Волейбол

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности
современного российского общества в физически крепком и деятельном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры
для саморазвития, самоопределения и самореализации.
Рабочая программа «Волейбол» предназначена для физкультурноспортивной и оздоровительной работы с учащимися 4-5 классов,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе
– это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и
спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении,
на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует
улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке
в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые
сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального
проявления физических возможностей, волевых усилий и умения
пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные
эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство
ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря
своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не
только физического развития, но и активного отдыха. Широкому
распространению волейбола содействует несложное оборудование:
небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для учащихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.

На изучение предмета «Волейбол» в начальной школе отводится 1 ч в
неделю. Программа рассчитана для 4 -5 классов – 34 часа (34 учебные
недели).
Программа обеспечивает достижение определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
• личностные результаты – готовность и способность учащихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности,
личностные
качества;
сформированность
основ
российской,
гражданской идентичности;
• метапредметные
результаты
–
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
• предметные результаты – освоенный в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Волейбол»
является
формирование следующих умений:
• определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:

• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя, а далее самостоятельно;
• проговаривать последовательность действий;
• уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного
задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
• средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
• учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания.
Коммуникативные УУД:
• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и
следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
• осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для
жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни,
регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные
мероприятия;
• социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Предметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является
формирование следующих умений:

• понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании
человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с
различной
функциональной
направленностью
(оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности
и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь
при
лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного
отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития
и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами
и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений,
ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные,
проявляются в разных областях культуры.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному
здоровью.

Демонстрировать уровень физической подготовленности
Контрольные
упражнения
Подтягивание
на перекладине
из виса (м.); на
низкой
перекладине из
виса лежа (д.),
кол-во раз
Прыжок в длину
с места, см
Наклон вперед
из положения
сед
Бег 30 м
высокого
старта.

Уровень
низкий
высокий

высокий

средний
мальчики

средний
девочки

низкий

3

2

1

4

2

1

160

155

145

155

140

135

5

4

3

7

5

3

5,1

5,2-6,5

6,6-6,3

5,2

5,3-6,5

6,6-6,4

с

Формы учёта знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
№

Контрольные нормативы

1

Правила соревнований

+

2

Передачи в парах через сетку двумя руками сверху без
потерь
Передача от стены двумя руками сверху с расстояния 2–3 м
без потерь
Передача от стены двумя руками снизу с расстояния 2–3 м
без потерь
Передачи над собой в круге без потерь
Подача (любая): из 6 попыток

10

Подача (любая): из 10 попыток

–

7

Подачи по зонам (1, 6, 5) на точность по 2 в каждую

–

8

Передачи на точность через сетку из зоны 4 в зону 6 после
паса преподавателя: из 6 попыток
Нападающий удар из зоны 4 после паса преподавателя: из 6
попыток

3

3
4
5
6

9

СОДЕРЖАНИЕ

10
10
15
4

3

Реализация данной программы соответствует предельно допустимой
нагрузке учащихся.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
Основы знаний.
Общая физическая подготовка.
Специальная подготовка.
Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий
расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических
требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые
команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка
способствует формированию общей культуры движений, развивает
определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу
способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности»
приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем
подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Наименование
разделов (тем)

1
1

2
Основы знаний о
физической культуре
Волейбол 4 классы
Волейбол 5 классы
Итого:

2
3

Колво
часов

3

Изучен
ие
матери
ала
4

34
34
68

7
7
14

в том числе
Практи Повто- Контро
рение
ль
ческая
часть
5
6
7
В процессе урока
12
12
24

4
6
10

9
7
16

Распределение учебного материала по волейболу
№

Учебный материал

4 кл

Резервные
часы
8

2
2
4

Перемещения
1
Стойка игрока (исходные положения)
2
Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым боком,
лицом вперёд
3
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
вверх)
Передачи мяча
1
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении)
2
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)
3
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи
4
Передача снизу двумя руками над собой
5
Передача снизу двумя руками в парах
Подачи мяча
1
Нижняя прямая
2
Верхняя прямая
3
Подача в прыжке
Нападающие (атакующие) удары
1
Прямой нападающий удар (по ходу)
2
Нападающий удар с переводом вправо (влево)
Приём мяча
1
Приём снизу двумя руками
2
Приём сверху двумя руками
3
Приём мяча, отражённого сеткой
№

Р
Р
+
Р

Р
Р
Р
Р
Р

Р
Р
Р
Р
Р
Р

Р

Учебный материал

5 КЛ
Перемещения
1
Стойка игрока (исходные положения)
2
Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым боком,
лицом вперёд
3
Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки
вверх)
Передачи мяча
1
Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении)
2
Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку)
3
Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи
4
Передача снизу двумя руками над собой
5
Передача снизу двумя руками в парах
Подачи мяча
1
Нижняя прямая
2
Верхняя прямая
3
Подача в прыжке
Нападающие (атакующие) удары
1
Прямой нападающий удар (по ходу)
2
Нападающий удар с переводом вправо (влево)
Приём мяча
1
Приём снизу двумя руками
2
Приём сверху двумя руками
3
Приём мяча, отражённого сеткой

Тематическое планирование

С
С
+
С

С
С
С
С
С

С
С
С
С
С
С

С

Тематическое планирование 4 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Перемещения
Верхняя передача
Нижняя передача
Верхняя прямая подача с середины площадки
Приём мяча
Подвижные игры и эстафеты
Физическая подготовка в процессе занятия

Кол-во
часов
8
6
6
4
3
7

Итого 34 часов

Тематическое планирование
Тематическое планирование 5 класс
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Перемещения
Верхняя передача
Нижняя передача
Верхняя прямая подача с середины площадки
Приём мяча
Подвижные игры и эстафеты
Физическая подготовка в процессе занятия

Кол-во
часов
8
6
6
4
3
7

Итого 34 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№

Тема занятия

1

Повторение стойки игрока (исходные положения)

2

Совершенствование стойка игрока , ОФП

Дата

3

Совершенствование
перемещения
в
стойке
приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперёд

4

Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд

5

Игровое занятие, ОФП , СФП

6

Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд

7

Игровое занятие

8

Повторение сочетания способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх)

9
10

Сочетание способов перемещений (бег, остановки,
повороты, прыжки вверх)
Эстафеты с различными способами перемещений

11

Совершенствование верхней передачи мяча над собой

12

Повторение техники верхней передачи мяча над собой

13

Верхняя передача мяча над собой

14
15
16

Игровое занятие.
Разучивание верхней передачи мяча у стены
Выполнение техники верхний передачи мяча в парах

17

Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку

18

19
20

Игровое занятие
Разучивание верхней прямой подачи с середины
площадки
Верхняя прямая подача с середины площадки

21

Повторение техники верхней прямой подачи с середины
площадки

22

Верхняя прямая подача с середины площадки

23

Игровое занятие

24
25

Совершенствование техники нижней передачи
собой
Нижняя передача над собой

26

Повторение техники нижней передачи над собой

над

27

Игровое занятие

28

Нижняя передача мяча у стены, в парах

29

Совершенствование техники нижней передачи мяча у
стены, в парах

30

Повторение нижняя передача мяча у стены, в парах

31

Игровое занятие

32

Приём мяча с подачи у стены

33

Подача и приём мяча через сетку в парах с середины
площадки
Учебная игра в мини-волейбол

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

Тема занятия

1

Разучивание стойки игрока (исходные положения)

Дата

2

Стойка игрока (исходные положения)

3

Разучивание перемещения в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом вперёд

4

Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд

5

Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд

6

Перемещение в стойке приставными шагами: правым,
левым боком, лицом вперёд

7

Игровое занятие

8

Разучивание сочетания способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх)

9
10

Сочетание способов перемещений (бег, остановки,
повороты, прыжки вверх)
Эстафеты с различными способами перемещений

11

Разучивание верхней передачи мяча над собой

12

Верхняя передача мяча над собой

13

Верхняя передача мяча над собой

14
15
16

Игровое занятие.
Разучивание верхней передачи мяча у стены
Верхняя передача мяча в парах

17

Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку

18

Игровое занятие

19

Разучивание верхней прямой подачи с середины
площадки

20

Верхняя прямая подача с середины площадки

21

Верхняя прямая подача с середины площадки

22

Верхняя прямая подача с середины площадки

23

Игровое занятие

24

Нижняя передача над собой

25

Нижняя передача над собой

26

Нижняя передача над собой

27

Игровое занятие

28

Нижняя передача мяча у стены, в парах

29

Нижняя передача мяча у стены, в парах

30

Нижняя передача мяча у стены, в парах

31

Игровое занятие

32

Приём мяча с подачи у стены

33

Подача и приём мяча через сетку в парах с середины
площадки
Учебная игра в мини-волейбол

34

Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей
следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Г – комплект (для работы в группах).

используются

№
п/п
1
2

3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Наименование объектов и средств материальнотехнического
обеспечения
Стандарт основного общего образования по физической
культуре
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для
учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов,
М.В. Маслов. – М . : Просвещение, 2020. – 77 с . : ил. –
(Работаем по новым стандартам)
Волейбол в школе. Пособие для учителя. М.:. 111с.
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки
для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва(этапы спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст]. –
М.: Советский спорт, 2002. – 112с.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.:
Физкультура и спорт, 1983.
Справочник учителя физической культуры /авт.-сост. П.А.
Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.: Теория и методика
физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2007.
Конева Е.В. Спортивные игры: правила, тактика, техника. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2020.
Дидактические материалы по основным разделам
Научно-популярная и художественная литература по
физической культуре, спорту, олимпийскому движению
Методические издания по физической культуре для
учителей
Таблицы по стандартам физического развития и физической
подготовленности
Плакаты методические
Видеофильмы по основным разделам учебного материала

кол-во

Обруч детский
Насос ручной
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жёсткая
Скамья атлетическая вертикальная, наклонная
Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие),
набивное
Палка гимнастическая
Мячи: баскетбольные, волейбольные
Скакалка детская

Г
Г
Г
Д
Г
Г

Д
Д

Д
Д

Д
Д
Д
Д
Г
Д
Д
Д
Д
Д

Г
Г
К

24
25
26
27

Табло перекидное
Сетка волейбольная
Секундомер
Площадка игровая волейбольная

К
К
Г
Д

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. –
М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв,
А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детскоюношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный,
начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт.
2005.-112с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной
подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005.
5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.
5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2011. 61с.
6. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва.
– Волгоград: Учитель, 2011.
7. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и
спорт, 2018 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».