Подготовка к обучению грамоте и развитию речи»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 117 с углубленным изучением иностранных языков
имени Аскина Гайфутдина Гафиятовича» городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
начальных классов

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ «Школа №117 с УИИЯ»

_________Марковникова О.В.
Протокол №1 от 30.08.2023г.

_________Жерновкова О.В.
Протокол №1 от 30.08.2023г.

______________О.В. Кабирова
Приказ №255 от 30.08.2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Подготовка к обучению грамоте и
развитию речи»
для обучающихся 5,5-7 лет

Составитель:
учитель начальных классов
Черепанова Г.Г.

Уфа 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (в рамках
дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) на основе
авторского курса Елены Бортниковой по обучению чтению. Составлена программа с
учётом возрастных особенностей детей .
Возраст обучающихся 5,5 – 7 лет
Длительность каждого занятия для детей данного возраста - 25мин.
Планируется распределение материала на 70 часов в год из расчёта
2 часа в неделю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ПО «ПОДГОТОВКЕ К
ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и
обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного
периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть
восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие
мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только
речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками,
умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний
интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и
чтения. Задачи периода обучения грамоте:
1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
2. развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе
обучения грамоте развиваются речевые навыки детей, они приобщаются к чтению
литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие
орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно
связана с другими разделами: грамматика, орфография, орфоэпия, морфология и др.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом
комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном
занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические,
грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Основной упор при реализации данной программы ставится на развитие
фонематического слуха ребёнка, что является основой при правильном обучении чтению.
Сегодня современная школа ставит высокую планку в области подготовленности ребёнка
к поступлению в школу. И одним из желаемых, а зачастую и требуемых навыков у
ребёнка, рассматривается навык чтения. Причём от детей ожидается не простое умение, а
именно навык чтения, когда ребёнок должен уметь прочитать текст с определённым
количеством слов в минуту и передать смысл прочитанного. Таким образом, на данный
2

момент существует своеобразный заказ на читающего будущего первоклассника. Поэтому
актуальность в обучении чтению стоит перед родителями и дошкольными педагогами в
полной мере. Программа «Обучение грамоте и развитие речи» берёт за основу обучения
чтению подход, при котором фонематический слух ребёнка и фонетический разбор слова
– это основа выработки правильного чтения и письма в будущем у ребёнка.
Данная образовательная программа является лишь подготовительным этапом при
обучении грамоте, т.к. частично реализует те цели и задачи, которые стоят при обучении
детей грамоте. Так программа «Обучение грамоте и развитие речи» ставит перед собой
задачу подготовки руки к письму, что включает в себя умение ребёнком правильно
держать в руке карандаш, всевозможные виды работы с простым карандашом (
автоматические ручки не используются): штриховки, графические диктанты по точкам,
написание слов печатными буквами, раскрашивание цветными карандашами, работа с
трафаретами, обведение основных элементов прописных букв (крючки, овалы, наклонные
палочки и др.). Но не затрагивается обучение детей письму прописными буквами. Таким
образом, данная программа не затрагивает области обучения первоклассников письму.
Она лишь подготавливает детей к успешному овладению навыком письма в школе, где
педагог начальных классов будет учить детей правильно прописывать не только сами
прописные буквы, но и их соединения, правильный наклон, будет вырабатывать
каллиграфический почерк. Данный вид работы для детей дошкольников слишком труден
и большинству детей не доступен в силу их возрастных особенностей, как психических,
так и физических. Именно поэтому программа «Обучение грамоте и развитие речи»
использует лишь те методы и приёмы работы, которые способствуют развитию мелкой
мускулатуры руки ребёнка и являются хорошей подготовкой к письму в школе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО «ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ
ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
Цель программы: подготовить детей к обучению грамоте в школе.
Основные направления программы
-Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;
-Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;
-Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;
-Формирование навыков чтения посредством слоговых таблиц;
-Формирование интереса к чтению.
-Подготовка руки к письму;
-Развитие психических процессов: мышление, внимание, память.
-Взаимодействие с семьёй.
Задачи программы.
Образовательные:
 Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
 Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства ( два вида
схем звукового анализа слова, интонационное выделение звуков в слове);
 Познакомить детей со слоговой структурой слова;

3

 Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги,
распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
 Формировать

умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по

картинкам, используя простые предложения;
 Расширять словарный запас детей. Развивать речь дошкольников.
 Научить детей читать. Понимать и пересказывать прочитанное.
 Формировать умение записывать печатные слова под диктовку.
 Учить выделять в речи слова, обозначающие предметы и их действия, слова
употребляемые вместо имен предметов и другие части речи без их названия
(существительные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.)
Развивающие:
 Развивать слуховое восприятие;
 Развивать графические навыки;
 Развивать мелкую моторику пальцев, точность движения, дифференцированного
восприятия, внимания, памяти.
 Развивать мышление и любознательность посредством решения ребусов и
головоломок со словами.
Воспитательные:
 Воспитывать умение работать в паре, группами и индивидуально;
 Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
 Воспитывать нравственные основы и

качества у детей, а именно терпимость,

доброжелательность по отношению к окружающим;
 Приобщать детей к художественной литературе.
Внедрение программы направлено на:
 Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития
детей старшего дошкольного возраста;
 Изменение показателей подготовленности детей к школе.
Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу:


Продвижения от простого к сложному.



Опоры на интересы дошкольников и родителей.



Психологической комфортности.
4



Развития творческой личности



Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у детей
мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости
изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен
добиваться понимания (а не механического заучивания) ребёнком теоретического
материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным
учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.
 Системности в обучении предполагает усвоение учебного
материала в определенном учебной программой порядке с таким
расчетом, чтобы каждый новый элемент логически связывался как
с предыдущим элементом, так и с последующим, что позволяет в
будущем использовать их как фундаментальную основу для
последующих знаний.
 Наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого
предмета и явления, а в использование целого комплекса приёмов и
средств, которые обеспечивают формирование ясного и чёткого
восприятия сообщаемых воспитателем знаний
 Соответствия возрастным и индивидуальным возможностям .
Программа подготовки к школе строится в соответствии с
закономерностями возрастного развития.
 Адекватности
требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе
занятий способствует оптимизации занятий, повышению
эффективности.
 Индивидуализации темпа работы
переход к новому этапу обучения только после полного освоения
материала предыдущего этапа.
 Повторяемости
(цикличность повторения) материала, позволяющая
формировать и закреплять механизмы и стратегию
реализации функции.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с

наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип
образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:


Наглядный.



Словесный.



Практический.

Особенностью данной программы является комплексный подход в решении
поставленной цели и задач. Занятия имеют определённую структуру построения, которая
позволяет детям ненавязчиво, но эффективно усваивать и приобретать различные знания,
умения и навыки. Сменяемость этапов работы на занятии позволяет педагогу

5

поддерживать живой интерес к занятию и решать свои задачи в разных областях
познания:
Фонетика. Изучение нового звука. Знакомство с его особенностями (артикуляция,
гласный-согласный, твёрдый - мягкий, глухой - звонкий и т.д.). Работа со звуками и
буквами (звуковой анализ слов). Разгадывание словесных ребусов. Фонетическая
гимнастика. Научить детей слышать и выделять первый и последний звук в слове.
Два вида звуковых схем:
а. схема вычленяющая каждый отдельный эвук в слове, где (=) мягкий звук, (-) твёрдый
звук и (O) гласный звук.
б. схема вычленяющая в слове твёрдые слоги(прямоугольник: синий/красный цвет) и
мягкие(прямоугольник: зелёный/красный цвет) слоги, а также отдельные звуки- квадраты
синего(твёрдый), зелёного(мягкий) и красного цвета (гласный).
Составление этих двух видов схем позволяет ребёнку рассматривать слово с разных
сторон и ракурсов, что способствует лучшему овладению звуко - буквенным анализом
слова. Что не позволяет ребёнку в последствии пропуск букв при написании и звуков при
чтении.
Особое внимание в этом разделе уделяется йотированным гласным звукам. Дети должны
понимать, что два звука могут обозначаться одной буквой. Это очень важный момент при
чтении с йотированными гласными.
Чтение. Чтение слогов по слоговым таблицам позволяет в достаточно быстрые
сроки подвести ребёнка к самому процессу чтения.

Вначале изучаются 6 основных

гласных фонем. Особое внимание я уделяю артикуляции этих гласных звуков. На примере
картинок с девочками, показывающими артикуляцию гласных звуков, мы до автоматизма
доводим процесс, когда при виде буквы у ребёнка губы автоматически занимают нужное
положение для произнесения звука.
А- широко открытый рот
О- колесо
У- трубочка
Ы- зубки
И- ниточка
Э- растянутая улыбка
Таким образом, при введении первого же согласного звука, можно начинать процесс
чтения слогов с соответствующей данному звуку буквой. Мимическая память позволяет
детям быстро составлять слоги, опираясь на артикуляцию гласных звуков.

6

Слоговые таблицы в цвете позволяют увидеть детям принцип образования слогов с
каждым гласным звуком отдельно. Дети наблюдают, что с одними гласными согласный
звук произносится твёрдо, а с другими этот же звук становится мягким. Как раз на этом
этапе обучения вводятся слоговые схемы слова.
По мере увеличения количества введённых новых согласных звуков, увеличивается
объём прочитываемого материала: слоги, слова, предложения, тексты. Обязательным
условием чтения слов и предложений, является понимание ребёнком прочитанного
материала, поэтому всегда акцентируется внимание ребёнка на уточнении смысла
прочитанного. В дальнейшем пересказ текста. Вопросы по тексту.
Синтаксис и пунктуация. Как только дети начинают читать предложения,
необходимо ввести некоторые синтаксические правила построения предложения, а так же
правила пунктуации. На данном этапе используются всевозможные виды работы со
схемами предложений. (Придумать предложение по заданной схеме. Составить схему к
данному предложению. Интонационное оформление предложения и мн.др.)Необходимо
научить детей выделять предложение из речевого потока. Научить определять количество
слов в предложении и их позицию.
Морфология – это наука, изучающая не только грамматические категории и части
речи, она управляет также словообразованием и толкованием слов. Данный раздел
представляется очень интересным и познавательным для рассмотрения с детьми
подготовительного к школе возраста. Дети этого возраста начинают активно обогащать
свой словарный запас, обращать внимание на многообразие словоформ. Уместно здесь так
же рассмотрение такого раздела, как фразеология (фразеологические обороты). В
конечном итоге, всё это позволяет детям активно развивать свою речь, с интересом
изучать грамматический строй речи.
Подготовка руки к письму проводится как заключительная часть занятия, либо
как самостоятельное отдельное занятие.
Обязательным

условием

проведения

любого

занятия

является

проведение

динамических пауз.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО «ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ
ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
1

Основные разделы курса
Текст, предложение, слово
Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и
чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о
чём, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных
7

2

3

4

высказываний-текстов на предложения, предложений на слова. Использование
графических опор-схем для анализа и восстановления предложений и
небольших по объёму текстов.
Слово, слог, ударение
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой
структурой. Зависимость изменения (искажения) значения слова от изменения
состава или порядка звуков (даже одного). Деление слов на слоги, слогов на
звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более сильное
произнесение одного из слогов в слове). Использование графических опорсхем для слогового анализа слов типа мама, роза, аист и т.п. Упражнения в
составлении слов из слогов, в дополнении слогов до слова, подбор слов с
разным количеством слогов, с ударением на разных слогах
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи.
Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твёрдых,
мягких, звонких и глухих) звуков. Звуковая структура слова.
Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги. Ударные и
безударные гласные. Слого-звуковой анализ слов (установление количества
звуков в слове, их характера, последовательности) с опорой на слого-звуковые
схемы. Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью,
отражающей его слого-звуковую структуру. Упражнения в установлении на
слух места (начало, середина, конец слова; порядковый номер слога)
контрольного звука, безударных гласных; в самостоятельном подборе слов с
заданным звуком.
Буквы, как значки звуков
Буквы, как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах.
Упражнения в чтении слогов, слов, предложений, небольших текстов

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемые результаты к концу обучения:
 Ребёнок должен знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, ударение,
звуковая схема)
 Уметь различать понятия «звук» и «буква»
 Уметь определять количество звуков/ букв в словах.
 Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схемы
звукового анализа слова, интонационное выделение звуков в слове);
 Определять место заданных звуков в словах;
 Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
 Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
8

 Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
 Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;
 Уметь печатать и читать буквы, слоги, слова.
 Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;
 Уметь составлять схемы предложений.
 Уметь печатать и читать буквы, слоги, слова, предложения. Уметь записать
печатные слова под диктовку.
 Уметь читать несложные тексты. Понимать и пересказывать прочитанное.
 Уметь приводить примеры разных частей речи без их названия. (слова
обозначающие предметы, действия, слова употребляемые вместо имён).
 Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения
мыслей.
 Уметь правильно и уверенно держать в руках карандаш. Четко обводить рисунок
по контуру.
 Ориентироваться в тетради, писать графические диктанты в тетради в клетку.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование

п/п

разделов и тем

1

Звуки вокруг нас.
Веселый язычок.

Содержание и задачи занятия

Знакомство с многообразием звуков окружающих нас.
Общая характеристика гласных звуков. Не смешивать
понятия: звук и буква. Звук слышим, произносим. Букву
видим, пишем.

2

Звук [а] и буква «А»

Выделение звука [A] из звукового ряда, в слоге, в слове
в разных позициях. Артикуляция звука [A]. Знакомство
с буквой «А».

3

Звук [у] и буква «У»

Выделение звука [У] из звукового ряда, в слоге, в слове
в разных позициях. Артикуляция звука [У]. Знакомство
с буквой «У».Закрепление понятия «гласные
звуки».Чтение слогов «УА» «АУ»

4

Звук [о] и буква «О»

Выделение звука [О] из звукового ряда, в слоге, в слове
в разных позициях. Артикуляция звука [О]. Знакомство
с буквой «О».Закрепление понятия «гласные звуки».Чем
отличаются буквы и звуки. Признаки гласных звуков:
1. Произносятся голосом, напевно
2. При произнесении гласных воздух, выходящий
изо рта не встречает преград
9

Гласные образуют слог
5

Звук [ы] и буква «Ы»

Выделение звука [Ы] из звукового ряда, в слоге, в слове
в разных позициях. Артикуляция звука [Ы]. Знакомство
с буквой «Ы».Закрепление понятия «гласные звуки».
Чем отличаются буквы и звуки.

6

Звук [и] и буква «И»

Выделение звука [И] из звукового ряда, в слоге, в слове
в разных позициях. Артикуляция звука [И]. Знакомство
с буквой «И».Закрепление понятия «гласные звуки».
Чем отличаются буквы и звуки.

7

Звук [э] и буква «Э»

Выделение звука [Э] из звукового ряда, в слоге, в слове
в разных позициях. Артикуляция звука [Э]. Знакомство
с буквой «Э».Закрепление понятия «гласные звуки».
Чем отличаются буквы и звуки.

8

Звуки [м] и [м’], буква
«М».

Знакомство с согласными звуками [м] и [м’], буквой
«М». Твёрдые и мягкие звуки. Знакомство с со
слоговыми таблицами. Чтение слогов МА МУ МО МЫ
МИ МЭ. Чтение слов МАМА, МАМЫ, МАМУ,
МЫ,МИМО. Закрепление понятия «гласные звуки».
Сколько в слове гласных букв (звуков),столько и слогов.
Знакомство с согласными звуками [н] и [н’], буквой
«Н». Признаки согласных:
1. Произносятся с шумом, отрывисто
2. При произнесении согласных звуков воздух,
выходящий изо рта встречает преграды в виде
языка, зубов, губ
3. Согласные звуки не образуют слог
4. Согласный звук может быть твёрдым и мягким,
звонким и глухим
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов НА НУ НО НЫ НИ. Чтение слов: Анна,
Инна, Нина, мины. Имена и фамилии людей, клички
животных, названия городов, населённых пунктов, рек,
улиц пишутся с большой (заглавной) буквы

Согласные звуки.

9

Звуки [н] и [н’], буква
«Н»

10

Звуки [с] и [с’], буква
«С»

Знакомство с согласными звуками [с] и [с’], буквой «С».
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов СА СУ СО СЫ СИ СЭ. Чтение слов:
САМА, УСЫ, СЫН, СОН. Сима, СОМ.
Гласные А У О Ы Э
всегда обозначают твёрдость согласных.Гласный И –
мягкость согласных.

11

Звуки [т] и [т’], буква
«Т»

Знакомство с согласными звуками [т] и [т’], буквой «Т».
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов ТА ТУ ТО ТЫ ТИ. Чтение слов: Ната,
10

СИТО, СОТЫ, ТОТ, ТУТ, НИТИ.
12

Звуки [к] и [к’], буква
«К»

Знакомство с согласными звуками [к] и [к’], буквой «К».
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов КА КУ КО КЫ КИ. Чтение слов: САМА,
УСЫ, СЫН, СОН. Сима, СОМ. Знакомство с понятием
«предложение». Первое слово в предложении пишется с
заглавной (большой) буквы. В конце предложения
ставится точка.

13

Звуки [л] и [л’], буква
«Л»

Знакомство с согласными звуками [л] и [л’], буквой
«Л». Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов СА СУ СО СЫ СИ СЭ.
Чтение слов: КАСКА, КУСТ,КОТИК, СУМКА,
НОСКИ,МИСКА..

14

Звуки [р] и [р’], буква
«Р»

Знакомство с согласными звуками [р] и [р’], буквой «Р».
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ. Чтение слов:
ЛАСТИК, ЛИСА, ЛИСТ, ЛОСКУТ, СТОЛИК, СТОЛ.

15

Звуки [в] и [в’], буква
«В»

Знакомство с согласными звуками [в] и [в’], буквой «В».
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов ВА ВУ ВО ВЫ ВИ. Чтение слов: ИВА,
СОВА, СЛИВА, ТРАВА, КИВИ, Вика.

16

Звуки [ш] буква «Ш»

Знакомство с согласным звуком [ш] буквой «Ш». Всегда
твёрдые звуки.. Чтение по слоговым таблицам. Чтение
слогов ША ШУ ШО ШИ. Чтение слов: ШАРЫ, Маша,
Саша, Наташа, МАЛЫШИ, КРЫШИ, МЫШИ. Звуки
(буквы) Ш Ж Ц –всегда твёрдые. ЖИ и ШИ –пиши с
буквой И

17

Звуки [п] и [п’], буква
«П»

Знакомство с согласными звуками [п] и [п’], буквой
«П». Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ПА ПУ ПО ПЫ ПИ, ПЭ.
Чтение слов: ПАПА, ПАРК, ПУСК, ПЫШКА,
КУПАЛИ, ТОПАЛИ, КОПАЛИ, Полина, Паша.

18

Знакомство с гласными йотированными звуками
звуками [йэ] и буквой «Е».Чтение по слоговым
Е Ё Ю Я –гласные таблицам. Чтение открытых и закрытых слогов со
буквы. Называем букву звуком [йэ]. Чтение слов: ЕМ, МЕЛ, РЕКА, РЕПА,
и слышим два звука
ЛАЕТ, МОЕТ, ЛЕС, ПЕСНИ,
Звуки [ЙЭ] буква «Е»

Гласные буквы Я Ё Ю
И Е – всегда
11

обозначают мягкость
согласных
19

Звуки [з] и [з’], буква
«З»

Знакомство с согласными звуками [з] и [з’], буквой «З».
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ. Чтение слов: КОЗА,
Зина, РОЗА, КОРЗИНА,ВАЗЫ, РЕЗИНА, Зоя,
ЗЕРКАЛО.

20

Звуки [б] и [б’], буква
«Б»

Знакомство с согласными звуками [б] и [б’], буквой «Б».
Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов БА БУ БО БЫ БИ. Чтение слов:
БАЛКОН,БУЛКИ, БЕЛКА, БУКЕТ, Борис.

21

Звуки [д] и [д’], буква
«Д»

Знакомство с согласными звуками [д] и [д’], буквой
«Д». Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ДА ДУ ДО ДЫ ДИ . Чтение
слов: ДИВО, Денис, ДЕДУШКА, ДИВАН, ПОДАРОК,
ЛОШАДКА.
Знакомство с согласными звуками [г] и [г’], буквой «Г».
. Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ГА ГУ ГО ГЫ ГИ. Чтение
слов: ГЕРОИ, Гена, РОГА, ГРЕБЕШОК,

22

Звуки [г] и [г’],
буква «Г»

23

Знакомство с гласными йотированными звуками
звуками [йа] и буквой «Я».Чтение по слоговым
Е Ё Ю Я –гласные таблицам. Чтение открытых и закрытых слогов со
буквы. Называем букву звуком [йа]. Чтение слов: ЯМА, Валя, Коля, ЗЯБЛИК,
и слышим два звука
КРАСНАЯ, РЯД.
Звуки [йа] буква «Я»

Гласные буквы Я Ё Ю
И Е – всегда
обозначают мягкость
согласных
24

Звук [ч’], буква Знакомство с согласным звуком [ч’] буквой «Ч». Всегда
мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам. Чтение
слогов ЧА ЧУ ЧО ЧИ. Чтение слов: ЧИСТОТА, ВЕЧЕР,
УЧИЛИ. Звуки (буквы) Ш Ж Ц –всегда твёрдые, а
ЧА, ЩА
пиши звуки (буквы) Ч Й Щ –всегда мягкие.
через А
«Ч».

ЧУ. ЩУ пиши через У

25

Звук [ж] и буква «Ж»

Знакомство с согласным звуком [ж] буквой «Ж».
Всегда твёрдые звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов ЖА ЖУ ЖО ЖИ. Чтение слов: УЖИ,
ЕЖИ, ЖЕВАЛ, ПОЖЕЛАЛ, ЖАБА, ЛУЖА. Звуки
(буквы) Ш Ж Ц –всегда твёрдые. ЖИ и ШИ –пиши с
12

буквой И
26

Знакомство с гласными йотированными звуками
звуками [йо] и буквой «Ё».Чтение по слоговым
Е Ё Ю Я –гласные таблицам. Чтение открытых и закрытых слогов со
буквы. Называем букву звуком [йо]. Чтение слов: ВЁЗ, ШЁЛ, ЧЁРНОЕ, Пётр,
и слышим два звука
ЁЖИК.
Звуки [йо] буква «Ё»

Гласные буквы Я Ё Ю
И Е – всегда
обозначают мягкость
согласных
27

Звуки [х] и [х’], буква
«Х»

Знакомство с согласными звуками [х] и [х’], буквой
«Х». Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ХА ХУ ХО ХЫ ХИ. Чтение
слов: СМЕХ, СТИХИ, ХВОСТ, ЧЕПУХА, ХОРОШО,
УХА.

28

Звук [й’], буква «Й».

29

Знакомство с гласными йотированными звуками
звуками [йу] и буквой «Ю».Чтение по слоговым
Е Ё Ю Я –гласные таблицам. Чтение открытых и закрытых слогов со
буквы. Называем букву звуком [йу]. Чтение слов: СЮДА, Люба, ПЮРЕ, БЮРО,
и слышим два звука
ЮБКА, Юля.

Знакомство с согласным звукjм [й’] буквой «Й». .
Всегда мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов Чтение слов: ЗМЕЙ, СИНИЙ,
СТРОЙКА, ТВОЙ.. Звуки (буквы) Ш Ж Ц –всегда
твёрдые, а звуки (буквы) Ч Й Щ –всегда мягкие.

Звуки [йу] буква «Ю»

Гласные буквы Я Ё Ю
И Е – всегда
обозначают мягкость
согласных
30

Звуки [ц] и буква «Ц»

Знакомство с согласным звуком [ц] буквой «Ц». . Всегда
твёрдые звуки.Чтение по слоговым таблицам. Чтение
слогов ЦА ЦУ ЦО ЦЫ ЦИ. Чтение слов: КУРИЦА,
ЦИКЛОП, ЦЫПЛЁНОК, ЦЕПИ. Звуки (буквы) Ш Ж
Ц –всегда твёрдые.

31

Звук [щ’], буква «Щ»

Знакомство с согласным звуком [щ’] буквой «Щ». .
Всегда мягкие звуки. Чтение по слоговым таблицам.
Чтение слогов ЩА ЩУ ЩО ЩИ. Чтение слов:
ЩЁТКА, ВЕЩИ, ЩУКА, ИЩУ. Звуки (буквы) Ш Ж
Ц –всегда твёрдые, а звуки (буквы) Ч Й Щ –всегда
мягкие.

ЧА, ЩА
через А

пиши

ЧУ. ЩУ пиши через У

13

32

Звуки [ф] и [ф’], буква
«Ф»

Знакомство с согласными звуками [ф] и [ф’], буквой
«Ф». Твёрдые и мягкие звуки. Чтение по слоговым
таблицам. Чтение слогов ФА ФУ ФО ФЫ ФИ. Чтение
слов: КОФЕ, КОНФЕТЫ, Федя, ФУФАЙКА, ФИЛИН.

33

Звук [э] и буква «Э»

Чтение слов: ЭТОТ, ЭТАЖ, ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИК,
ЭПОХА.

34

Буква «ь» не имеет
звука, служит для
смягчения согласных
звуков, либо как
мягкий разделительный
знак

Чтение слов: СЕМЬ, СЕМЬЯ, КОЛЬЯ, Коля, ВАРЕНЬЕ.

35

Буква «ъ» не имеет
звука, служит как
твёрдый
разделительный знак

Чтение слов: СЕЛА, СЪЕЛА, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ОБЪЕЗД.

36

Парные глухие и
звонкие звуки

Глухие - звонкие согласные звуки. Парные глухие и
звонкие согласные.

Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, ЖС, З-С.

Чтение текстов.

Всегда звонкие
согласные звуки

Игры на запоминание звонких согласных звуков.

37

М, Н, Л, Р, Й
38

Всегда глухие
согласные звуки

Игры на запоминание глухих согласных звуков.

Х, Ц, Ч, Щ.
39

Фонетический разбор
слов.

Фонетический разбор слов, у которых не совпадает
количество букв и звуков.

Чтение коротких
текстов.
40

Фонетический разбор
слов.

Фонетический разбор слов, у которых не совпадает
количество букв и звуков.

Чтение коротких
текстов.
41

Согласование слов в
предложении.

Единственное и множественное число имён
существительных.

(много – мало).
14

42

Согласование слов в
предложении.

Существительные женского, мужского и среднего рода.

(Он. Она. Оно.)
Фонетический разбор
слов. Печатание слов.

Фонетический разбор слов, у которых не совпадает
количество букв и звуков.

Чтение текстов.

Печатание слов в тетрадях.

44

Разгадывание ребусов.
Чтение пословиц и
поговорок.

Составление и разгадывание ребусов. Чтение пословиц
и поговорок.

45

Фонетический разбор
слов.

Фонетический разбор слов, у которых не совпадает
количество букв и звуков.

Звуковые схемы слов.
Чтение текстов.

Звуковые схемы слов.

Графический диктант.

«Нарисуй дорожку», «Поставь точки и чёрточки в
фигурки по образцу», «Составь рисунок по сюжету
рассказа».

43

46

. Чтение текстов.
47

Графические диктанты, «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори
Чтение текстов.
рисунок».

48

Чтение текста по
цепочке.
Индивидуально.
Групповое чтение
(хором).

Разные виды чтения. Проверка умения детьми следить
за чтением других детей.

49

Индивидуальное
чтение текстов на
скорость.

Проверка скорости чтения детей.

50

Звуко - буквенный
анализ слов. Чтение
текстов.

Фонетический разбор слов, у которых не совпадает
количество букв и звуков.

51

52

53

Звуковые схемы слов.

Чтение текстов. Слова
похожие по смыслу
(синонимы).

Игры с синонимами.

Чтение текстов. Слова
противоположные по
смыслу (антонимы)

Игры с антонимами.

Чтение текстов.

Чтение слов.

Чтение слов.
Игра « Придумай сказку по заданным героям»
15

Придумывание сказок
по технологии ТРИЗ.
54

Чтение текстов.
Придумывание сказок
по технологии ТРИЗ..

Игра « Придумай сказку по заданным героям»

55

Чтение текстов.
Пересказ. Ответы на
вопросы.

Пересказ. О чём ты прочитал?

56

Чтение текстов.
Пересказ по
мнемотаблицам.
Письмо.

Пересказ по мнемотаблицам. Письмо.

57

Чтение текстов.
Интонационное
оформление
вопросительных и
восклицательных
предложений.

Наша интонация. Что зависит от интонации, с которой
мы передаем в речи информацию?

58-59

Чтение текстов.
Повторение: Структура
предложения. Схемы к
предложениям.

Структура предложения.Схемы к предложениям.
Составить схему к заданному предложению. Придумать
предложение по заданной схеме.

60-61

Чтение текстов.
Повторение: Ударение.
Деление слова на слоги.
Письмо.

Ударение. Деление слова на слоги. Письмо.

62-63

Чтение текстов.
Повторение мягкоститвёрдости согласных.

Признаки согласных:
1. Произносятся с шумом, отрывисто
2. При произнесении согласных звуков воздух,
выходящий изо рта встречает преграды в виде
языка, зубов, губ
3. Согласные звуки не образуют слог
4. Согласный звук может быть твёрдым и мягким, звонким

Ответь на вопросы.

и глухим

64-65

66-67

68-69

Чтение текстов.
Повторение всегда
звонких звуков.
Чтение текстов.
Повторение всегда
глухих звуков.
Чтение текстов.
Повторение глухихзвонких парных звуков.

Всегда звонкие согласные звуки
М, Н, Л, Р, Й
Всегда глухие согласные звуки
Х, Ц, Ч, Щ.
Парные глухие и звонкие звуки
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-С, З-С.
16

Итоговое праздничное
занятие

70

Обобщение знаний за год обучения.

«Путешествие по
Букворгаду»
ИТОГО:70 ЗАНЯТИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Тетради для чтения: Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Развиваем навыки чтения.
Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2023.
Рабочая тетрадь: : Бортникова Е.Ф. Развиваем навыки чтения и грамотного письма.
Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2023.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Тетради для чтения: Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Развиваем навыки чтения.
Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2023.
Рабочая тетрадь: : Бортникова Е.Ф. Развиваем навыки чтения и грамотного письма.
Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2023.
Раздаточный материал:


Карточки- схемы с обозначением отдельных звуков( гласный, согласный твёрдый,
согласный мягкий).
 Карточки в цвете ( слоговые: твёрдый+гласный , мягкий + гласный; отдельный
гласный, отдельный твёрдый, отдельный мягкий звук).
 Сигнальные карточки – светофоры ( красный- гласный звук, синий – твёрдый
согласный звук, зелёный – мягкий звук).
 Схемы предложений.
 Слоговые схемы с ударением.
 Карточки с печатными словами для индивидуального чтения.
 Раздаточные таблицы для чтения.
 Индивидуальные слоговые таблицы.
 Разрезная азбука.
 Тексты для чтения всей группой..
Демонстрационные таблицы:
 Алфавит.
 Гласные и согласные звуки.
 Твёрдые и мягкие согласные.
 Слоговые таблицы (Последовательность изучения согласных по принципу
наиболее употребляемых в речи по Бортниковой Е.Ф.)
Демонстрационный материал:
 Предметные картинки на все группы звуков.
Дидактические игры « Слово»:
17

 Предлоги
 Предложения
 Слова- действия.
 Слова- признаки.
Аудио сказки про звуки и буквы.
Видео уроки по обучению грамоте.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».