РП родной (русский) язык 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Управление образования Администрации городского округа город Уфа
МАОУ «Школа № 117 с УИИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2945528)
учебного предмета
«Родной язык (русский)»

для 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год

Уфа 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 4 класса на уровне начального
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной
области«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на
сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и
литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое
на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения
основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского
языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета
отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые
аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся
явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных
характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского
родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной
области«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно
практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка
способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение
исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое миниисследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую
деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое

и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского
языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок
содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах
русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным
словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое
освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников
(умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного
блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа;
понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа,
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к
родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц
русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной
семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским
литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 4 классе рассчитано на общую учебную
нагрузку в объёме 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами
людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с
обучением. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие родственные
отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами
людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так
и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение
фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках
других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска
информации о происхождении слов). Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном
толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических
конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа.
Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинноследственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана
текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставление первоначального и отредактированного
текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового
образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,

возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать
языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о
написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать

их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и
величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение
активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей;
родственными отношениями);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и
сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы;
— осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения
слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го
лица единственного числа настоящего и будущего времени;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено
глаголом в форме прошедшего времени);

— редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
— соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного
текста (в рамках изученного);
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова,
для уточнения нормы формообразования;
— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;—
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;—
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;—
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание,
похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и о культуре русского народа;
— владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты
от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь
между фактами;
— соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
— составлять план текста, не разделённого на абзацы;
— приводить объяснения заголовка текста;
— владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
— владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста:
пересказывать текст с изменением лица;
— создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об
участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
— создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в
письменной форме и представлять его в устной форме;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
— редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;

— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1. Что и как могут рассказать слова об обучении. Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, связанные с обучением. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение
которых связано с учением, например, от корки до корки и т д.

2

06.09.2022 Поиск информации о
13.09.2022 происхождении слов.
Обсуждение примеров из
текста;
Объяснение значений
незнакомых слов с
помощью толкового
словаря;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

1.2. Что и как могут рассказать слова о родственных отношениях в семье. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения, например, матушка,
батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица. Пословицы, поговорки и фразеологизмы,
возникновение которых связано с родственными отношениями, например, вся семья вместе, так и
душа наместе и т. д.

2

20.09.2022 Просмотр иллюстраций
27.09.2022 (репродукции картин
русских художников);
Конструирование —
составление рассказа о
традициях в семье;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

1.3. Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей, например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный и т.д.

3

3

04.10.2022 Просмотр иллюстраций
11.10.2022 (репродукции картин
18..10.2022 русских художников);
Работа с текстом:
определение темы и поиск
информации о
древнихназваниях Черного
моря;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование;

1.4. Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами
людей. Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

3

1

25.10.2022 Поиск информации о
08.11.2022 происхождении слов.
15..11.2022 Обсуждение примеров из
текста;
Наблюдение над текстовым
материалом и уточнение
значения термина «эпитет»;
Работа с текстом:
определение темы и поиск
информации о
древнихназваниях Черного
моря;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.5.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках
других народов. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

Итого по разделу:

5

22.11.2022 Самостоятельная работа:
29.11.2022 составление сообщения по
06.12.2022 тексту;
объяснениестроки«Жили у
15.12.2022
бабуси два
веселых гуся…» (анализ
особенностейхарактера,
поведения птиц);
Беседа о слове этимология;
анализ примеров
заимствованных словиз
языков народов мира
(например, польский,
финский);

1

15

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

Раздел 2. Язык в действии
2.1. Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени
глаголов (на пропедевтическом уровне).

2

2.2. Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и
предложений (на пропедевтическом уровне).

3

2.3. История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование
навыков правильного пунктуационного оформления текста.

2

Итого по разделу:

7

Раздел 3. Секреты речи и текста

22.12.2022
29.12.2022

2

1

Упражнение: отработка
правильного произношения
слов;
Соблюдение
отрабатываемых
орфоэпических норм в речи;
Работа в группе:
моделирование
словосочетаний с трудными
глагольными формами;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

17.01.2023 Упражнение: отработка
24.01.2023 правильного произношения
слов;
Соблюдение
отрабатываемых
орфоэпических норм в речи;
Беседа о глаголах класть и
положить и др., при
использовании которых
возможно возникновение
ошибок;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

31.01.2023 Упражнение: отработка
07.02.2023 правильного произношения
28.02.2023 слов;
Соблюдение
отрабатываемых
орфоэпических норм в речи;

Устный
опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

3.1. Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

1

07.03.2023 Работа в парах: особенности
вопросов, заданных
ровеснику и взрослому;
Учебный диалог о
соответствии заголовка
текста теме и основной
мысли;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

3.2. Особенности озаглавливания текста.

2

14.03.2023 Работа в парах: особенности
21.03.2023 вопросов, заданных
ровеснику и взрослому;
Моделирование
диалогических ситуаций с
вопросно-ответными
конструкциями;
Учебный диалог о
соответствии заголовка
текста теме и основной
мысли;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

3.3. Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинноследственных отношений этих частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана
текста, не разделенного на абзацы.

1

04.04.2023 Обсуждение вопроса: зачем
нужен план текста;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

3.4. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением
лица (на практическом уровне). Приёмы работы с примечаниями к тексту.

2

11.04.2023 Моделирование
18.04.2023 диалогических ситуаций с
вопросно-ответными
конструкциями;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Моделирование
диалогических ситуаций с
вопросно-ответными
09.05.2023 конструкциями;
16.05.2023 Наблюдение над
23.05.2023 заголовками-вопросами в
научно-познавательных
текстах;
Практическая работа:
придумывание заголовков к
сказке и познавательным
текстам;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

3.5. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и
5
выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью
совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

2

25.04.2023

02.05.2023

3.6. Синонимия речевых формул (на практическом уровне). Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.

1

Итого по разделу:

12

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

3

11.05.2023
18.05.2023

8

Наблюдение над текстами и
выбор подходящих
иллюстраций;
Работа в парах: сравнение
особенностей текстов —
оценивание выбранных
авторами языковых средств
для описания осени;
Оценивание своей работы и
текстов, представленных
одноклассниками:
соответствие тематике,
точность выбора языковых
средств и др.;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Не стыдно не знать, стыдно не
учиться

1

06.09.2022

2.

Не стыдно не знать, стыдно не
учиться

1

13.09.2022

3.

Вся семья вместе, так и душа на
месте

1

20.09.2022

4.

Слова, называющие родственные 1
отношения

27.09.2022

5.

Красна сказка складом, а песня ладом

6.

Слова, связанные с качествами и 1
чувствами людей

11.10.2022

7.

Русские традиционные эпитеты

1

18.10.2022

8.

Красное словцо не ложь

1

25.10.2022

9.

Пословицы, поговорки и
фразеологизмы, возникновение
которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с
родственными отношениями

1

1

1

1

04.10.2022

08.11.2022

10. Сравнение фразеологизмов из
1
разных языков, имеющих общий
смысл, но различную образную
форму

15.11.2022

11. Язык языку весть подает

1

22.11.2022

12. Лексика, заимствованная
русским языком из языков
народов России и мира

1

29.11.2022

13. Русские слова в языках других
народов

1

06.12.2022

14. Повторение изученного
материала, подготовка к
проверочной работе

1

13.12.2022

15. Проверочная работа № 1
(представление проектов,
результатов исследовательской
работы)

1

16. Трудно ли образовывать формы
глагола?

1

17. Трудные случаи образования
формы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего
времени глаголов

1

17.11.2023

18. Можно ли об одном и том же
сказать по-разному?

1

24.01.2023

19. Наблюдение за синонимией
синтаксических конструкций на
уровне словосочетаний и
предложений

1

31.01.2023

20. Как и когда появились знаки
препинания?

1

21. История возникновения и
функции знаков препинания

1

22. Проверочная работа № 2
(представление проектов,
результатов исследовательской
работы)

1

23. Задаем вопросы в диалоге

1

24. Правила ведения диалога

1

25. Учимся передавать в заголовке
1
тему или основную мысль текста

1

22.12.2022

1

1

27.12.2022

07.02.2023

14.02.2023

1

21.02.2023

1

28.02.2023
07.03.2023

1

14.03.2023

26. Информативная функция
заголовков

1

21.03.2023

27. Учимся составлять план текста

1

04.04.2023

28. Учимся пересказывать текст

1

11.04.2023

29. Оценивание устных и
письменных речевых
высказываний

1

18.04.2023

30. Учимся оценивать и
редактировать тексты

1

1

25.04.2023

31. Учимся оценивать и
редактировать тексты

1

02.05.2023

32. Практический опыт
1
использования учебных словарей
в процессе редактирования
текста.

09.05.2023

33. Проверочная работа № 3
(представление проектов,
результатов исследовательской
работы)

1

34. Закрепление изученного
материала

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

16.05.2023

1

3

8

23.05.2023

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.,
Романова В.Ю., Рябинина Л.А., Соколова О.В., Русский родной язык. Учебник. 4 класс. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский родной язык. 1 класс : методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В.
Петленко др.] URL: http://uchlit.com.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Учи.ру
https://uchi.ru/
Яндекс-учебник https://education.yandex.ru
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы http://nachalka.com

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук, проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Таблицы по темам, словари.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».