ПРОГРАММА РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ И
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Автор: Соловьева Дарья Юрьевна
Содержание:
Введение
Содержание программы
1.
Основные
направления
деятельности
школьного
психолога
по
профилактике и предупреждению суицидального поведения детей и подростков.
2. Пошаговый алгоритм действий по профилактике и предупреждению
суицидального поведения детей и подростков.
3. Циклограмма деятельности педагога-психолога в рамках программы
профилактики суицидального поведения подростков.
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Конспект беседы с учащимися по теме “Предотвращение
самоубийства детей. Как помочь другу?”
Приложение 2. Конспект семинара для учителей “Предупреждение суицида
среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения”
Приложение 3. Конспект родительского собрания на тему “Предупреждение
суицида среди детей. Помощь родителей в преодолении трудностей ребенка”
Приложение 4. Методики для проведения скрининг-диагностики учащихся.
Приложение 5. Схема диагностической беседы с учащимся «группы риска».
Приложение 6. Информированное согласие родителей на психологопедагогическое сопровождение.
Приложение 7. Углубленная диагностика учащихся «группы риска»:
перечень методик, стимульный материал, бланки ответов.
Приложение 8. Образец заключения диагностического обследования
учащегося «группы риска».
Приложение 9. Рекомендации классным руководителям по сопровождению
учащихся «группы риска».
Приложение 10. Образец индивидуального маршрута сопровождения
учащегося «группы риска».
Приложение 11. Рекомендации по проведению консультаций учащегося с
суицидальным поведением.
Приложение
12.
Упражнения
для
проведения
индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий учащегося с суицидальным поведением.
Приложение 13. Тренинг детско-родительских отношений.
Приложение 14. Практическое занятие для родителей учащихся «группы
риска» и классных руководителей.
Приложение 15. Программа групповых практических занятий для детей с
суицидальным поведением.
Приложение
16.
реализации программы.
Образец
справки
по
результатам
эффективности
Введение
Суицид – явление психологическое. Чтобы понять его, нужно понять
душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Поднимая на
себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями,
педагогами, сверстниками, самим собой. Совершенно искренне желая умереть в
невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить
отношения с окружающими. И у него до последнего присутствует наивная вера в
то, что после этого он снова заживет в мире и согласии с обидчиками.
Суицид не является случайным действием, он является выходом из
затруднений, кризиса или ответом на трудные вопросы. Общая цель всех
суицидов – поиск решения. В связи с тем, что в последнее время число
самоубийств и суицидальных попыток возросло, мы разработали программу
психологической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В условиях современного общества процент детских и подростковых
самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин,
мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики.
Детскому психологу приходится сталкиваться с суицидальными мыслями и
желаниями у детей различного возраста. Это обстоятельство и подводит нас к
важности анализа отношение к жизни и смерти, а также желания покончить жизнь
самоубийством в контексте психокоррекционной работы с детьми разного
возраста.
Актуальность. Одной из основных задач деятельности психологической
службы
в
системе
образования
является
профилактика
и
преодоление
отклонений в социальном и психологическом здоровье детей и подростков. В
современных условиях возрастает необходимость разработки и внедрения
качественных и доступных для реализации профессиональных психологических
методик
и
программ,
позволяющих
с
учетом
возможностей
каждой
образовательной организации оказывать психологическую помощь, направленную
на профилактику кризисных ситуаций и отклонений в психическом здоровье
подростков. Необходимость решения данной проблемы обусловила актуальность
разработки программы по профилактике и предупреждению суицидального
поведения учащихся.
С
точки
зрения
социально-психологического
подхода
профилактика
суицидов является профилактикой психологических кризисов, а с учетом
специфики подросткового возраста любое кризисное состояние подростка
следует рассматривать как суицидоопасное. Предлагаемый подход к работе с
проблемой основан также на принципе раннего выявления школьников с высокой
степенью риска суицида и своевременного направления таких детей и подростков
к специалистам.
Основная цель программы – организация профилактической работы по
предупреждению суицидального поведения учащихся, сохранение и укрепление
их психического здоровья.
Задачи программы:
1. Выявить учащихся входящих в «группу риска» по проблеме суицида, а
также учащихся с суицидальным поведением (суицидальные мысли, попытки
самоубийства).
2. Оказать профилактическую, консультационную и коррекционную помощь
учащимся склонным к суицидальному поведению.
3. Провести соответствующую просветительскую работу среди учителей,
учащихся и их родителей.
Научно-практическая новизна представленного опыта заключается в
расширении
представления
о
причинах,
мотивах,
ситуациях
проявления
суицидальных попыток и способах профилактики; в теоретической разработке и
экспериментальной
апробации
технологии
психолого-педагогического
сопровождения и предупреждения суицидального поведения детей и подростков;
в
разработке
конспектов
бесед
с
учащимися,
родителями
и
учителями
способствующих повышению уровня психологической культуры в вопросах
детского и подросткового суицида, а также в разработке практических занятий
способных
оказать
подросткам
психологическую
помощь,
способствовать
развитию личности, укреплению и совершенствованию психологического здоровья
детей и подростков, нормализации межличностных отношений, развитию чувства
собственного достоинства и преодолению неуверенности в себе.
Теоретическая значимость заключается в развитии представления о
проблеме суицида среди детей и подростков; в разработке и выделении этапов
психолого-педагогического сопровождения и предупреждения суицидального
поведения детей и подростков.
Практическая значимость данной программы состоит в разработке и
апробации
новой
методики
психолого-педагогического
сопровождения
и
предупреждения суицидального поведения среди детей и подростков; углублении
знаний педагогов, учащихся и их родителей о психологической помощи и
поддержки детей с суицидальными намерениями, а также в разработке системы
коррекционно-развивающих мероприятий способных предотвратить развитие у
учащихся суицидального поведения, и сформировать устойчивую положительную
самооценку и уверенное поведения.
Применение программы. Программа может применяться как в качестве
профилактической для работы с детьми, имеющими признаки суицидального
поведения, так и с учащимися проявляющими признаки депрессии, апатии,
тревожности и аутоагрессии.
Содержание программы
1. Основные направления деятельности школьного психолога по
профилактике
и
предупреждению
суицидального
поведения детей
и
подростков.
Программа
работы
школьного
психолога
по
профилактике
и
предупреждению суицидального поведения детей и подростков включает в себя
следующие направления деятельности.
Психодиагностическое – в рамках данного направления осуществляется
выявление учащихся входящих в “группу риска” по проблеме суицида, т.е.
учащихся
с
суицидальным
поведением
(суицидальные
мысли,
попытки
самоубийства). А также углубленная диагностика детей, входящих в группу
суицидального риска.
Консультационное – в процессе реализации данного направления
школьный психолог проводит собеседование с классными руководителями и
обсуждение
с
ними
результатов
скрининг-диагностики
каждого
ребенка;
индивидуальное консультирование учащихся, входящих в группу суицидального
риска и их родителей (законных представителей) учащихся, обсуждение с ними
результатов диагностик.
Просветительское – в рамках данного направления организуются беседы,
лекции
с
учащимися,
семинары
для
учителей,
родительские
собрания,
проводимые психологом с целью предоставить участникам наиболее важную и
значимую информацию по проблеме детского суицида.
Коррекционно-развивающее – в процессе данного направления школьный
психолог
проводит
с
учащимися
групповые,
а
также
индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления и
совершенствования
нормализацию
психологического
межличностных
здоровья
отношений,
детей
развития
достоинства и преодоления неуверенности в себе.
и
подростков,
чувства
собственного
2. Пошаговый алгоритм действий по профилактике и предупреждению
суицидального поведения детей и подростков.
Далее, мы подробно рассмотрим этапы психологической работы по
профилактике и предупреждению суицидального поведения детей и подростков.
ШАГ 1. Проведите собеседование с классными руководителями.
Первым
этапом
в
работе
по
профилактике
и
предупреждению
суицидального поведения детей и подростков является определение круга лиц,
которым необходима организация данной деятельности. Для этого, психолог
проводит собеседование с классными руководителями в процессе которого
выявляет есть ли в классе дети с признаками суицидального поведения, с
резкими изменениями в поведении, дети подавленные, находящиеся в депрессии
и т.п. После составляется список классов, в которых будет проводится работа по
профилактике суицидального поведения учащихся.
ШАГ 2. Организуйте беседы с учащимися.
Психологическая работа на данном этапе начинается с выступления
педагога-психолога на классных часах и проведения беседы с учащимися по теме
“Предотвращение самоубийства детей. Как помочь другу?” (Приложение 1). В
процессе беседы психолог рассказывает учащимся о том, что нужно знать о
суициде, для того чтобы помочь другу или знакомому. По каким признакам
ребенок может понять, что его друг собирается совершить суицид и самое
главное, как ему можно помочь. Кроме этого, необходимо рассказать детям о том,
к кому они могут обратиться если ситуация становиться для них или их друзей
непреодолимой. Рассказать о работе психолога, о том, что каждый учащийся
может получить бесплатную, а самое главное конфиденциальную помощь. Также
рассказать о круглосуточной работе телефона доверия, куда каждый может
позвонить, если ему требуется помощь.
После проведенных бесед психолог самостоятельно или совместно с
учащимися, подготавливает стенд, на котором будет отражена основная
информация по теме “Если друг попал в беду”, где будут указаны адреса и
телефоны города, куда ребенок, попавший в затруднительную ситуацию, может
обратиться за помощью.
ШАГ 3. Организуйте семинар для педагогов.
Кроме бесед с учащимися психолог проводит семинарское занятие с
учителями “Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки
суицидального поведения” (Приложение 2). В процессе данного семинара учителя
знакомятся с типами суицидального поведения, с мотивами суицидальных
попыток. Далее педагоги узнают о том, кто из детей входит в “группу риска” по
проблеме суицида, т.е. кто из учащихся наиболее подвержен и склонении к
совершению суицида. Кроме этого им необходимо знать поступки, жалобы и
проявления суицидального поведения детей. В завершении семинара психолог
дает общие рекомендации о том, как вести себя с учащимся, который на их
взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству.
ШАГ 4. Выступите на родительском собрании.
При необходимости педагог-психолог посещает родительские собрания для
беседы на тему “Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей в
преодолении трудностей ребенка” (Приложение 3). На родительском собрании
психолог
рассказывает
о
том
какое
негативное
влияние
оказывает
неблагополучная семейная ситуация на эмоционально-личностное состояние
ребенка. Родителю важно знать о признаках (словесных, поведенческих,
ситуационных), мотивах и факторах суицидального поведения. Также психолог
знакомит участников с наиболее распространенными причинами суицида среди
детей и подростков. Кроме этого, рассказывает родителям учащихся о том, что
люди имеют неправильное представление о суицидентах, поэтому часто упускают
момент помощи, в которой нуждается человек. Профилактику самоубийств
необходимо
начинать
с
развенчания
“мифов”,
объясняющих
действия
суицидентов. И, самое главное, о чем должен сказать психолог на родительском
собрании это о том, что нужно делать взрослому и чего делать нельзя, если для
его ребенка характерно суицидальное поведение.
ШАГ 5. Проведите скрининг-диагностику.
В проведении скрининг-диагностики могут помочь классные руководители.
Кто как ни классные руководители знают своих учащихся, их характер,
особенности поведения и семейную ситуацию. Поэтому, классный руководитель,
воспользовавшись картой риска и индикаторами суицидального поведения
самостоятельно заполняет карту на каждого ученика в классе. (Приложение 4)
Внимание! На всех этапах психологического сопровождения детей в
максимально
соблюдать
возможной
принцип
степени
каждый
конфиденциальности
классный
руководитель
полученной
должен
информации
о
психологических особенностях ребенка, его семейной ситуации, его проблемах и
переживаниях. Документация («Карты сопровождения», заполненные бланки
тестов, их результаты и проч.) не должна быть доступна детям. При проведении
тестирования фамилии на бланках лучше заменять кодами.
ШАГ 6. Выявите учащихся «группы риска».
После
проведения
диагностики
психолог
совместно
с
классным
руководителем (возможно участие социального педагога) обсуждают каждого
ребенка в классе и составляют список детей, входящих группу суицидального
риска. Обычно этот список не превышает 5 – 7 человек, в каких-то классах детей
со склонностью к суицидальному поведению может вообще не быть.
ШАГ 7. Проведите беседы с учащимися «группы риска».
Далее психолог приглашает учащихся «группы риска» для индивидуальной
беседы, в процессе которой выясняет есть ли наличие личностных и (или)
эмоциональных
проблем
у
ребенка,
причины
его
неблагополучного
эмоционального состояния, а также нуждается ли он в помощи взрослых или
конкретно в помощи психолога и т.п. В приложении 5 представлена схема
диагностической беседы с учащимся «группы риска».
Внимание! Крайне желательно на протяжение всей работы с учащимися не
употреблять слово «суицид», заменяя его понятиями «кризисные состояния»,
«невротические состояния» или «трудности адаптации». Детям можно объяснить
цель деятельности как психологическую помощь, заботу об успешной будущей
адаптации в жизни, как заботу о «здоровье телесном, которое связано с
психологическим».
Если после индивидуальной беседы выяснилось, что серьезных поводов
для беспокойства нет, то на этом работа психолога с ребенком заканчивается.
Если у ребенка выявилось наличие личностных, психологических проблем,
то психолог переходит к следующему шагу.
ШАГ 8. Получите согласие родителей.
Прежде чем начать работу с учащимся психолог должен учитывать, что
подобного рода деятельность проводиться с детьми до 14 лет только с
письменного разрешения родителей (Приложение 6), а с детьми 15 лет и старше с
их собственного согласия. Поэтому одна из основных задач психолога на этом
этапе в доступной и понятной для ребенка и его родителей форме объяснить цель
данной работы, для чего она проводиться, какие методы будут применяться
психологом в работе с ребенком и т.п. Но главное сделать акцент на том, что вся
работа будет проводиться только на благо и в интересах ребенка с целью помочь
ему в возникших трудностях и предупредить появление новых возможных
проблем.
Внимание! При наличии письменного отказа родителей от работы с их
ребенком психолога психологическое сопровождение этого ребенка проводить
психолого-педагогическими
методами
(например,
индивидуальный
педагогический подход на уроках, помощь в улучшении контактов в классе, в
повышении статуса или др.).
ШАГ 9. Побеседуйте с классным руководителем.
Далее психолог может поговорить с классным руководителем, чтобы тот
постарался предупредить негативное влияние на подростка со стороны школы,
одноклассников, учителей. Данная работа в первую очередь должна быть
направлена на преодоление трудностей, возникших у ребенка и на снижение у
него риска суицидальной попытки.
ШАГ 10. Проведите углубленную диагностику.
После получения согласия от родителей учащегося с ним необходимо
провести углубленную диагностику на наличие скрытых проблем и выявления
причин эмоционального неблагополучия. Такая работа особенно важна, если
ребенок замкнут и старается не рассказывать о своих трудностях.
В процессе работы мы выделили ряд основных методик способных прямо
или косвенно определить склонность подростка к суицидальному поведению
(Приложение 7). Коротко опишем их.
1. Опросник для оценки суицидальности “Диагностика суицидального
поведения”. Данный опросник хорош тем, что он позволяет практически сразу
выявить наличие у подростка склонности к суицидальному поведению. Но у этого
опросника есть один недостаток, вопросы о суициде задаются в прямой форме,
например, “Приходилось ли вам в последнее время думать о самоубийстве?”
Ребенок может просто испугаться такой откровенности, особенно, если он к ней
еще не готов, и отказаться отвечать, а может просто соврать.
2. Тест “Ваши суицидальные наклонности” и тест “Ваши мысли о смерти”.
Эти две методики являются проективными и соответственно не могут выступать в
качестве основных методов. Но они являются хорошими вспомогательными
методиками, тем более что тема суицида в них завуалирована. Ребенку нужно
просто раскрасить рисунок так как ему хочется. В последствии на основе
результатов данного теста психолог может предполагать наличие у ребенка
суицидального риска и, исходя из этого, строить свою дальнейшую работу с
ребенком.
3. МПДО (модификация методики А.Е. Личко ПДО). Формирование
суицидального
суицидента.
поведения
У
эмоциональная
всех
во
многом
суицидально
неустойчивость,
зависит
от
особенностей
ориентированных
повышенная
лиц
внушаемость,
личности
наблюдается
сензитивность,
некоторая эксплозивость, импульсивность. Эти черты выражены нередко на
уровне акцентуаций характера. Особенно это относиться к таким типам
акцентуаций как: истероидый, сенситивный, эпилептоидный. Методика МПДО
позволяет определить тип акцентуации характера у подростка, и выявить
определенные личностные черты склонные для лиц с суицидальным поведением.
4. Шкала определения уровня депрессии. Поскольку многие люди склонные
к самоубийству чаще всего пребывают в депрессивном состоянии, то эта
методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск
появления у него суицидального поведения.
5.
Методика
диагностики
социально-психологической
адаптации
К.
Роджерса и Р. Даймонда. У многих подростков в пубертатном периоде происходит
социально-психологическая дезадаптация личности, проявляющаяся в виде
девиантного поведения, сомато-вегетативных расстройств и т.п. Данная методика
поможет определить хорошо ли ребенок адаптируется в новой обстановке или
ситуации, принимает ли он себя и окружающих его людей, стремиться ли ребенок
к доминированию или же он чаще становиться ведомым, преобладает ли у него
эмоциональный дискомфорт и т.д.
6. Тест “Суицидальная мотивация”. Данная методика применяется в работе
с детьми уже совершившими попытку суицида. Она позволяет определить тип
суицидальной мотивации, т.е. что толкнуло ребенка совершить попытку суицида.
После
проведения
углубленной
диагностики
педагог-психолог
обрабатывает и интерпретирует результаты исследования, составляет отчет
(Приложение 8).
ШАГ 11. Проведите консультации учащихся и их родителей по
результатам диагностики.
Затем психолог приглашает на повторную консультацию учащегося и, если
учащийся не против, его родителей. В противном случае родителей лучше
пригласить на консультацию отдельно.
На
консультации
обсуждаются
результаты
углубленной
диагностики
учащегося: наличие (отсутствие) суицидальных мыслей, слов, действий и т.п.;
выявленные
поведению;
особенности
наличие
личности,
(отсутствие)
которые
привели
депрессивного,
к
суицидальному
тревожного
состояния у
учащегося и причин его появления.
Если в процессе углубленной диагностики школьный психолог выявил у
ребенка явную склонность к самоубийству, если выяснилось, что ребенка не
редко посещают мысли о самоубийстве, и что еще более серьезнее подросток не
раз обдумывал способы суицида, то такого подростка необходимо направить на
прием к врачу психиатру, психотерапевту. А школьный психолог в данном случае
переходит на этап наблюдения.
Если же у ребенка имеется наличие психологических проблем, но явной
склонности к суициду не обнаружено, то психолог переходит к следующему шагу.
С учителями результаты данной диагностики не обсуждаются. Психолог
только дает рекомендации, разработанные на основе выявленных проблем
ребенка (Приложение 9).
ШАГ 12. Разработайте индивидуальный маршрут сопровождения
учащегося «группы риска».
Индивидуальный
маршрут
сопровождения
(Приложение
10)
может
включать в себя следующие пункты.
- Ф.И. ребенка
- Возраст
- Класс
- Классный руководитель
- Результаты диагностики и краткая характеристика выявленных проблем
- Цель
- Задачи
- Направления, формы и методы работы
- План сопровождения
- Планируемые результаты
- Критерии достижения планируемых результатов
- Итоговая диагностика
Индивидуальный маршрут сопровождения учащегося «группы риска»
разрабатывается на основе результатов углубленной диагностики и выявленных
проблем.
На
решение
данных
проблем
и
должно
быть
направленно
сопровождение учащегося.
Шаг 13. Организуйте коррекционно-развивающую работу.
1. Индивидуальные профилактические, поддерживающие консультации
учащегося. Цель таких консультаций – оказание учащемуся эмоциональной
поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном
кризисе. Главным методом в преодолении кризисного состояния человека
является индивидуальная беседа. Рекомендации по организации беседы с
учащимся представлены в приложении 11.
2. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия на преодоление
выявленных проблем (Приложение 12). Для детей склонных к самоубийству
характерна повышенная аутоагрессия и неразвитость приемлемых способов
выражения своего недовольства по отношению к другим людям. Неосознанная,
подавляемая агрессия по отношению к другим людям может быть пережита
подростком как ненависть к самому себе. При этом, может быть ярко выражено
негативное самовосприятие в сочетании с неустойчивой самооценкой. В связи с
этим работа психолога с ребенком должна быть направлена на развитие
положительных личностных качеств и черт, на развитие у него позитивного
самоотношения, а также на формирование адекватной самооценки.
Таким образом, коррекционно-развивающие занятия должны включать
упражнения по снятию негативных эмоций, которые копятся у учащегося; по
формированию умений разбираться в своих чувствах и отношениях; по обучению
социальным навыкам, навыкам общения со сверстниками и умениям преодоления
стресса; по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения
к собственной личности, эмпатии.
3. Работа с родителями и классными руководителями учащихся «группы
риска». Кроме индивидуальной работы с учащимся психолог должен направить
свою деятельность на улучшение психологического климата в семье ребенка,
помочь родителям принять негативные чувства ребенка и развить навыки
общения с ним. В приложении 13 представлен тренинг детско-родительских
отношений,
который
взаимоотношений,
способствует
формированию
коррекция
детско-родительских
взаимопонимания,
толерантности,
положительного эмоционального настроя.
Также
в
рамках
данного
направления
школьный
психолог
может
организовать совместную встречу родителей и классных руководителей учащихся
«группы риска» и провести с ними профилактическое практическое занятие
(Приложение 14). Цель такого занятия предупреждение случаев совершения
суицидальных попыток обучающихся.
4. Групповые практические занятия (Приложение 15). При необходимости
педагог-психолог может включить учащегося в групповую работу. Нами была
разработана
программа
групповых
практических
занятий
для
детей
с
суицидальным поведением “Мы выбираем жизнь!”. Данный тренинг направлен на
развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья
детей и подростков, нормализацию межличностных отношений, на развитие
чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на
мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции.
Важно!
В
процессе
коррекционной
работы
необходимо
оценивать
психологическое и эмоциональное состояние учащихся и при необходимости
подключать помощь психотерапевта.
Шаг 14. Проведите повторную диагностику учащихся.
После завершения различных видов коррекционной работы проводиться
контрольная
диагностика
учащихся,
позволяющая
оценить
эффективность
проделанной работы (Приложение 16). Желательно проводить контрольную
диагностику отсрочено, по прошествии 3 – 4 недель с момента окончания работы,
чтобы приобретенные во время занятий навыки прошли «коррекцию жизнью». Для
ее проведения необходимо применять методы, используемые ранее. Таким
образом, можно будет сравнить те же показатели, которые были выявлены нами
при первичном обследовании ребенка.
ШАГ 15. Организуйте наблюдение за учащимися «группы риска».
Работа психолога с детьми с суицидальными попытками или суицидальным
поведением не прекращается после коррекционной работы. Школьный психолог
держит на контроле учащихся «группы риска», при необходимости оказывает им
соответствующую консультационную и коррекционную помощь. Для организации
этой работы лучше всего завести специальную картотеку со списком детей
склонных к суицидальному поведению и периодически проводить с ними
профилактическую
коллегиальную
работу.
(учителя,
Также,
психолог,
периодически
соцпедагог)
необходимо
общую
оценку
проводить
динамики
состояния, поведения, внешней ситуации детей «группы риска».
ШАГ 16. Снимите учащихся «группы риска» с психологического учета.
Показания для снятия с учета:
- успешное прохождение курса психологической коррекции;
- наличие наблюдаемых положительных изменений в эмоциональной и
поведенческой сферах;
- стабильные в течение не менее полугода благоприятные результаты
психологических тестов;
- стабильные в течение не менее полугода объективные и субъективные
признаки социальной адаптации;
- отсутствие стрессогенной ситуации.
Внимание! Не спешите снимать с учета детей «группы риска» с
благоприятными срезовыми результатами, но сохраняющих поведенческие
особенности, на основании которых они были занесены в «группу риска».
1.3.
Циклограмма
деятельности
педагога-психолога
в
рамках
программы профилактики суицидального поведения подростков.
Период
проведения
Мероприятие
Сентябрь1
Собеседование с классными руководителями
1-я неделя
Выявление классов с детьми, входящими в группу риска
Беседа с учащимися на тему: «Предотвращение самоубийства.
Как помочь другу?»
Семинар для педагогов на тему: «Предупреждение суицида
среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения»
2-я неделя
Родительское собрание на тему: «Предупреждение суицида
среди детей. Помощь родителей по преодолению трудностей
ребенка»
3-я неделя
Подготовка к скрининг-диагностике
4-я неделя
Октябрь
Проведение скрининг-диагностики классными руководителями
1-я неделя
выбранных классов
Обсуждение с классными руководителями результатов скринингдиагностики каждого ребенка
Формирование списка детей, входящих в группу суицидального
риска
2-я неделя
Индивидуальные консультации для учащихся, входящих в группу
суицидального риска
3-я неделя
Беседы с классными руководителями
Индивидуальное
консультирование
родителей
(законных
представителей) учащихся, входящих в группу суицидального
риска
4-я неделя
Получение
от
родителей
согласия
на
проведение
психологической работы с учащимся
Ноябрь
Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих
1-я неделя
в группу суицидального риска
Углубленная
диагностика
суицидального риска
детей,
входящих
в группу
Обработка и интерпретация результатов исследования каждого 2-я неделя
ребенка
Разработка рекомендаций
Индивидуальные
консультации
с учащимися,
входящими 3-я неделя
в группу суицидального риска, по результатам диагностики
Индивидуальные консультации с родителями по результатам
диагностики детей
Разработка
учащихся
индивидуальных
маршрутов
сопровождения
4-я неделя
Декабрь – март2
Индивидуальные
профилактические,
консультации учащихся (по необходимости)
поддерживающие
Индивидуальные коррекционные занятия (по необходимости)
Работа с родителями учащихся (по необходимости)
Работа с классными руководителями (по необходимости)
В течение
месяца
Групповые практические занятия для детей с суицидальным
поведением «Мы выбираем жизнь!» (по необходимости)
Апрель-май
Повторная
диагностика
суицидального
риска,
коррекционной работы
1
учащихся,
входящих
в группу
В течение
для
определения
результатов
месяца
Работу можно начинать с любого месяца, главное — соблюдать
последовательность действий, указанных в циклограмме.
2
Продолжительность коррекционно-развивающей деятельности зависит от
поставленных целей и задач, а также выявленных проблем учащегося.
Список литературы
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2002 г.
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М., 1992 г.
3. Вроно Е.М. Предотвращение суицида подростков.
4. Егоров А.Ю. Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клиникопсихологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005 г.
5. Зарипова Ю. Программа психологической помощи подросткам “Поверь в
себя”. – М. 2007 г.
6. Иовчук
Н.М.
Северный
А.А.
Детская
социальная
психиатрия
для
непсихиатров. – СПб.: Питер, 2006 г.
7. Малкина – Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М. 2004 г.
8. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с
кризисными и проблемными ситуациями. – М. 2005 г.
9. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – СПб.
2004г.
10. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
– СПб. 2002 г.
11. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М. – Изд-во
ЭКСМО Пресс, 2001 г.
12. Толстов
В.Г.
Профилактика
и
психокоррекция
поведения
несовершеннолетних групп риска. – Сыктывкар. 2005г.
13. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в
поведении. – М. 2005 г.
14. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М. 2005 г.