные виды ходьбы и бега Суставная разминка. Упражнения на скорость: челночный бег Разные виды бега и прыжков Элементы хореографии: партерная хореография, постановка корпуса ОФП: приседания, планка Прыжковая разминка Базовые движения рук. Чиры и чанты (кричалки) Танцевальная разминка. Упражнения на гибкость. ОФП: упражнения для укрепления мышечного корсета Упражнения в парах, тройках Прыжки с продвижением вперёд Упражнения на гибкость: выпады «складка» ОФП: упражнения в планке Бег и прыжки в парах, с базовыми руками ОФП: упражнения на мышцы пресса Упражнения на гибкость спины: «собачка», «корзинка», мост лежа и с колен Музыкально-ритмические движения, движения разных танцевальных стилей Техника работы с помпонами Чир-прыжки – стредл, так ОФП: силовые упражнения, махи руками, работа со скакалкой, махи из положения лёжа Упражнения на гибкость: «лягушка», «бабочка», шпагаты Техника работы с помпонами с продвижением вперёд ОФП: челночный бег, прыжки в длину с места, прыжки через предметы Упражнения в парах, поддержки Прыжки на скакалке Элементы акробатики: стойка на лопатках, группировка из положения лёжа, стоя. Элементы хореографии: релеве-пассе, релеве-плие Чир-прыжки с базовым заходом Станты. Уровень 0 и 1 Танцевальная разминка. Эстафеты ОФП: упражнения на развитие мышц брюшного пресса Упражнения на гибкость: шпагат Упражнение в равновесии. Силовая подготовка Всего часов Дата 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Упражнения на скорость. Бег с ускорением из разных исходных положений Прыжки с поворотами Перекаты на спине, «комочком», на бедре Элементы акробатики: «экскаватор», перекаты из стороны в сторону и вперёд-назад на спине в группировке Ритмические движения под музыку ОФП: упражнения для укрепления мышц спины Базовые прыжки аэробики. Станты уровень 1, заходы и сходы Махи вперёд-назад, боковые махи, мах назад Чир-прыжки в разной комбинации Элементы хореографии: партерная хореография, махи из разных исходный положений Базовые движения рук , смена уровней, перестроения Элементы акробатики: кувырок вперёд, назад. Колесо Станты уровень 1 Чир-Прыжки «Так» «Стредл» Комбинации прыжков. Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения стоя ОФП: упражнения в планке Постановка программы. Элементы хореографии: Пируэт одноименный/разноименный Упражнения на гибкость. Шпагат вертикальный Силовая подготовка – упражнения в парах Элементы акробатики – подводящие упражнения к стойке на руках. Стойка на руках Танцевальная разминка в стиле хип-хоп Упражнения в равновесии. Мах «Иголка» Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения стоя. Мост с поднятой ногой. Акробатика – кувырок вперёд, назад, колесо Постановка хореографической части программы Станты – уровень1, сход «кредл» Акробатика: колесо с разбега 2 Итого: 132 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Список литературы 13 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Нормативная литература Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 № 696-з), с внесёнными изменениями от 22 июня 2018 года N 648-з npa.bashkortostan.ru/? show=1&seed=4189 Конвенция о правах ребенка. - school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/ Список основной литературы 14 1. Правила соревнований по чирлидингу. – Европейская ассоциация чирлидинга (ЕСА), 2015. – 25с. 2. Правила соревнований по чирлидингу. – М.: ООО «Федерация черлидинга в России», 2015. – 25с. 3. Л.Чеппел «Как стать первоклассным тренером по чирлидингу». – М., 2014. – 364 с. 4. Е.Сулим Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 1417 лет. Серия «Растим детей здоровыми»/Под редакцией Пучкова И.В./- М.:Сфера, 2014. Список дополнительной литературы 1. Ю.К. Гавердовский Техника гимнастических упражнений. –М.: Терра-Спорт, 2002. – 508с. 2. И.А.Шипилина Хореография. – Т. I. – Лань., 2014. 3. Т.С,Лисицкая, Л.В.Сиднева Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2012. 4. Т.С.Лисицкая, Л.В.Сиднева Танцевальная аэробика:. – Т. II. – М.: ФАР, 2012. 5.Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М., 2010 15