Чирлидеры

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности
современного российского общества в физически крепком и деятельном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры
для саморазвития, самоопределения и самореализации.
Чирлидинг молодой вид спорта, с каждым годом набирающий
популярность в нашей стране. Все больше детей и подростков интересуются
им и приходят в секции и объединения по чирлидингу.
Актуальность программыГосударство, общество и, в частности, родители
заинтересованы в развитии у детей спортивных и физических качеств.
Воспитания привычки к здоровому образу жизни.
Занятия чирлидингом учат подростков и детей взаимодействовать между
собой, развивают физические качества, воспитывают привычку к здоровому
образу жизни. Это – вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и
зрелищных видов спорта: танцев, акробатики, гимнастики. Он идеально
подходит для развития координации учащихся, вырабатывает командный
дух, взаимопонимание, формирует интерес и ценностное отношение к
здоровому образу жизни.
Доступность чирлидинга – основывается на простых общеразвивающих
и музыкально-ритмических упражнениях. Эффективность – в его
разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Зрелищность достигается не
только музыкальным сопровождением и ритмическими движениями, но и
использованием помпонов в композициях.
Направленностьпрограммы – физкультурно-спортивная.
Новизна программы заключается в том, что чирлидингом занимаются в
спортивных школах. Эта программа дает возможность занятий чирлидингом в
учреждении дополнительного образования и не обязательно спортсменам, а и
тем учащимися, у которых есть желание и которым позволяет их физическое
здоровье.
Цель: создание условий для физического и эстетического развития
подрастающего поколения средствами обучения элементам чирлидинга на
3

практических и теоретических занятиях, воспитание всесторонне развитой и
позитивно-настроенной личности ребёнка, умеющего взаимодействовать со
сверстниками во время выполнения музыкально-спортивной композиции.
Задачи подготовки:
•
Сохранить стабильность состава учащихся;
•
Обеспечить динамику прироста индивидуальных показателей
физической подготовленности обучающихся;
•
Повысить уровень освоения основ техники чирлидинга, навыков
гигиены и самоконтроля.
Чирлидинг – вид спорта, который сочетает в себе элементы шоу и
зрелищных видов спорта: танцы, акробатика, гимнастика. Чирлидинг
идеально подходит для развития координации учащихся, вырабатывает
командный дух, взаимопонимание, формирует интерес и ценностное
отношение к здоровому образу жизни.
Доступность чирлидинга – основывается на простых общеразвивающих
и музыкально-ритмических упражнениях. Эффективность – в его
разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Зрелищность достигается не
только музыкальным сопровождением и ритмическими движениями, но и
использованием помпонов в композициях.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Чирлидинг» направлена на развитие у обучающихся общих
координационных способностей, физических качеств и музыкальноритмического слуха, необходимых для выполнения музыкально-спортивных
композиций.
Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях объединения
решаются три основных типа педагогических задач:
• образовательные - формирование устойчивых мотивов, развитие и
реализация индивидуальных способностей;
• воспитательные - развитие позитивного отношения к движению,
привлечение учащихся к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового
образа жизни.
•оздоровительные - укрепление здоровья, нормальное физическое и
психическое развитие; формирование ценностного отношения к своему
здоровью.
Возраст учащихся в реализации данной программы
Для того чтобы эффективнее построить образовательный и воспитательный
процесс, необходимо при изложении материала знать и учитывать возрастные
4

особенности учащихся,применения особых приёмов и методов обучения и
воспитания. Содержание программы рассчитано на учащихся 7-10 лет.
Наполняемость группы определяется в соответствии с уставом учреждения.
Основной формой работы является групповое занятие по расписанию по 1215 человек в группе.
Данная программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся три раза в
неделю. Для учащихся первого года обучения предложены группы с 6-ой
часовой нагрузкой в неделю. Продолжительность занятий - 45 минут с
обязательным 10-минутным перерывом, согласно СанПиН 2.4.4.3172-14.
Структура занятия по чирлидингу включает в себя следующие этапы:
•разминка
•основная часть занятия
•заключительная часть занятия.
Разминка. ОФП (общефизическая подготовка), которая способствует
общему разогреванию организма учащихся и подготовке к предстоящим
нагрузкам.
Основная часть. Традиционно основная часть занятия включает в себя
классическую аэробику и хореографические элементы, акробатику, технику
работы с помпонами, однако, в зависимости от направленности занятия,
последовательность и продолжительность составляющих основную часть
занятия может быть различной.
Заключительной частью занятия является упражнения на гибкость,
которые призваны решить следующие задачи:
• восстановить длину мышц до исходного состояния, так как во время
выполнения силовых упражнений мышцы имеют тенденцию к укорочению;
• умеренно развить гибкость – возможность выполнять движения в
суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и
эластичность мышц сверх исходного состояния);
• постепенно снизить обменные процессы в организме;
• понизить частоту сердечных сокращений до уровня близкого к
исходному.
Краткое описание основных методов и технологий.
При реализации данной программы используются словесные, наглядные
и практические методы обучения.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия.
Ожидаемые результаты:
По окончании срока реализации программы, учащиеся должны
знать:
5

- правила безопасности труда и личной гигиены
- основные понятия по чир-спорту;
- названия шагов в фитнесе;
уметь:
- выполнять упражнения по ОФП;
- выполнять элементы хореографии;
- выполнять несложные акробатические элементы;
- исполнять несложные танцевальные элементы;
- распознавать характер музыки.
- правильно выполнять шаги танцевальной аэробики;
- пользоваться помпонами;
- работать в коллективе.
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности повседневной жизни для повышения работоспособности,
укреплении здоровья, для проведения самостоятельных занятий по
формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических
качеств, для включения занятий фитнесом в активный отдых и досуг.
Иметь навык:
- владеть чувством ритма;
- владеть чувством коллективизма;
- совершенствования двигательных качеств;
- выступления перед зрителем.

Учащиеся должны знать и помнить:
- правила безопасного поведения;
- правила выполнения базовых движений и элементов трудности;
- смысл спортивной терминологии по чирлидингу.
Механизм оценки результатов.
В конце года обучения проводятся контрольно-переводные нормативы
по общей физической подготовке. Определение практических знаний
учащихся проводится в соответствии с ожидаемыми результатами
образовательной программы.
Учебная работа по чирлидингу в учреждениях дополнительного
образования строится на основании данной программы и проводится в течение
учебного года.
6

Учебный план для обучающихся 1-4 классов
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

9

Название темы

Вводное занятие
Теоретическая
подготовка
ОФП
Стрейчинг
Хореография
Акробатика
Танцевальная аэробика
Упражнения
использованием
инвентаря
Итоговое занятие
Итого

Количество часов
теория
2
1

практика
-

всего
2
10

2
2
2
3
2
2

36
16
4
32
18
8

28
20
4
36
20
10

16

2
116

2
132

Содержание
Тема 1. Вводное занятие -2 час
Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и личной гигиены.
Тема 2. Теоретическая и практическая подготовка - 10 часов.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, и
непосредственно в тренировке органически связана с физической,
технической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических
занятий.
Теоретические занятия должны иметь определенную целевую
направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать
полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Что такое здоровый образ жизни.
Узнай свое тело.
Чир-спорт.
7

Практическая подготовка, как правило, имеет общепринятую структуру:
подготовительную, основную и заключительные части.
В подготовительной части урока особое внимание уделяется
воспитанию дисциплины и организованности – объявляется цель занятия,
основные задачи, план урока.
В основной части урока решаются задачи как обучения двигательным
действиям, так и задачи развития специальных физических качеств.
Заключительная часть урока направлена на снятие напряжения и
повышения эмоционального состояния спортсмена.
Тема 3.ОФП -38 часов
Общефизическая подготовка.
Тема 4. Стретчинг-20 часов
-Что такое стретчинг.
-Упражнения на растяжку определенных групп мышц.
-Упражнения на суставную подвижность.
Тема 5. Хореография – 6 часа
Элементы хореографии в чирлидинге
Тема 6. Акробатика -36 часов
Акробатические элементы в чирлидинге
Тема7. Танцевальная аэробика -20 часов
Базовые шаги. Совершенствование танцевальных шагов.
Музыкальная грамота.
Тема 8. Упражнения с использованием инвентаря-10 часов
-Что такое танцевальный фитнес.
-Музыкальность. Связь музыки и танца.
-Освоение пространства Положения рук, ног.
-Техника работы с помпонами.
-Тренировочные комбинации.
Тема 9. Итоговое занятие –8 часов.
Контрольные нормативы. Завершение сезона

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8

1-2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Название темы
Установочное собрание.
Теоретическая подготовка
Разные виды ходьбы и бега
Перестроения и прыжки на скакалках
Базовые шаги аэробики. Положения корпуса
Базовые движения рук у зеркала
Упражнения на гибкость. Шпагат
Элементы акробатики: подводящие упражнения к кувыркам
Танцевальные движения. Упражнения для стоп
Упражнения для мышц спины и пресса
Растяжка спины «собачка», «корзинка»
Перекаты на спине, согнувшись и вытянувшись
Базовые движения рук с продвижением
Прыжки в длину. Упражнения в планке
Упражнения на гибкость
Выпрыгивания
Поддержки уровня граунд
Элементы акробатики
Элементы хореографии. Упражнения на гибкость
Прыжки на 1 и 2 ногах
Упражнения в планке. Элементы акробатики.
Техника работы с помпонами на месте
Чир-прыжки – стредл, так (изучение)
Хип-хоп разминка
ОФП : силовые упражнения, махи руками, работа со скакалкой, махи из
положения лёжа
Упражнения на гибкость: «лягушка», «бабочка», полушпагат, шпагат
Техника работы с помпонами с продвижением вперёд
ОФП: челночный бег, прыжки в длину с места, прыжки
Упражнения в парах, поддержки
Прыжки на скакалке
Элементы акробатики: стойка на лопатках, группировка из положения
лёжа, стоя.
Элементы хореографии: релеве-пассе, релеве-плие
Чир-прыжки с базовым заходом
Станты. Уровень 0
Новогодние эстафеты
ОФП: упражнения на развитие мышц спины
Упражнения на гибкость: шпагат
Упражнение в равновесии. Силовая подготовка
Упражнения на скорость. Бег с ускорением из разных исходных
положений

Всего
часов

Дата

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

9

39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Прыжки с поворотами
Перекаты на спине, «комочком», на бедре
Элементы акробатики: «экскаватор», перекаты из стороны в сторону
Ритмические движения под музыку
ОФП: упражнения для укрепления мышц спины
Базовые прыжки аэробики.
Поддержки уровня граунд
Махи вперёд-назад, боковые махи, мах назад
Прыжки в парах
Элементы хореографии: партерная хореография
Базовые движения рук, смена уровней, перестроения
Упражнения в равновесии. Элементы акробатики: стойка на лопатках,
кувырок вперед
Поддержки уровня граунд
Чир-Прыжки «Апроуч» «Так» «Стредл»
Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения лёжа,
«Корзинка»
ОФП: махи в планке, прыжки в планке
Перестроения с базовыми движениями рук.
Элементы хореографии: работа со стопами, подъёмами, коленями
Полушпагат. Шпагат. Флажок в положении лёжа
Силовая подготовка – упражнения в парах
Элементы акробатики – подводящие упражнения к стойке на руках
Танцевальная разминка в стиле хип-хоп
Упражнения в равновесии.
Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения лёжа.
Акробатика – кувырок вперёд, назад в комбинациях с прыжком
Разминка беговая в линиях, колоннах
Станты - уровень 0
Элементы акробатики: шпагат, «мост», кувырки

2

Итого:

132

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Содержание
Тема 1. Вводное занятие -2 часа
10

Организационные вопросы.
Правила техники безопасности и личной гигиены.
Тема 2. Теоретическая подготовка- 10 часов
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, и
непосредственно в тренировке органически связана с физической,
технической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических
занятий.
Теоретические занятия должны иметь определенную целевую
направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать
полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Что такое здоровый образ жизни.
Узнай свое тело.
Чир-спорт.
Тема 3.ОФП -38 часов
Общефизическая подготовка
Тема 4. Стретчинг-20 часов
-Что такое стретчинг.
-Упражнения на растяжку определенных групп мышц.
-Упражнения на суставную подвижность.
Тема 5. Хореография – 6 часов
Элементы хореографии в чирлидинге
Тема 6. Акробатика -36 часов
Акробатические элементы в чирлидинге
Тема 7. Танцевальная аэробика -20 часов
Базовые шаги. Совершенствование танцевальных шагов.
Музыкальная грамота.
Тема 8. Упражнения с использованием инвентаря-10 часов
-Что такое танцевальный фитнес.
-Музыкальность. Связь музыки и танца.
-Освоение пространства Положения рук, ног.
-Техника работы с помпонами.
-Тренировочные комбинации.
Тема 9. Итоговое занятие – 8 часов.
Контрольные нормативы. Завершение сезона

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11

3- 4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Название темы
Вводное занятие. Беседа по ТБ
Разминка на скакалках
Разные виды ходьбы и бега
Суставная разминка.
Упражнения на скорость: челночный бег
Разные виды бега и прыжков
Элементы хореографии: партерная хореография, постановка корпуса
ОФП: приседания, планка
Прыжковая разминка
Базовые движения рук. Чиры и чанты (кричалки)
Танцевальная разминка.
Упражнения на гибкость.
ОФП: упражнения для укрепления мышечного корсета
Упражнения в парах, тройках
Прыжки с продвижением вперёд
Упражнения на гибкость: выпады «складка»
ОФП: упражнения в планке
Бег и прыжки в парах, с базовыми руками
ОФП: упражнения на мышцы пресса
Упражнения на гибкость спины: «собачка», «корзинка», мост лежа и с
колен
Музыкально-ритмические движения, движения разных танцевальных
стилей
Техника работы с помпонами
Чир-прыжки – стредл, так
ОФП: силовые упражнения, махи руками, работа со скакалкой, махи из
положения лёжа
Упражнения на гибкость: «лягушка», «бабочка», шпагаты
Техника работы с помпонами с продвижением вперёд
ОФП: челночный бег, прыжки в длину с места, прыжки через предметы
Упражнения в парах, поддержки
Прыжки на скакалке
Элементы акробатики: стойка на лопатках, группировка из положения
лёжа, стоя.
Элементы хореографии: релеве-пассе, релеве-плие
Чир-прыжки с базовым заходом
Станты. Уровень 0 и 1
Танцевальная разминка. Эстафеты
ОФП: упражнения на развитие мышц брюшного пресса
Упражнения на гибкость: шпагат
Упражнение в равновесии. Силовая подготовка

Всего
часов

Дата

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

12

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Упражнения на скорость. Бег с ускорением из разных исходных
положений
Прыжки с поворотами
Перекаты на спине, «комочком», на бедре
Элементы акробатики: «экскаватор», перекаты из стороны в сторону и
вперёд-назад на спине в группировке
Ритмические движения под музыку
ОФП: упражнения для укрепления мышц спины
Базовые прыжки аэробики.
Станты уровень 1, заходы и сходы
Махи вперёд-назад, боковые махи, мах назад
Чир-прыжки в разной комбинации
Элементы хореографии: партерная хореография, махи из разных
исходный положений
Базовые движения рук , смена уровней, перестроения
Элементы акробатики: кувырок вперёд, назад. Колесо
Станты уровень 1
Чир-Прыжки «Так» «Стредл» Комбинации прыжков.
Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения стоя
ОФП: упражнения в планке
Постановка программы.
Элементы хореографии: Пируэт одноименный/разноименный
Упражнения на гибкость. Шпагат вертикальный
Силовая подготовка – упражнения в парах
Элементы акробатики – подводящие упражнения к стойке на руках.
Стойка на руках
Танцевальная разминка в стиле хип-хоп
Упражнения в равновесии. Мах «Иголка»
Упражнения на гибкость спины. «Мост» из положения стоя. Мост с
поднятой ногой.
Акробатика – кувырок вперёд, назад, колесо
Постановка хореографической части программы
Станты – уровень1, сход «кредл»
Акробатика: колесо с разбега

2

Итого:

132

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Список литературы

13

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

Нормативная литература
Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О
направлении Методических рекомендаций по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые)».
Методические
рекомендации
разработаны
Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Открытое образование».
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей».
Закон «Об образовании в Республике Башкортостан» (от 01.07.2013 №
696-з), с внесёнными изменениями от 22 июня 2018 года N 648-з npa.bashkortostan.ru/? show=1&seed=4189
Конвенция о правах ребенка. - school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/

Список основной литературы

14

1. Правила соревнований по чирлидингу. – Европейская ассоциация
чирлидинга (ЕСА), 2015. – 25с.
2. Правила соревнований по чирлидингу. – М.: ООО «Федерация
черлидинга в России», 2015. – 25с.
3. Л.Чеппел «Как стать первоклассным тренером по чирлидингу». –
М., 2014. – 364 с.
4. Е.Сулим Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 1417 лет. Серия «Растим детей здоровыми»/Под редакцией Пучкова
И.В./- М.:Сфера, 2014.
Список дополнительной литературы
1. Ю.К. Гавердовский Техника гимнастических упражнений. –М.:
Терра-Спорт, 2002. – 508с.
2. И.А.Шипилина Хореография. – Т. I. – Лань., 2014.
3. Т.С,Лисицкая, Л.В.Сиднева Аэробика: Теория и методика. – Т. I. –
М.: ФАР, 2012.
4. Т.С.Лисицкая, Л.В.Сиднева Танцевальная аэробика:. – Т. II. – М.:
ФАР, 2012.
5.Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика. - М., 2010

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».