ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском)
языке» для 1-4 классов начального общего образования (далее – Программа) составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
Федерального
перечня
учебников,
допущенных
к
использованию
в
образовательном процессе, учебного плана МАОУ «Школа №117 с УИИЯ» и приведена в
соответствие с Федеральной образовательной программой начального общего образования
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»);
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(татарском) языке» для 1–4 классов начального общего образования (далее – Программа)
определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Литературное чтение на родном (татарском) языке».
Программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации»;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 286);
5) Примерная основная образовательная программа
начального
общего
образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по
общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол № 2/20 от 2 июня 2020 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена
решением Коллегии Министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года № ПК-3ВН).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся
методологией федерального государственного образовательного стандарта. Программа
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе
воспитания, и может служить основой для составления рабочих программ по учебному
предмету
«Литературное чтение на родном (татарском) языке». Авторы рабочих программ могут
предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению
последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном
(татарском) языке»
Курс литературного чтения на родном (татарском) языке направлен на
формирование у младших школьников первоначальных знаний о татарской литературе,
интереса к чтению, культуры восприятия художественного текста; на воспитание
нравственности, любви к родному краю и государству через осознание своей
национальной принадлежности.
В 1 классе учебный предмет «Литературное чтение на родном (татарском) языке»
как систематический курс начинается после окончания курса «Обучение грамоте».
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами
гуманитарного цикла, особенно с учебным предметом
«Родной (татарский) язык».
Цель и задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(татарском) языке»
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к
татарской литературе как существенной части родной культуры, формирование
грамотного читателя, который в будущем сможет самостоятельно выбирать книги и
пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения или исходя из
поставленной учебной задачи, а также использовать свою читательскую деятельность
как средство длясамообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
воспитание
интереса
к
чтению
и
книге,
формирование
читательского кругозора;
формирование и совершенствование техники чтения вслух и просебя,
развитие приемов понимания (восприятия и осмысления) текста;
формирование коммуникативных умений обучающихся;
развитие
устной
и
письменной
(татарском) языке (диалогической и монологической);
речи
учащихся
на
родном
формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся,обучение
пониманию духовной сущности произведений;
развитие
способности
к
творческой
деятельности
на
родном
(татарском) языке.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы
учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке»
Учебный материал представлен в Программе следующими блоками: виды речевой
и читательской деятельности, работа с текстом художественного произведения,
литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг детского
чтения. В Программу включены лучшие образцы татарской детской литературы и
татарского фольклора. При формировании содержания Программы учтены эстетическая и
нравственная ценность текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, читательские
предпочтения. Произведения даны в рамках тематических разделов, обусловленных
возрастом и интересами обучающихся.
Содержание Программы направлено на воспитание нравственно развитой и
ответственной личности, на формирование патриотических чувств через осознание своей
национальной принадлежности. Место учебного предмета «Литературное чтение на
родном (татарском)языке» в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования учебный предмет «Литературноечтение на родном языке»
входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском)
языке» отводится 1 час в неделю во всех классах начального общего образования. Общее
количество времени на четыре года обучения с 1 по 4 класс ориентировочно составляет
135 часов. Распределение часов по классам: 1 класс – 33 часа; 2–4 классы – по 34 часа.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличивать количество
часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов части плана,
формируемой участниками образовательных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕНА
РОДНОМ (ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ»
1
Обучение
класс
грамоте1
Развитие речи
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных наблюдений, игр и занятий. Понимание
текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение его порядка. Восприятие слова как объекта изучения. Наблюдение за
значением слова.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое
чтение
и
чтение
целыми
словами
со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное
чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое
чтение
(при
переходе
к
чтению
целыми
словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Өйрәтәләр мәктәпләрдә… (Учат в школе...)
Произведения о школьной жизни, уроках, одноклассниках, праздниках в школе.
М. Джалиль. «Беренче дәрес» («Первый урок»).
Б. Рахмет. «Рәсем ясыйбыз» («Мы рисуем»).
М. Магдеев. «Мәктәптә беренче көн» («Первый день в школе»).Дж.
Дарзаман. «Тискәре хәрефләр» («Непослушные буквы»).
Ш. Маннур. «Яхшы бел» («Знай хорошо»).К.
Булатова. «Унга кадәр» («До десяти»).
Детский журнал «Сабантуй» о школе.
Минем гаилә (Моя семья)
Произведения о семье и ее роли в жизни человека, о членах семьи,семейных
традициях, ситуациях общения в семье.
Г. Тукай. «Безнең гаилә» («Наша семья»).
Р. Валиев. «Барысын да яратам» («Всех люблю»).
Ш. Галиев. «Дәү әнигә күчтәнәч» («Гостинцы для бабушки»).
Татар халык иҗаты. Санамышлар, эндәшләр (Татарское устное
народное творчество. Считалки, заклички)
Малые жанры татарского устного народного творчества, их место внашей
жизни, ситуации использования. Считалки. Заклички.
Ямьле табигать (Красивая природа) Произведения о
природе, о ее красоте, о важности ее сохранения.И. Туктар. «Җем-җем!..
Чвик!»
Ф. Садриев. «Яңгыр, яу, яу, яу!» («Дождик, лей, лей, лей!»).Ш. Галиев.
«Тәмле җәй» («Вкусное лето»).
2
класс
Алтын көз җитте (Наступила золотая осень)
Произведения о красоте осенней природы, осеннего леса, о празднике 1сентября.
Б. Рахмет. «Сара мәктәпкә бара» («Сара идет в школу»).Р. Валиева.
«Көз» («Осень»).
Г. Хасанов. «Көзге бакча» («Осенний сад»).
Ф. Яруллин. «Көзге табын» («Осенние яства»).
И. Туктар. «Урман букеты» («Лесной букет»).
Татар халык авыз иҗаты. Мәкаль-әйтемнәр. Табышмаклар (Татарское устное
народное творчество. Пословицы и поговорки. Загадки) Малые жанры устного
народного творчества. Пословицы и поговорки.
Загадки. Тематика и проблематика. Значение пословиц. Ситуации использования в
речи пословиц и поговорок. Смекалка и находчивость в решении загадок.
И ямьле дә соң бу дөнья! (Как прекрасен этот мир!)
Произведения, отражающие красоту внешнего и внутреннего мира,красоту
природы, труда, дружеских отношений.
Л. Лерон. «И ямьле дә соң бу дөнья!» («Как прекрасен этот мир!»).
Г. Тукай. «Эш беткәч уйнарга ярый» («Закончил дело – гуляй смело»).
Р. Гаташ. «Зәңгәр ил – балачак иле» («Голубая страна
детства»).
– страна
Ап-ак кыш килде (Зимушка-зима)
Произведения,
раскрывающие
образы
зимней
природы,
красоту
зимнего леса, тему природы и человека. Праздник Новый год.
А. Еники. «Кышкы урман» («Зимний лес»).А.
Алиш. «Январь».
Б. Рахмет. «Кыш һәм кеше» («Зима и человек»). С.
Урайский. «Чыршы янында» («Вокруг елки»).
Туган илем, туган телем... (Родина моя, мой родной язык...)
Произведения, раскрывающие образ Родины, ее значение в жизничеловека,
рассказывающие о важности сохранения родного языка.
Г. Тукай. «Туган тел» («Родной язык»).
Р. Файзуллин. «Синеке – илнеке» («Твое – родное»).
Э. Мукминова. «Туган телем» («Мой родной язык»).
Г. Баширов. «Безнең Татарстан» («Наш Татарстан»).
Яз керде өебезгә (Весна к нам пришла)
Произведения, раскрывающие образ весны в литературе. Описание весенних
месяцев, оживание природы, жизнь птиц и зверей.
Н. Мадьяров. «Кар астыннан чыкты яз» («Весна выглянула из-подснега»).
Р. Миннуллин. «Яз керде өебезгә» («Весна пришла к нам в дом»). Ф. Яруллин.
«Композитор чыпчыклар» («Воробьи композиторы»).А. Бикчантаева. «Март
аенда» («В марте месяце»).
Көлке көлә килә (Посмеемся вместе)
Произведения о веселых и
смешных ситуациях в жизни школы,
одноклассников, друзей.
Р. Миннуллин. «Малайлар сөйләшә» («Мальчишки разговаривают»).Ш. Галиев.
«Онытылган...» («Забыл...»).
Р. Валиев. «Бу класска ни булган?» («Что случилось с этим классом?»).З. Гумерова.
«Кайда булсын – кесәмдә» («Как где? В кармане»).
Исәнме, җәй! (Здравствуй, лето!)
Произведения, отражающие красоту летней природы. Стихотворения овеселом и
интересном проведении времени в летние каникулы.
Ш. Камал. «Җәйге иртә» («Летнее утро»).
Л. Лерон. «Безне җәй көтә» («Ждет нас лето»).
Р. Валиева. «Исәнме, җәй!» («Здравствуй, лето!»).
3
класс
Китап – белем чишмәсе (Книга – кладезь знаний)
Произведения, отражающие ценность книги, роль чтения в жизничеловека и
значимость книги в становлении личности.
М. Гафури. «Китап һәм балалар» («Книга и дети»).Дж.
Тарджеманов. «Якын дус» («Близкий друг»).
З. Туфайлова. «Безнең китапханәдә» («В нашей библиотеке»).Х.
Халиков. «Китап докторы» («Книжный доктор»).
В. Нуриев. «Китап» («Книга»).
Халык авыз иҗаты. Әкиятләр (Устное народное творчество. Сказки)
Произведения народного творчества – сказки. Виды сказок, сказочныеперсонажи.
Победа добра над злом. Татарские народные сказки.
«Гөлчәчәк» («Гульчачак»).
«Шүрәле» («Шурале»).
Әкиятләр илендә (В стране сказок)
Авторские сказки, их отличие от народных сказок. Г.
Тукай. «Су анасы» («Водяная»).
А. Алиш. «Сертотмас үрдәк» («Болтливая утка»).
Безнең нәни дусларыбыз (Наши маленькие друзья)
Произведения, раскрывающие отношения человека и природы. Образызверей и
птиц в произведениях.
М. Джалиль. «Карак песи» («Вороватый котенок»).Р.
Миннуллин. «Акбайга» («Акбаю»)
Й. Миннуллина.
«Этем
югалды
бүген»
(«Потерялся
сегодня
щенок»).
Л. Амирханова. «Минем нәни дусларым» («Мои маленькие друзья»).Л. Лерон.
«Хыялый Акбай» («Акбай-мечтатель»).
Г. Баширов. «Песинең ял көне» («Выходной для кошки»).Н.
Каштанов. «Йөнтәс песи» («Пушистый котенок»).
Сказка «Кем нәрсә ярата» («Кому что нравится»).
Изге сүз (Волшебное слово)
Произведения, раскрывающие смысл нравственных понятий.
мой
И. Туктар.
«Рәхмәт
һәркемгә
рәхәт»
(«Доброе
слово
каждому
приятно»).
Д. Гайнетдинова. «Изге сүз» («Святое слово»).М.
Галлямова. «Дуслар» («Друзья»).
Р. Файзуллин. «Ничек яхшы булырга?» («Как стать хорошим?»).
Сәламәт яшибез, спорт белән шөгыльләнәбез (Спортом занимаемся – здорово
живем)
Произведения о здоровом образе жизни, физкультуре и спорте.Х.
Халиков. «Хәрәкәттә – бәрәкәт» («В движении – сила»).
Й. Шарапова. «Татарстан – спорт иле» («Татарстан – страна спорта»).Г. Мурат.
«Физкультура».
Дж. Дарзаман. «Бар да җитез» («Все мы ловкие»).
Ш. Галиев. «Витаминлы хәрефләр» («Витаминные буквы»).С.
Ахметзянова. «Үрнәк алабыз» («Берем пример»).
4
класс
Матурлык минем белән (Красота рядом)
Произведения, раскрывающие красоту внешнего и внутреннего мирачеловека.
Н. Исанбет. «Иң матур сүз» («Самое красивое слово»).
Р. Валиев.
«Яшә,
көмеш
кыңгырау»
(«Звени,
серебряный
колокольчик»).
Г. Мухамметшин. «Хыял» («Мечта»).
В. Хайруллина. «Хозурлык һәм горурлык» («Красота и гордость»). Р.
Миннуллин. «Атказанган сандугач» («Заслуженный соловей»). Ф. Зиятдинова.
«Бик ярата мине эш» («Очень любит меня работа»).Ш. Галиев. «Җирдә миңа
ни кирәк?» («Что мне нужно на Земле?»).М. Аглямов. «Матурлык минем
белән» («Красота всегда со мной»).
Татар халык авыз иҗаты. Мәзәкләр (Татарское
устное народное творчество. Мэзэки)
Татарское устное народное творчество. Мэзэки как жанр устного народного
творчества. Народная мудрость, идеалы и представления в фольклорных произведениях.
Дуслык (Дружба)
Произведения о дружбе, о взаимовыручке, о согласии и единстве.
Б. Рахмет. «Минем дусларым» («Мои друзья»).
Р. Мингалим. «Дусларың гына булсын» («Пусть будут друзья»).
Х. Халиков. «Яңа дус таптым» («Я нашел нового друга»).
М. Галлямова. «Чын дус» («Настоящий друг»).
Д. Аппакова. «Шыгырдавыклы башмаклар» («Скрипучие башмаки»).
Табигать китабы (Книга природы)
Произведения о красоте природы родного края, об ответственности замир
природы.
З. Туфайлова. «Без утырткан урман» («Лес, посаженный нами»).Р. Курбан.
«Календарь».
Дж. Тарджеманов. «Тукран малае Шуктуган» («Шуктуган»).З.
Ахмеров. «Агачлар да авырый» («Деревья тоже болеют»).
А. Баян. «Яхшылык кире кайта» («Добро возвращается обратно»).Ш. Галиев.
«Курыкма, тимим» («Не бойся, не трону»).
Күңелле бәйрәмнәр (Веселые праздники)
Произведения о календарных, народных праздниках. Народные обычаии традиции.
Р. Курбан. «Бәйрәм бүген» («Сегодня праздник»).Р.
Хафизова. «Нәүрүз килә» («Навруз идет»).
Р. Зайдулла. «Сабантуй аланында» («На поляне Сабантуя»).Р.
Миннуллин. «Әйлән-бәйлән» («Хоровод»).
С. Сулейманова. «Әниләр бәйрәме» («Праздник мам»).
Җиңү бәйрәме (День Победы)
Изображение в произведениях праздника Дня Победы. Дань погибшим,уважение к
ветеранам, рассказы фронтовиков.
Р. Миннуллин. «Май килә» («Приближается май»).
В. Хайруллина. «Билгесез солдат» («Неизвестный солдат»).М.
Маликова. «Һәйкәл янында» («У обелиска»).
Р. Курбан. «Җиңү бәйрәме» («Праздник Победы»).
Распределенное по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи: текста, читаемого вслух учителем
и
одноклассниками,
высказываний
собеседников,
адресованных
себе
вопросов.
Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, ответы на вопросы
по ее содержанию и формулирование собственных вопросов.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового чтения к чтению целыми
словами, постепенное увеличение скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в
процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного
чтения (чтение отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания
на начальном этапе, жанровые требования и ограничения самого читаемого текста).
Чтение про себя. Самостоятельное чтение текста небольшого объема. Нахождение
в изучаемом тексте необходимых сведений, а также нахождение в словарях нужных
словарных статей и извлечение из них требуемой информации в рамках выборочного
чтения.
Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме
краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений,
передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с
опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей
диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним
свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста.
Письмо. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы, места действия, характеров героев), использование в письменной
речи
выразительных средств языка (синоним, антоним, олицетворение, сравнение), короткие
сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.
Работа с текстом художественного произведения. Анализ заголовка, анализ
текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых
доминант
(основная
мысль,
главные переживания в лирическом стихотворении,
противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе). Определение
особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности
(антоним, синоним, олицетворение, сравнение). Умение определить характер героя (через
его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский
комментарий), сравнительный анализ поведения разных
героев. Обнаружение (с
помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских
переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом умение: устанавливать
причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать
авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные
средства.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Малые
жанры фольклора (считалки, загадки, заклички, пословицы и поговорки, мэзэки
(татарские народные шутки), народные сказки. Литературные авторские произведения.
Произведения классиков родной (татарской) литературы XIX–XX вв. (стихотворения,
рассказы).
Произведения
классиков
родной
(татарской)
детской
литературы
(стихотворения, рассказы, сказки). Детские периодические издания (журналы).
Литературоведческая пропедевтика. Различение типов рифм, различение
жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы,
узнавание в текстах художественных приемов (сравнение, олицетворение и др.) и
понимание причин их использования. Систематизация знаний обучающихся о малых
фольклорных жанрах татарского народного творчества и усвоение понятия «устное
народное творчество». Формирование элементов литературоведческих представлений.
Представление о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных
произведений (сказки, малые фольклорные формы: загадки, считалки, пословицы и т. д.).
Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, поэзия. Особенности
стихотворного текста (ритм, рифма). Освоение понятий «тема» и «основная мысль».
Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения
понятия «жанр»). Представление о герое произведения, об авторе- рассказчике.
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских
произведений. Понимание жанровых особенностей текста (сказка, рассказ, стихотворение,
пословица, загадка и т. д.). Понимание разницы между художественным и научнопознавательными текстами. Понимание отличий прозаического и стихотворного текстов.
Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском
тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя в лирическом
стихотворении).
Творческая деятельность обучающихся. Чтение художественного произведения
(или его фрагментов) по ролям. Умение читать выразительно поэтический и прозаический
текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы
в соответствии с особенностями текста. Умение анализировать иллюстрации в учебнике,
сравнивать их с художественными текстами. Практическое освоение малых фольклорных
жанров (загадки, считалки, заклички, пословицы и поговорки, мэзэки), сочинение
собственных текстов и их инсценировка с помощью выразительных средств (мимики,
жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших
сочинений) делиться личныминаблюдениями и впечатлениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(ТАТАРСКОМ) ЯЗЫКЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (татарском)
языке» на уровне начального общего образования у выпускников будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
—
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
—
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
—
сопричастность к прошлому, настоящему и будущемусвоей страны и родного
—
уважение к своему и другим народам;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
края;
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
—
признание индивидуальности каждого человека;
—
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
—
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
—
уважительное
отношение
и
интерес
к
художественной
культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
—
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья иэмоционального
благополучия:
—
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
—
бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
—
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
—
бережное отношение к природе;
—
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
—
первоначальные представления о научной картине мира;
—
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (татарском)
языке»
в
1–4
классах
обучающийся
овладеет
универсальными
учебными
познавательными действиями:
базовые логические действия:
сравнивать
различные
тексты,
устанавливать
основания
для
сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта/объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации текстов,
классифицировать предложенные тексты;
находить закономерности и противоречия в текстовом материале на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать
выводы;
базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать
несколько
вариантов
решения
задачи,
выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного учителем способа ее проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать
с
помощью
взрослых
(учителей,
родителей/законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
анализировать
и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (татарском)
языке»
в
1–4
классах
обучающийся
овладеет
универсальными
учебными
коммуникативными действиями:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции всоответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять
уважительное
отношение
к
собеседнику,
соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить
речевое высказывание в соответствии
с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) ктексту
выступления;
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (татарском)
языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными
действиями:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить полученный результат с поставленной учебной задачейпо анализу
текста;
находить и исправлять ошибки, допущенные при работе с текстами.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (татарском) языке»
в 1–4 классах обеспечивает:
понимание места и роли татарской литературы в
едином культурном
пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур
разных народов, о роли фольклора и художественной литературы татарского народа в
создании особого культурного, морально-этического и эстетического пространства;
освоение смыслового чтения, понимание смысла и значения элементарных
понятий теории литературы (чтение вслух, чтение про себя, жанры художественных и
фольклорных
произведений,
анализ
прочитанных
литературных
произведений,
изобразительные и выразительные средства татарского языка);
приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в
текстах, сформированность читательского интереса и эстетического вкуса обучающихся
(использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое), работа с текстом (вопросы к тексту, план текста), чтение по ролям,
выполнение творческих работ).
Предметные результаты по классам
1 класс
Обучающийся научится:
–
читать
вслух
(владеть
техникой
слогового
плавного,
осознанного
и
правильного чтения вслух с учетом индивидуальных возможностей, с переходом на
чтение словами без пропусков и перестановок букв и слогов), осознанно выбирать
интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
–
понимать прослушанный текст;
–
отвечать на вопросы в устной форме;
–
находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
–
составлять предложение из набора форм слов;
–
устно
составлять
текст
из
3–5
предложений
по
сюжетным
картинкам и наблюдениям;
–
определять
(с
помощью
учителя)
тему
и
главную
мысль
прочитанного или прослушанного текста;
–
характеризовать литературного героя;
–
–
читать наизусть 1–2 стихотворения разных авторов;
–
выполнять письменные упражнения в рабочей тетради;
–
различать
выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету учителя;
и называть
отдельные
жанры
фольклора
(считалки,
заклички) и художественной литературы (рассказы, стихотворения);
–
отличать прозаическое произведение от стихотворного, выделятьособенности
стихотворного произведения (рифма);
–
находить
средства
художественной
выразительности
в
тексте
(уменьшительно-ласкательная форма слов);
–
выразительно читать;
–
составлять устное высказывание (2–3 предложения) на заданную тему по
образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);
–
анализировать иллюстрации и соотносить их сюжет с соответствующим
фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженной в
тексте.
2 класс
Обучающийся научится:
–
читать вслух (владеть техникой осознанного и правильного чтения вслух
целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, с соблюдением при чтении
орфоэпических интонационных норм), уметь переходить от чтения вслух к чтению про
себя;
–
понимать смысл прочитанных произведений или воспринятых на
–
задавать
слух;
вопросы
к
фактическому
содержанию
произведения;
участвовать в беседе по прочитанному тексту;
–
самостоятельно
определять
тему
и
выделять
главную
мысль
произведения;
–
определять
хронологическую
последовательность
событий
в
произведении;
–
сопоставлять название произведения с его темой (о природе, осверстниках, о
добре, зле и т. д.);
–
строить
короткое
монологическое
высказывание
(краткий
и
развернутый ответ на вопрос учителя);
–
уметь характеризовать литературного героя, давать оценку егопоступкам;
–
читать наизусть 2–3 стихотворения разных авторов;
–
ориентироваться
в
книге,
учебнике,
опираясь
на
ее
аппарат
(обложку, оглавление, иллюстрации);
–
загадки);
различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы ипоговорки,
–
находить
в
тексте
средства
художественной
выразительности
(синонимы, антонимы);
–
читать художественное произведение по ролям;
–
пересказывать текст с изменением лица рассказчика;
–
писать
короткие
сочинения
по
личным
наблюдениям
и
впечатлениям.
3 класс
Обучающийся научится:
–
читать вслух (владеть техникой осознанного чтения про себя и вслух целыми
словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и
слогов, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм);
–
в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения
(изучающее, выборочное, ознакомительное);
–
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного
характера, участвовать в беседе по прочитанному тексту;
–
–
определять позицию автора (вместе с учителем);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением
норм татарского литературного языка;
–
составлять план текста (вопросный, номинативный); пересказывать текст
(подробно, выборочно, сжато);
–
читать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
–
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, а также с
использованием словарей и других источников информации;
–
приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора
разных жанров;
–
находить
и
различать
средства
художественной
выразительности
(олицетворение) в произведениях устного народного творчества и
в авторской
литературе;
–
придумывать
продолжение
прочитанного
произведения,
сочинять
произведения по аналогии с прочитанным;
–
принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных
диалоговых фрагментов литературных текстов.
4 класс
Обучающийся научится:
–
читать про себя (используя технику автоматизированного чтения) и вслух
группами слов с соблюдением орфоэпических и интонационных норм;
–
знать содержание изученных литературных произведений, указывать их
авторов и названия;
–
делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его
для пересказа;
–
самостоятельно
характеризовать
героев
произведений,
устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; высказывать оценочные
суждения о героях прочитанных произведений; сравнивать характеры героев как внутри
одного, так и в нескольких разных произведениях, выявлять авторское отношение к
герою;
–
читать наизусть 4–5 стихотворений разных авторов;
–
перечислять названия одного-двух детских журналов и пересказывать их
основное содержание (на уровне рубрик);
–
страница
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист,
«Содержание»
или
«Оглавление»,
аннотация,
иллюстрации);
делать
самостоятельный выбор книг в библиотеке;
–
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
различные словари и справочники, в контролируемом пространствесети Интернет);
–
самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности
(сравнения), понимать их роль в произведении;
–
использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств,
мыслей, оценки прочитанного;
–
создавать собственный текст на основе художественного произведения, по
иллюстрациям, на основе личного опыта;
–
выполнять проектные задания с использованием различных источников и
способов переработки информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2
класс – 34 ч.
1
Тема, раздел курса
Развитие речи
(4 ч.)
Слово и
предложение
Программное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Обучение грамоте (16 ч.)
Составление небольших рассказов
Работа с серией сюжетных картинок, выстроенных в
повествовательного характера по серии
правильной последовательности: анализ изображенных событий,
сюжетных картинок, материалам собственных обсуждение сюжета, составление устного рассказа с опорой на
наблюдений, игр и занятий.
картинки.
Понимание текста при его прослушивании
Работа с серией сюжетных картинок с нарушенной
ипри самостоятельном чтении вслух
последовательностью, анализ изображенных событий,
установление правильной последовательности событий,
объяснение ошибки художника, внесение изменений в
последовательность картинок, составление устного рассказа по
восстановленной серии картинок.
Совместная работа по составлению небольших
рассказовповествовательного характера.
Совместная работа по составлению небольших
рассказовописательного характера.
Самостоятельная работа: составление короткого рассказа по
опорным словам.
Слушание текста, понимание текста при его прослушивании
Различение слова и предложения. Работа с
Совместная работа: придумывание предложения с заданным
предложением: выделение слов, изменение
словом.
его
При реализации Программы должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно- методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и пособия, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), содержание которых
соответствует закону об образовании (Приложение 1).
2
21
Список произведений, рекомендованных для чтения наизусть, дан в приложении к Программе (Приложение 2).
22
(2 ч.)
Чтение
(10 ч.)
Өйрәтәләр
мәктәпләрдә...
(Учат в
школе...)(5 ч.)
порядка.
Восприятие слова как объекта
изучения.Наблюдение над значением
слова
Слоговое чтение (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами
со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу. Чтение с
интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания. Осознанное чтение
слов,словосочетаний, предложений.
Выразительноечтение на материале
небольших прозаическихтекстов и
стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к
чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и
присписывании.
Повторение пройденного материала
Моделирование предложения: определение количества слов в
предложении и обозначение каждого слова полоской.
Самостоятельная работа: определение количества
слов впредложении, обозначение слов полосками
Упражнение: отработка умения читать слоги с изменением
буквыгласного.
Упражнение: соотнесение прочитанного слога с картинкой, в
названии которой есть этот слог.
Упражнение: соотнесение прочитанных слов с картинками, на
которых изображены соответствующие предметы.
Работа в парах: соединение начала и конца предложения
изнескольких предложенных вариантов.
Упражнение: отработка умения завершать прочитанные
незаконченные предложения с опорой на общий смысл
предложения.
Подбор пропущенных в предложении слов, ориентируясь на
смыслпредложения.
Совместная работа: чтение предложений и небольших текстов
с интонациями и паузами в соответствии со знаками
препинания после предварительного обсуждения того, на что
нужно обратитьвнимание при чтении.
Совместная работа: ответы на вопросы по прочитанному
тексту, отработка умения находить содержащуюся в тексте
информацию.Практическая работа: овладение орфоэпическим и
орфографическим чтением.
Работа в парах: тренировка в выразительном чтении
Систематический курс (18
ч.)
Произведения о школьной жизни,
Беседа: знакомство с учебником, с условными
уроках, одноклассниках, праздниках в
обозначениями.Чтение с установкой на смысловое восприятие
школе.
текста.
Понимание общего содержания произведения.
Дж. Дарзаман. «Тискәре хәрефләр»
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
23
прочитанного
(«Непослушные буквы»).
М. Магдеев. «Мәктәптә беренче көн»
24
(«Первый день в школе»).
М. Джалиль. «Беренче дәрес» («Первый
урок»).
Ш. Маннур. «Яхшы бел» («Знай
хорошо»). Б. Рахмет. «Рәсем ясыйбыз»
(«Мы рисуем»).К. Булатова. «Унга кадәр»
(«До десяти»).
Детский журнал «Сабантуй» о
школе.Повторение пройденной
темы
текста.
Наблюдение: рассматривание иллюстраций.
Характеристика героя произведения: оценка его поступков.
Пересказ текста по опорным словам.
Работа в паре: составление диалога по
образцу.Выразительное чтение стихотворения
наизусть.
Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей
тетради.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
вдидактической игре
Минем
Произведения о семье, о ее роли в жизни
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
гаилә(Моя
человека, членах семьи, семейных
текста.
семья) (5 ч.)
традициях,о ситуациях общения в семье.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
Г. Тукай. «Безнең гаилә» («Наша семья»).
прочитанногостихотворения.
Ш. Галиев. «Дәү әнигә күчтәнәч»
Характеристика текста художественного произведения:
(«Гостинцыдля бабушки»).
определение темы и главной мысли прочитанного текста,
Р. Валиев. «Барысын да яратам»
определение последовательности событий.
(«Всехлюблю»).
Характеристика героя произведения.
Внеклассное чтение3: А. Ахметгалиева.
Работа в паре: составление диалога по образцу.
«Безнең өйдә» («В нашем
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
доме»).Повторение пройденной
Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей
темы
тетради.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
в
дидактической игре
Татар халык иҗаты. Малые жанры татарского устного народного
Слушание: восприятие на слух звучащей речи, понимание
Санамышлар,
творчества. Их место в нашей жизни.
звуковойи смысловой стороны слова.
эндәшләр (Татарское Ситуации использования. Считалки, заклички Учебный диалог: ответы на вопросы в устной форме.
Словарная работа: объяснение значений слов, обращение к
устное народное
25
3
Для внеклассного чтения учителем могут быть отобраны литературные произведения с учетом этнокультурных особенностей региона.
26
творчество.
Считалки, заклички)
(2 ч.)
Ямьле табигать
Произведения о природе, о ее красоте,
(Красивая
оважности ее сохранения.
И. Туктар. «Җем-җем!.. Чвик!»
природа)(6 ч.)
Ф. Садриев. «Яңгыр, яу, яу, яу!»
(«Дождик,лей, лей, лей!»).
Ш. Галиев. «Тәмле җәй» («Вкусное лето»).
Внеклассное чтение:
Р. Валиева. «Кыңгырау чәчәк»
(«Колокольчик»).
Повторение пройденного материала
класс – 34 ч.
2
Тема, раздел курса
толковому словарю.
Различение малых жанров фольклора.
Творческая работа: сочинение считалок, закличек по образцу
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанногопроизведения.
Рассказывание: составление устного высказывания на заданную
тему по образцу.
Работа с текстом: определение средств изображения и
выражениячувств героя.
Упражнение: выполнение письменных упражнений в рабочей
тетради.
Создание проекта: создание книги-малышки о буквах.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
вдидактической игре
Программное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
27
Алтын көз җитте
(Наступила
золотаяосень)
(5 ч.)
Произведения о красоте осенней природы,
осеннего леса, о празднике 1 сентября.
Б. Рахмет. «Сара мәктәпкә бара» («Сара
идет вшколу»).
Р. Валиева. «Көз» («Осень»).
Г. Хасанов. «Көзге бакча» («Осенний сад»).
Ф. Яруллин. «Көзге табын» («Осенние
яства»).И. Туктар. «Урман букеты» («Лесной
букет»). Внеклассное чтение:
М. Хасанов. «Сара мәктәпкә бара» («Сара
идет
28
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста.
Работа с текстом художественного произведения.
Беседа по прочитанному тексту: ответы на вопросы,
пониманиесмысла прочитанного произведения.
Составление вопросов по тексту.
Пересказ текста по опорным
словам.
Построение короткого монологического высказывания.
Работа с текстом художественного произведения: поиск в тексте
средств художественной выразительности.
в школу»).
Повторение пройденной темы
Татар халык авыз
иҗаты. Мәкальәйтемнәр.
Табышмаклар
(Татарское устное
народное
творчество.
Пословицы и
поговорки. Загадки)
(2 ч.)
И ямьле дә соң бу
дөнья! (Как
прекрасен этот мир!)
(4 ч.)
Малые жанры устного народного творчества.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Тематика и проблематика. Значение
пословиц.Ситуации использования в речи
пословиц и поговорок. Смекалка и
находчивость в решении загадок
Творческая работа: иллюстрирование по прочитанному
тексту. Рассказывание: рассказ по личным наблюдениям и
впечатлениям.Внеклассное чтение: выбор книги на основе
рекомендованного списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Слушание: восприятие на слух звучащей речи, понимание
звуковойи смысловой стороны слова.
Словарная работа: объяснение значений слов с помощью
толковогословаря.
Работа с текстом художественного произведения: нахождение в
тексте средств художественной выразительности,
определениеобразной системы текста.
Различение малых жанров фольклора.
Творческая работа: создание по образцу загадки
Произведения, отражающие красоту внешнего Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое
и внутреннего мира, красоту природы, труда, восприятие текста, переход от чтения вслух к чтению про себя.
дружеских отношений.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанного
Л. Лерон. «И ямьле дә соң бу дөнья!» («Как
произведения.
прекрасен этот мир!»).
Работа с текстом художественного произведения: определение
Р. Гаташ. «Зәңгәр ил – балачак иле»
главной мысли произведения, соотнесение пословицы с главной
(«Голубая
страна – страна детства»).
мыслью произведения, сравнение произведений разных поэтов на
Г. Тукай. «Эш беткәч уйнарга ярый»
одну тему.
(«Закончил дело – гуляй смело»).
Понимание смысла прочитанных произведений.
Внеклассное чтение: Э. Шарифуллина
Составление вопросов по тексту.
«Алтын
балык» («Золотая рыбка»).
Творческая работа: иллюстрирование прочитанного текста.
Повторение пройденной темы
Создание проектной работы.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
29
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
в
30
Ап-ак кыш
килде(Зимушказима) (4 ч.)
Произведения, раскрывающие образы зимней
природы, красоту зимнего леса, тему
природыи человека. Праздник Новый год.
А. Алиш. «Январь».
Б. Рахмет. «Кыш һәм кеше» («Зима
ичеловек»).
С. Урайский. «Чыршы янында» («Вокруг
елки»).
А. Еники. «Кышкы урман» («Зимний лес»).
Внеклассное чтение:
Н. Каримова. «Кое чыпчыгы» («Воробей из
колодца»).
Повторение пройденной темы
Туган илем, туган
телем... (Родина
моя,мой родной
язык...) (6 ч.)
Произведения, раскрывающие образ
Родины,ее значение в жизни человека,
рассказывающие о важности сохранения
родного языка.
Г. Тукай. «Туган тел» («Родной
язык»).
Г.
Баширов.
«Безнең
Татарстан» («Наш Татарстан»).
Э. Мукминова. «Туган телем» («Мой родной
язык»).
Р. Файзуллин. «Синеке – илнеке» («Твое –
родное»).
Внеклассное чтение:
Г. Мурат. «Татар космонавты» («Татарский
космонавт»).
А. Синагул. «Татарстан
җирләре»(«Татарстанские
земли»).
Повторение пройденной темы
31
дидактической игре
Чтение: чтение вслух с установкой на смысловое восприятие
произведения, переход от чтения вслух к чтению про себя.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанноготекста.
Работа с текстом художественного произведения:
определениетемы прочитанного произведения, нахождение в
тексте средствхудожественной выразительности.
Творческая работа: иллюстрирование по тексту.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе
рекомендованного списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
в
дидактической игре
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на
смысловоевосприятие текста, выразительное чтение
текста.
Работа с текстом художественного произведения: определение
темы и главной мысли прочитанного произведения,
определение средств выражения чувств героя, соотнесение
пословицы с главноймыслью произведения.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанного.Словесное иллюстрирование с опорой на текст
произведения.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе
рекомендованного списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Яз керде өебезгә
Произведения, раскрывающие образ весны в
32
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
(Весна к
нам
пришла)
(4 ч.)
литературе. Описание весенних месяцев,
оживание природы, жизнь птиц и
зверей. А. Бикчантаева. «Март аенда»
(«В мартемесяце»).
Н. Мадьяров. «Кар астыннан чыкты
яз»(«Весна выглянула из-под снега»).
Ф. Яруллин. «Композитор чыпчыклар»
(«Воробьи композиторы»).
Р. Миннуллин. «Яз керде өебезгә»
(«Веснапришла к нам в дом»).
Повторение пройденной темы
Көлке көлә килә
(Посмеемся
вместе)(5 ч.)
Произведения о веселых и смешных
ситуацияхв жизни школы, одноклассников и
друзей.
Р. Миннуллин. «Малайлар
сөйләшә»(«Мальчишки
разговаривают»).
Ш. Галиев. «Онытылган...» («Забыл...»).
З. Гумерова. «Кайда булсын – кесәмдә» («Как
где? В кармане»).
Р. Валиев. «Бу класска ни булган?»
(«Чтослучилось с этим классом?»).
Внеклассное чтение: М. Магдеев. «Чисталык
өчен көрәш» («Борьба за чистоту»).
А. Ахметгалиева. «Әби, Илнур һәм
шигырь...»(«Бабушка, Илнур и
стихотворение...»).
Повторение пройденной темы
33
текста, выразительное чтение текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанногопроизведения.
Работа с текстом художественного произведения: определение
темы прочитанного произведения, сравнение произведений
разныхпоэтов на одну тему, нахождение в тексте и понимание
значения и роли средств художественной выразительности.
Построение короткого монологического высказывания.
Рассказывание: составление рассказа на основе собственных
наблюдений.
Создание проектной работы.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Учебный диалог: прогнозирование содержания произведения по
заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, ответы на вопросы
посодержанию прочитанного текста.
Работа с текстом художественного произведения: соотнесение
заглавия с содержанием, определение отношения (позиции)
автора, характеристика героя произведения, оценка его поступков.
Пересказ текста: пересказ с изменением лица рассказчика,
подробный пересказ текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Внеклассное
чтение:
выбор
книги
на
основе
рекомендованного списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы
Исәнме, җәй!
(Здравствуй, лето!)
(4 ч.)
Произведения, отражающие красоту летней
природы. Стихотворения о веселом и
интересном проведении времени в летние
каникулы.
Р. Валиева. «Исәнме, җәй!» («Здравствуй,
лето!»).
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие
текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанного.Работа с текстом художественного произведения:
характеристика лирического героя произведения, нахождение в
тексте средств
художественной выразительности.
34
Ш. Камал. «Җәйге иртә» («Летнее утро»).
Л. Лерон. «Безне җәй көтә» («Ждет нас
лето»).
Внеклассное чтение:
В. Нуриев. «Җәйге кар» («Летний снег»).
Повторение пройденного материала
класс – 34 ч.
3
Тема, раздел курса
Китап – белем
чишмәсе (Книга
–кладезь знаний)
(5 ч.)
Рассказ по рисункам и иллюстрациям.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Творческая работа: краткое сочинение по личным наблюдениям и
впечатлениям.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения, участие в дидактической игре.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Программное содержание
Произведения, отражающие ценность книги,
роль чтения в жизни человека и значимость
книги в становлении личности.
Дж. Тарджеманов. «Якын дус» («Близкий
друг»).
М. Гафури. «Китап һәм балалар» («Книга
идети»).
В. Нуриев. «Китап» («Книга»).
З. Туфайлова. «Безнең китапханәдә»
(«Внашей библиотеке»).
Х. Халиков. «Китап докторы»
(«Книжный доктор»).
Внеклассное чтение:
Х. Шабанов. «Кадерлә син китапны» («Береги
книгу»).
Повторение пройденной темы
35
Основные виды деятельности
обучающихся
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на
смысловоевосприятие текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанногопроизведения.
Работа с текстом художественного произведения:
самостоятельноеопределение темы и главной мысли
прочитанного произведения, составление вопросов к
прочитанному произведению, в том числе проблемного
характера, характеристика героя произведения, определение
средств изображения и выражения чувств героя, нахождение в
тексте и понимание значения и роли средств художественной
выразительности.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе
рекомендованного списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Халык авыз иҗаты.
Произведения народного творчества: сказки.
36
Слушание: понимание звуковой и смысловой стороны слова.
Әкиятләр (Устное
народное
творчество.
Сказки)(5 ч.)
Виды сказок, сказочные персонажи. Победа
добра над злом.
Татарские народные сказки.
«Гөлчәчәк» («Гульчачак»).
«Шүрәле» («Шурале»).
Внеклассное чтение:
Татарская народная сказка «Бүре, кәҗә
һәмкәбестә» («Волк, коза и капуста»).
Повторение пройденной темы
Әкиятләр илендә
(В
стране
сказок)(5 ч.)
Авторские сказки, их отличие от народных
сказок.
Г. Тукай. «Су анасы» («Водяная»).
А. Алиш. «Сертотмас үрдәк» («Болтливая
утка»).
Внеклассное чтение:
И. Давлетшин. «Алпамыш шәһәргә килде»
(«Алпамыш приехал в город»).
Повторение пройденной темы
Безнең нәни
дусларыбыз
(Нашималенькие
друзья) (8 ч.)
Произведения, раскрывающие отношения
человека и природы. Образы зверей и
птиц впроизведениях.
Сказка «Кем нәрсә ярата» («Кому что
нравится»).
37
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
произведения,подтверждение своего ответа примерами из текста.
Работа с текстом фольклорного произведения: выделение
главногов содержании текста, определение образной системы
текста, нахождение в тексте портретных характеристик
персонажей, установка взаимосвязи между характером героя и
его поступками.Подробный пересказ текста.
Творческая работа: чтение по ролям, инсценирование.
Выполнение проектной работы.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
вдидактической игре
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на
смысловоевосприятие текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанноготекста, подтверждение своего ответа примерами
из текста, составление вопросов по тексту.
Работа с текстом художественного произведения: самостоятельное
определение темы и главной мысли произведения, определение
последовательности событий, составление плана текста, сравнение
героев сказок.
Выборочный пересказ текста.
Творческая работа: придумывание возможного варианта
развитиясюжета сказки, создание по аналогии сказки.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
вдидактической игре
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Учебный диалог: прогнозирование текста по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам, ответы на вопросы в устной
и
письменной форме, подтверждение своего ответа примерами из
38
Изге сүз
(Волшебное слово)
(5 ч.)
Л. Лерон. «Хыялый Акбай» («Акбаймечтатель»).
Й. Миннуллина. «Этем югалды бүген»
(«Потерялся сегодня мой щенок»).
Р. Миннуллин. «Акбайга» («Акбаю»).
Н. Каштанов. «Йөнтәс песи» («Пушистый
котенок»)
Г. Баширов. «Песинең ял көне» («Выходной
для кошки»).
М. Джалиль. «Карак песи» («Вороватый
котенок»).
Л. Амирханова. «Минем нәни
дусларым» («Мои маленькие друзья»).
Внеклассное чтение:
Н. Гиматдинова. «Сертотмас кәҗә»
(«Болтливая коза»).
Повторение пройденной темы
Произведения, раскрывающие смысл
нравственных понятий.
М. Галлямова. «Дуслар» («Друзья»).
Д. Гайнетдинова. «Изге сүз» («Святое
слово»).И. Туктар. «Рәхмәт һәркемгә рәхәт»
(«Доброе слово каждому приятно»).
Р. Файзуллин. «Ничек яхшы булырга?» («Как
стать хорошим?»).
Внеклассное чтение:
А. Алиш. «Утлы йомырка»
(«Огненноеяичко»).
Повторение пройденной темы
39
текста.
Работа с текстом художественного произведения: определение
основной мысли произведения, характеристика героя
произведения.
Построение устного диалогического и монологического
высказывания.
Рассказывание: составление рассказа повествовательного
характерас элементами рассуждения.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с
целью обобщения
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое
восприятие текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанногостихотворения, составление вопросов по тексту,
в том числе и проблемного характера.
Работа с текстом художественного произведения: определение
главной мысли произведения, характеристика героя произведения,
оценивание его поступков, определение позиции автора.
Пересказ текста по плану.
Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанного
текста.
Творческая работа: инсценирование.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе
рекомендованного
списка.
Сәламәт яшибез,
спорт белән
шөгыльләнәбез
(Спортом
занимаемся –
здорово живем)
(6 ч.)
Произведения о здоровом образе жизни,
физкультуре и спорте.
Х. Халиков. «Хәрәкәттә – бәрәкәт» («В
движении – сила»).
Дж. Дарзаман. «Бар да җитез» («Все мы
ловкие»).
Г. Мурат. «Физкультура».
Ш. Галиев. «Витаминлы хәрефләр»
(«Витаминные буквы»).
С. Ахметзянова. «Үрнәк алыйк» («Берем
пример»).
Й. Шарапова. «Татарстан – спорт иле»
(«Татарстан – страна спорта»).
Внеклассное чтение:
Ф. Яруллин. «Озын куллы кыз» («Девочка с
длинными руками»).
Повторение пройденного материала
класс – 34 ч.
4
Тема, раздел курса
Матурлык минем
белән (Красота
рядом)
(7 ч.)
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения
Чтение вслух: выразительное чтение.
Работа с текстом художественного произведения: характеристика
героя произведения, определение средств изображения и
выражения чувств героя.
Построение устного диалогического и монологического
высказывания с соблюдением норм литературного языка.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка, самостоятельное нахождение произведения по теме и
сопоставление их с произведениями, прочитанными в классе,
рассказ о книге.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Программное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Произведения, раскрывающие красоту
внешнего и внутреннего мира человека.
Р. Валиев. «Яшә, көмеш кыңгырау» («Звени,
серебряный колокольчик»).
М. Аглямов. «Матурлык минем
белән»(«Красота всегда со мной»).
В. Хайруллина. «Хозурлык һәм
горурлык»(«Красота и гордость»).
Ф. Зиятдинова. «Бик ярата мине эш» («Очень
40
Чтение про себя.
Работа с текстом художественного произведения:
самостоятельноеопределение темы и главной мысли
произведения, понимание вопросов, поставленных в
произведении, обоснование своего мнения о литературном
герое, подтверждение его фрагментами илиотдельными
строчками из произведения, деление текста на смысловые
части, составление плана текста и использование его для
пересказа.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
41
Татар
халык
авыз
иҗаты.
Мәзәкләр
(Татарское
устноенародное
творчество.
Мэзэки)(2 ч.)
Дуслык
(Дружба)(6 ч.)
любит меня работа»).
Р. Миннуллин. «Атказанган
сандугач»(«Заслуженный соловей»).
Н. Исанбет. «Иң матур сүз» («Самое
красивоеслово»).
Ш. Галиев. «Җирдә миңа ни кирәк?» («Что
мненужно на Земле?»).
Г. Мухамметшин. «Хыял» («Мечта»).
Внеклассное чтение:
Ф. Садриев. «Алдау» («Обман»).
Повторение пройденной темы
Татарское устное народное творчество.
Мэзэки как жанр устного народного
творчества.
Народная психология, идеалы и
представленияв фольклорных произведениях
Произведения о дружбе, о взаимовыручке, о
согласии и единстве.
Б. Рахмет. «Минем дусларым» («Мои
друзья»).Д. Аппакова. «Шыгырдавыклы
башмаклар» («Скрипучие башмаки»).
Р. Мингалим. «Дусларың гына
булсын»(«Пусть будут друзья»).
М. Галлямова. «Чын дус» («Настоящий
друг»).Х. Халиков. «Яңа дус таптым» («Я
нашел нового друга»).
Внеклассное чтение:
Д. Аппакова. «Йолдызкай» («Звездочка»).
42
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы,
выполнение тестовых заданий
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
фольклорноготекста, различение жанров фольклора.
Работа с текстом фольклорного произведения: определение
основной мысли произведений, высказывание оценочных
сужденийо героях.
Самостоятельная работа с разными
источниками
информации. Интерпретация литературного произведения:
чтение по ролям, Творческая работа: создание по образцу
мэзэков.
Выполнение проектных заданий по заданной теме
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, составление вопросов по тексту, в том
числе и проблемного характера.
Работа с текстом художественного произведения, определение
главной мысли произведения, характеристика героя произведения,
оценивание его поступков, определение последовательности
событий.
Пересказ: пересказ текста по плану, выборочный пересказ текста.
Самостоятельное составление плана собственного высказывания.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
Табигать китабы
(Книга
природы) (9 ч.)
Күңелле бәйрәмнәр
(Веселые
праздники)(6 ч.)
Повторение пройденной темы
Произведения о красоте природы
родного края, об ответственности за мир
природы. З. Туфайлова. «Без утырткан
урман» («Лес,посаженный нами»).
Дж. Тарджеманов. «Тукран малае Шуктуган»
(«Шуктуган»).
З. Ахмеров. «Агачлар да авырый» («Деревья
тоже болеют»).
А. Баян. «Яхшылык кире кайта»
(«Добровозвращается обратно»).
Ш. Галиев. «Курыкма, тимим» («Не бойся,
нетрону»).
Р. Курбан. «Календарь».
Внеклассное чтение:
А. Алиш. «Нечкәбил» («Нечкэбил»).
Р. Миннуллин. «Җәяү йөрүче машина
турындакечкенәкият» («Маленькая сказка о
машине и маленьком цветочке»).
Повторение пройденной темы
Произведения о календарных,
народных праздниках. Народные обычаи
и традиции.Р. Курбан. «Бәйрәм бүген»
(«Сегодня праздник»).
С. Сулейманова. «Әниләр бәйрәме»
(«Праздник мам»).
Р. Хафизова. «Нәүрүз килә» («Навруз идет»).
Р. Зайдулла. «Сабантуй аланында» («На
полянеСабантуя»).
Р. Миннуллин. «Әйлән-бәйлән» («Хоровод»).
Внеклассное чтение:
Р. Мухаммадиев. «Яңа елга күчтәнәч»
43
обобщения
Чтение вслух: выразительное чтение текста.
Учебный диалог: прогнозирование текста по
заголовку,иллюстрациям, ключевым словам.
Работа с текстом художественного произведения:
характеристикагероя произведения, оценивание его поступков,
определение средств изображения и выражения чувств героя.
Пересказ текста по плану.
Творческая работа: включение в рассказ повествовательного
характера элементов описания или рассуждения,
придумываниевозможного варианта развития сюжета
рассказа.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе
рекомендованного списка, рассказ о книге.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
Чтение вслух: выразительное чтение.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанноготекста.
Работа с текстом художественного произведения:
самостоятельноеопределение главной мысли в произведении,
характеристика герояпроизведения, определение средств
изображения и выражения чувств героя, нахождение в тексте
средств художественной выразительности.
Пересказ текста по плану.
Построение устного диалогического и монологического
высказывания.
Декламирование: выразительное чтение стихотворения наизусть.
(«Подарок на Новый год»).
Повторение пройденной темы
Җиңү бәйрәме
(ДеньПобеды)
(4 ч.)
Изображение в произведениях праздника
ДняПобеды. Дань погибшим, уважение к
ветеранам, рассказы фронтовиков.
Р. Миннуллин. «Май килә» («Приближается
май»).
Р. Курбан. «Җиңү бәйрәме» («Праздник
Победы»).
М. Маликова. «Һәйкәл янында» («У
обелиска»).
В. Хайруллина. «Билгесез
солдат»(«Неизвестный солдат»).
Внеклассное чтение:
Ф. Хусни. «Малай һәм солдат» («Солдат
имальчик»).
Повторение пройденного материала
44
Создание проектной работы.
Внеклассное чтение: выбор книги на основе рекомендованного
списка.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие
в
дидактической игре
Чтение вслух: выразительное чтение.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию
прочитанногостихотворения.
Работа с текстом художественного произведения:
самостоятельноеопределение главной мысли произведения,
определение средств изображения и выражения чувств героя,
нахождение в тексте и понимание значения и роли средств
художественной выразительности.
Работа с периодической печатью: перечисление названий одногодвух детских журналов, пересказ их содержания на основе
рубрик.Внеклассное чтение: выбор книги на основе
рекомендованного списка.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью
обобщения.
Проверочная работа: выполнение тестовых заданий
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебно-методическое
и
информационно-ресурсное
обеспечение
Методические пособия
1. Методика обучения литературному чтению: учебник для студ. учреждений
высш. проф. образования. Под ред. М. П. Воюшиной. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский
центр «Академия», 2013.– 288 с.
2. Пранцова Г. В. Методика
обучения
литературе:
практикум
/ Г. В.
Пранцова, Е. С. Романичева. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 272 с.
3. Заһидуллина Д.Ф. Мәктәптә татар әдәбиятын укыту методикасы. – Второе
издание, переработанное и дополненное. – Казань: Магариф, 2004. – 367 с.
Словари
4. Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге. – Казань:Магариф, 2007.
– 231 с.
5. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нәшр.,1977. – Т.
1. – 476 б.
6. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит.нәшр.,
1979. – 726 б.
7. Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит.нәшр.,
1981. – 832 б.
8. Ханбикова
Ш. С.
Татар
теленең
синонимнар
сүзлеге
/
Ш. С. Ханбикова, Ф. С. Сафиуллина. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. – 263 б.
Справочная литература
9. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 1 том / төз.Р. Н.
Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казань: Татар. кн.изд-во, 2009. – 750 с.
10. Әдипләребез: библиографик белешмәлек: 2 томда: 2 том / төз.Р. Н.
Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казань: Татар. кн.изд-во, 2009. – 734 с.
11. Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәргә анализ ясау: Урта гомуми белем бирү мәктәбе
укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку
студентлары
өчен
кулланма
/
йортлары
Д. Ф. Заһидуллина, М. И. Ибраһимов, В. Р. Әминева.
– Казань: Магариф, 2005. – 111 с.
12. Заһидуллина Д. Ф. Әдәби әсәр: өйрәнәбез һәм анализ ясыйбыз: Урта гомуми
белем бирү мәктәбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары һәм югары уку
йортлары студентлары өчен кулланма / Д. Ф. Заһидуллина, М. И. Ибраһимов, В. Р.
Әминева. – Казань: Магариф, 2007. – 112 б.
13. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 1 том. – Казань: Татар.кн.издво, 2010. – 623 с.
14. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 2 том. – Казань: Татар.кн.издво, 2010. – 749 с.
15. Исәнбәт Н. С. Татар халык мәкальләре. 3 томда: 3 том. – Казань: Татар.кн.издво, 2010. – 799 с.
16. Татар
әдәбияты:
Теория.
Тарих
/
Д. Ф.
Заһидуллина, Ә. М.
Закирҗанов, Т. Ш. Гыйләҗев, Н. М. Йосыпова. – Тулыл. 2 нче басма. – Казань: Магариф,
2006. – 319 с.
17. Татар әдәбияты тарихы: сигез томда / сост. Р. Ф. Рәхмани. – Казань:
Татар.кн.изд-во, 2014.– Т. 1. – 2014; Т.2. – 2014; Т.3. – 2014; Т. 4. – 2016; Т. 5. – 2017; Т. 6. –
2018.
Периодические издания
18.
Детский журнал «Сабантуй» («Сабантуй») на татарском языке.
19.
Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).
20.
Научно-методический журнал «Мәгариф» («Магариф»).
Информационные ресурсы
21.
Библиотека
художественных
произведений
на
татарском
языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения: 13.05.2022).
22.
Видеоуроки
на
родном
(татарском)
языке // URL: https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/ (дата обращения: 13.05.2022).
23.
Интерактивная
мультимедийная
энциклопедия // URL: www.balarf.ru (дата обращения: 13.05.2022).
24.
Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru (датаобращения:
13.05.2022).
25.
Министерство
образования
и
науки
РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 13.05.2022).
26.
Озвученный
русско-татарский
онлайн-
словарь // URL: www.ganiev.org (дата обращения: 13.05.2022).
27.
Образовательный портал Министерства образования и
науки РТ // URL:
http://www.edu.kzn.ru (дата обращения: 13.05.2022).
28.
Портал татарского образования // URL: http://belem.ru (дата обращения:
13.05.2022).
29.
Сайт
издания
«100
лет
нашему
дому» // URL: www.100летнашемудому.рф (дата обращения: 13.05.2022).
30.
Сборник анимационных
фильмов,
созданных
объединением
«Татармультфильм» // URL: www.tatarcartoon.ru (дата обращения: 13.05.2022).
31.
Татарский
язык:
большой
электронный
свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 13.05.2022).
32.
Тексты
на
татарском
языке // URL: http://Tatarca.boom.ru
(дата
обращения: 13.05.2022).
33.
УМК
«Сәлам!» // URL: http://selam.tatar
(дата
обращения:
13.05.2022).
34.
Школьная
электронная
энциклопедия
«Татар
иле» // URL: www.chrestomathy.tatarile.tatar.ru / (дата обращения: 13.05.2022).
35.
Языки
народов
России
Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 13.05.2022).
36.
Электронные
формы
учебников // URL:
www.antat.ru/ru/iyli/publishing/book (дата обращения: 13.05.2022).
37.
Электронный
атлас
по
www.tatarhistory.ru (дата обращения: 13.05.2022).
истории
Татарстана // URL:
в
Приложение 2
Список произведений, рекомендованных для заучивания наизусть
1 класс
Маннур Ш. «Яхшы бел» («Хорошо знай»). Тукай Г. «Безнең гаилә»(«Наша семья»).
2 класс
Тукай Г. «Туган тел» («Родной язык»). Урайский С. «Чыршы янында» («Вокруг
елки»). Валиева Р. «Исәнме, җәй» («Здравствуй, лето»).
3 класс
Тарджеманов Дж. «Якын дус» («Близкий друг»). Джалиль М. «Карак песи»
(«Вороватый котенок»). Файзуллин Р. «Ничек яхшы булырга?» («Как стать хорошим?»).
Ахметзянова С. «Үрнәк алабыз» («Берем пример»).
4 класс
Галиев Ш. «Җирдә миңа ни кирәк?» («Что мне нужно на Земле?»). Мингалим Р.
«Дусларың гына булсын» («Пусть будут друзья»). «Курыкма, тимим» («Не бойся, не
трону»). Сулейманова С. «Әниләр бәйрәме» («Праздник мам»). Курбан Р. «Җиңү бәйрәме»
(«Праздник Победы»).