Биология 11 класс РП,КТП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология
(базовый уровень)
для обучающихся 11 классов

Составители:
учитель биологии
Идрисова А.М.

Уфа 2023

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального перечня
учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, учебного плана
МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» и приведена в соответствии с Федеральной
образовательной программой среднего общего образования (Приказ министерства
просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»), авторской программы по
биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы.
Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для
общеобразовательных. организаций:

базовый

уровень/В.В.Пасечник,

Г.Г.Швецов,

Т.М.Ефимова. ― М.: Просвещение, 2021), полностью отражающей содержание
Рабочая

программа

по

биологии

для

10-11

классов

ориентирована

на

использование УМК:
1. Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология.
Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб.
пособие для общеобразовательных. организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г.
Швецов, Т. М. Ефимова. ― М.: Просвещение, 2021
2. Учебник: Биология. Общая биология. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений / А.А.Каменский, В.В.Пасечник, А.М.Рубцов: - М., Просвещение. 2021.
Цели изучения биологии
Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития ― ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения
информации порождают

ряд

особенностей

развития

современных

подростков).

Наиболее продуктивными для решения задач развития подростка являются социоморальная
и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом
рассмотрения биологического

образования

как

компонента

системы

целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:

образования

в

― социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу либо общность ― носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
― приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
― ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и
достижений современной биологической науки;
― развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к
изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
― овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для
формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также
методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических
исследований;
― формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и
человеку.
Место курса биологии в учебном плане
Количество часов, отводимое на изучение биологии в старшей школе, зависит от
учебного плана, утвержденного образовательной организацией. Данная рабочая программа
рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в
течение двух лет (10 и 11 классы). Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет
68 ч, из них 34 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 ч (1 ч в неделю) в 11 классе.
Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс
биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах.
Содержание курса биологии в основной школе, служит основой для изучения общих
биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое
значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса биологии в старшей школе, более полно
раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях
организации живой природы.
Планируемые результаты изучения курса биологии
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего
(полного) общего образования выпускник на базовом уровне научится:

― раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
― понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
― понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
― проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
―

использовать

основные

методы

научного

познания

в

учебных биологических

исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
― формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
― сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
― обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и
окружающей среды на основе биологических теорий;
― приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
― распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие клеток;
― объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
― объяснять причины наследственных заболеваний;
― выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную
изменчивость;
― выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
― составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
― приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого
развития и охраны окружающей среды;
― оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;
― представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании представленных данных;

― оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека;
― объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
―

давать

научное

объяснение

биологическим

фактам,

процессам, явлениям,

закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
― характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
― сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
― решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
― решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а
также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
― решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного

скрещивания,

применяя

законы наследственности

и

используя

биологическую терминологию и символику;
― устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
― оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные

последствия

деятельности

человека

для существования

отдельных

биологических объектов и целых природных сообществ.
Результаты освоения курса биологии
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии
в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
1)

реализации

этических

установок

по

отношению

к

биологическим открытиям,

исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в
области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми

проблемами,

связанными с

сохранением

собственного

здоровья

и

экологической

безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса
биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе,

биологических

словарях

и справочниках),

анализировать

и

оценивать

информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии
базового уровня являются:
B познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Дарвина);

учения

Вернадского

о

биосфере;

законов Менделя,

закономерностей

изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и
животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и
многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение,
деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов,
формирование приспособленности,

образование

видов,

круговорот

веществ

и

превращения энергии в экосистемах и биосфере);
3)

объяснение

роли

биологии

в

формировании

научного

мировоззрения; вклада

биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира;
отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека;
влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства
живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости
сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6)

решение

элементарных

биологических

задач;

составление элементарных

схем

скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей видов по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей
местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы,
зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое
размножения) и формулировка выводов на основе сравнения.
B ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и
возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий
собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из
разных источников;
2)

оценка

этических

аспектов

некоторых

исследований

в

области биотехнологии

(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
B

сфере

трудовой

деятельности:

овладение

умениями

и

навыками постановки

биологических экспериментов и объяснения их результатов.
B сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики
вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания);
правил поведения в окружающей среде.
Методы и приемы обучения
Основными методами биологического исследования являются: наблюдение и опыт;
сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.
Информационно-развивающие методы обучения:
а) передача информации в готовом виде;
б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная
работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами
данных – использование информационных технологий).

Проблемно-поисковый метод: проблемное изложение учебного материала (эвристическая
беседа), учебная дискуссия, поисковая работа (предшествующая изучению материала),
организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами,
организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.
Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу,
упражнения на тренажерах.
Творчески-репродуктивные методы: вариативные упражнения, анализ производственных
ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.
Методические приемы – анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство,
абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов,
понятий, приемы воображения и запоминания.
Основные типы учебных занятий: урок изучения нового учебного материала; урок
закрепления и применения знаний; урок игра; урок обобщающего повторения и
систематизации знаний; урок контроля знаний и умений. Основным типом урока является
комбинированный.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуальногрупповые; фронтальные.
Формы контроля: входной, текущий, итоговый. Проводится в форме контрольных работ,
рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с
дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки
усвоения изучаемого и проверяемого программного материала, содержание определяется
учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей
обучающихся класса. Контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых
тем программы.
Средства обучения
1. Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (учебник, учебное пособие учителя, справочники);
- дидактический раздаточный материал.
2. Наглядные пособия и наглядно-дидактические: демонстрационные плакаты, (настенные)
таблицы, модели.
3. Информационно-коммуникационные средства:
- информационные сайты;
- интернет-ресурсы;
- мультимедийные энциклопедии;

- аудиозаписи.
4.Технические средства:
- учебные компьютерные программы;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,
отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной
речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое
оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение
результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В
представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки,
графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и
порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с
материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем
наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные
результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта
провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены
ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с
большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух

ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.)
не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат
выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием),
которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не
подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные
в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил
в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы
или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные и контрольные тесты.
Тесты, состоящие из пяти вопросов, можно использовать после изучения каждого
материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 20 — 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
оценка «5» - 91-100% максимального количества баллов;
оценка «4» - 75-90% максимального количества баллов;
оценка «З» - 50-74% максимального количества баллов;
оценка «2» - менее 50% максимального количества баллов.
Учебно-тематический план 11 класс
Темы (разделы)

Кол-во часов

1. Организменный уровень

10

2. Популяционно-видовой уровень

8

3. Экосистемный уровень

8

4. Биосферный уровень

9

Итого:

34
Содержание учебного предмета 11 класс

Глава 1. Организменный уровень (10ч)
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь
тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. Основные процессы,
происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ,
выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип
обратной связи. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное
оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы
размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие.
Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп
организмов.

Регуляция

индивидуального

развития.

Причины

нарушений

развития

организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология
и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы
наследственности. Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы
закономерностей

наследования.

Анализирующее

скрещивание.

Хромосомная

теория

наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное
с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические
основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека.
Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для
медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный
ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной
изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций.
Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний.
Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения
культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор, его
виды. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и
биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического
разнообразия

селекционного

материала:

полиплоидия,

отдаленная

гибридизация,

экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная
инженерия. Биобезопасность.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Способы бесполого
размножения», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие
организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест
хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование,
сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма,
наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость»,
«Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор»,
«Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии»; демонстрации живых растений,
гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты
селекционной работы; портретов известных селекционеров.
Практическая работа №1 Решение генетических задач.
Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и
вариационной кривой».
Глава 2. Популяционно – видовой уровень (8ч)
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная
теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические,

молекулярно-генетические,

эмбриологические,

сравнительно-анатомические,

биогеографические.
Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования
вида

и

как

элементарная

единица

эволюции.

Синтетическая

теория

эволюции.

Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд
популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции.
Уравнение Харди—Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы
естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и
географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции:
дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль
эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Многообразие
организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции.
Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического
мира. Современные подходы к классификации организмов.
Демонстрации
живые

растения

и

животные,

гербарные

экземпляры,

коллекции,

показывающие

индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород
домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и
результаты видообразования; примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и
происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и
соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторные работы №2 «Сравнение видов по морфологическому критерию».
Лабораторные работы №3 «Выявление приспособленности организмов к влиянию различных
экологических факторов»
2. Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Популяционно – видовой уровень
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения
жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции
растений и животных. Вымирание видов и его причины. Современные представления о
происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека.
Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрации
моделей скелета человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и
остатков материальной культуры.
Глава 3. Экосистемный уровень (8ч).

Экологические

факторы

и

закономерности

их

влияния

на

организмы

(принцип

толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к

действию

экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов.
Экологическая ниша. Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические
уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в
экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем.
Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем.
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения
биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Глава 4. Биосферный уровень (9ч).
Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы.
Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция
атомов. Основные биомы Земли. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на
биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная
экология. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук,
актуальные проблемы биологии.
Демонстрации
гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных, моделей экосистем,
таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения
энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; моделиаппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Биология
для обучающихся 7-9 классов

(календарно-тематическое планирование)

Составители:
учитель биологии
Идрисова А.М.

Уфа 2023

Календарно-тематическое планирование 11 класс
(учебник под. ред. Пасечника В.В. «Линия жизни». Базовый уровень)
34 часа (1 час в неделю)
Проверочных работ – 4
Практическая работа – 1
Лабораторных работ – 3
№
№

Тема урока

Параграф

Дата проведения
План

Глава 1. Организменный уровень.
Инструктаж по т/б на уроках биологии.
Организменный уровень: общая характеристика.
Размножение организмов.
Развитие половых клеток. Оплодотворение.

§1

1 неделя

§2

2 неделя

§3

3 неделя

4

Индивидуальное
развитие
организмов.
Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков.

§4

4 неделя

5

Моногибридное скрещивание.

§4

5 неделя

6

Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
Анализирующее скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Закон независимого
наследования признаков. ИТБ Практическая работа
№1 «Решение генетических задач».
Хромосомная теория наследственности. Закон
Моргана. Генетика пола. Наследование, сцепленное с
полом.

§5

6 неделя

§6

7 неделя

§7

8 неделя

Закономерности изменчивости. ИТБ. Лабораторная
работа №1 «Изучение изменчивости, построение
вариационного ряда и вариационной кривой».
Основные методы селекции растений. Животных и
микроорганизмов. Биотехнология.
Урок обобщения «Организменный уровень».

§8

9 неделя

§9

10 неделя

1

2
3

7

8

9

10
11

11 неделя

Глава 2. Популяционно-видовой уровень.
Популяционно-видовой
уровень:
общая
характеристика.
Виды
и
популяции.
ИТБ
Лабораторная работа №2 «Сравнение видов по
морфологическому критерию».
Развитие эволюционных идей.

§10

12 неделя

§11

13 неделя

§12

14 неделя

15

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд
популяции.
Естественный отбор как фактор эволюции.

§13

15 неделя

16

Микроэволюция и макроэволюция.

§14

16 неделя

12

13
14

Факт

17

Направление эволюции.

§15

17 неделя

18

Принципы классификации. Систематика.

§16

18 неделя

19

Урок
обобщения
уровень».

§17

19 неделя

Экосистемный уровень: общая характеристика.
Среда обитания организмов. Экологические факторы
и их влияние на организмы. ИТБ Лабораторная
работа №3 «Выявление приспособлений организмов
к влиянию различных экологических факторов».
Экологические сообщества.

§18

20 неделя

§19

21 неделя

§20

22 неделя

23

Виды взаимоотношений организмов в экосистеме.
Экологическая ниша.
Видовая и пространственная структура экосистемы.

§21

23 неделя

24

Пищевые связи в экосистеме.

§22

24 неделя

25

Круговорот веществ и превращение энергии в
экосистеме.
Экологические сукцессии. Последствия влияния
деятельности человека на экосистемы.
Урок обобщения «Экосистемный уровень».

§23

25 неделя

§24

26 неделя

«Популяционно-видовой
Глава 3. Экосистемный уровень

20

21
22

26
27

27 неделя

Глава 4. Биосферный уровень
§25

28 неделя

29

Биосферный уровень: общая характеристика.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.
Вернадского о биосфере.
Круговорот веществ в биосфере.

§26

29 неделя

30

Эволюция биосферы.

§27

30 неделя

31

Происхождение жизни на Земле.

§28

31 неделя

32

§29

32 неделя

33

Основные этапы эволюции органического мира на
Земле
Эволюция человека. Роль человека в биосфере.

§30

33 неделя

34

Урок обобщения «Биосферный уровень»

§31

34 неделя

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».