План внеурочной деятельности на 2022-2023 уч.год

План внеурочной деятельности
МБОУ «Школа № 117 с
углубленным изучением
иностранных языков»
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
на 2022-2023 г.г.

2022

План внеурочной деятельности (1-4 классы)
(5-дневная учебная неделя) на 2022-2023 г.г
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,
и

направленную

на

достижение

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы основного общего образования.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в
МБОУ «Школа №117» используется план внеурочной деятельности – нормативный
документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках
внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной
деятельности по классам (годам обучения).
Назначение

плана

внеурочной

деятельности —

психолого-педагогическое

сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План
внеурочной

деятельности

формируется

образовательной

организацией

с

учетом

предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и
содержания учебных курсов.
Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Школа №117» ориентируется,
прежде всего, на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на
реализацию приоритетного национального проекта «Образование», направленной на
модернизацию и развитие системы общего образования.
План внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов составлен на
основе:
•

Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской

Федерации» (с внесенными изменениями от 3 августа 2018 года, от 25.05.2020 № 273-ФЗ.);
•

Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. 3 1807-1 «О языках народов

Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 24 июля 1998 г., 11 декабря
2002 г., 2 июля 2013 г., 12 марта 2014 г.);
•

Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в

Республике Башкортостан»;
•

Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов

Республики Башкортостан»;
•

Федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. №286);
•

Приказа Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г №442 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования;
•

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г.

№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию

при

реализации

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
•

Решения заседания коллегии Министерства образования и науки Республики

Башкортостан от 16.06.2022;
•
деятельности

Информационно-методического
в

рамках

реализации

письма

обновленных

об

организации

федеральных

внеурочной

государственных

образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от
05.07.2022 № ТВ-1290/03;
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №

569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286»;
•

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4. 3648-20

"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановление Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (Зарегистрирован 18.12.2020
№ 61573);
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

21.03.2022 N 9 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-2019)"‚ утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16" (Зарегистрировано в
Минюсте России 24.03.2022 N 67884).

Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной
деятельности
План подготовлен с учетом требований Федерального государственного
образовательного

стандарта

основного

общего

образования,

санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648-20, обеспечивает
широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности,
регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью
дальнейшего

совершенствования

образовательного

процесса,

повышения

результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса,
сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических
требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются

в

деятельностных

практико-ориентированные

формулировках,

характеристики.

При

что

выборе

подчеркивает

направлений

и

их

отборе

содержания обучения образовательная организация учитывает:
—

особенности образовательной организации (условия функционирования, тип

школы, особенности контингента, кадровый состав);
—

результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,

проблемы и трудности их учебной деятельности;
—

возможность

обеспечить

условия

для

организации

разнообразных

внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
—

особенности

информационно-образовательной

среды

образовательной

организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
—

целесообразность использования данной формы для решения поставленных

задач конкретного направления;
—

преобладание

практико-ориентированных

форм,

обеспечивающих

непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
—

учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или

иное направление внеучебной деятельности;
—
ИКТ.

использование форм организации, предполагающих использование средств

Для организации внеурочной деятельности в нашем образовательном учреждении
используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, клубы, школьные научные
общества, игры, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, мастерские,
общественно-полезные практики,

учебные курсы и факультативы; художественные,

музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы,
секции, экскурсии, мини-исследования.
Модель

организации внеурочной

деятельности

МБОУ «Школа №117»

-

оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники
учреждения (классные руководители 1-4-х классов, учителя-предметники, психолог
школы). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на
внеурочную

деятельность,

создании

единого

образовательного

и

методического

пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных
подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного
обеспечения

(материально-технической

базы,

кадрового

обеспечения,

финансово-экономического обеспечения (возможности использования внебюджетных
средств, возможность осуществления платных дополнительных образовательных услуг) и
определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных
представителей) с целью: - получения информации о направлениях и еженедельной
временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного
образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного
учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом
внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми
результатами внеурочной деятельности обучающихся); - получения информации о выборе
родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм
внеурочной деятельности детей.
3.

Полученная

информация

является

основанием

для

выстраивания

индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп
(кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной
деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности

опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с
кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной
образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъективности
школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания
обучающихся, самоопределения, самостоятельности, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления
проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши
для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной
деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени
проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка,
студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в
образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в
достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только
личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного
учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования - безоценочный, при этом
обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,
решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе
совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление

личности ребенка.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и
подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной,
социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в
процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств,

обеспечивающих

успешность

участия

в

коллективном

труде:

умение

договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность;
становление умений командной работы;
6) поддержка

детских

объединений,

формирование

умений

ученического

самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)
и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики, социальное проектирование и т.д.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО организуется
по основным направлениям развития личности:
1.

Спортивно – оздоровительная деятельность;

2.

Проектно-исследовательская деятельность;

3.

Коммуникативная деятельность;

4.

Художественно-эстетическая творческая деятельность;

5.

Информационная культура;

6.

Интеллектуальные марафоны;

7.

«Учение с увлечением!».

Спортивно – оздоровительная деятельность (физическая культура) направлена на
физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности
с учётом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивная студия: учебный курс физической культуры.
По

итогам

работы

проводятся

конкурсы,

соревнования,

показательные

выступления, турниры, Дни здоровья.
Проектно-исследовательская

деятельность

организуется

как

углубленное

изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению
проектов.
Цель: формирование умения работать с разными источниками информации;
развитие познавательной активности.
Форма организации: творческие проекты.
Данное

направление

реализуется

через

программу

«Калейдоскоп

наук»,

организацию викторин, олимпиад, круглых столов, конференций.
Коммуникативная

деятельность

направлена

на

совершенствование

функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
Цель: совершенствование читательской

грамотности

младших школьников

совершенствование функциональной языковой и коммуникативной грамотности, культуры
диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в
команде.
Данное направление в МБОУ «Школа №117» реализуется программой внеурочной
деятельности: «Башкирский язык как государственный язык РБ», «Читаю, думаю, понимаю
(функциональная грамотность)», классный час «Разговор о важном». По итогам
внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки, ролевые игры, социальные
проекты.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности

к

импровизации,

драматизации,

выразительному чтению,

становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.

а

также

Цель: развитие у младших школьников творческих способностей, интереса к
изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным
произведениям средствами книжной иллюстрации; расширение музыкального кругозора,
знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской
музыки,

развитие

прослушивания

воображения,

музыки

разных

способности
форм

и

передавать

жанровых

свои

впечатления

особенностей,

от

формировать

эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы
рисунков; выставки работ участников.
Направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Музыка» и
«Изобразительное искусство». По итогам внеурочной деятельности проводятся конкурсы,
выставки, проекты, походы в музей, театр.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представление младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных работ на
компьютере.
Цель: знакомство с миром современных технических устройств и культурой их
использования.
Форма организации: система практических занятий с использованием компьютеров,
смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников и пр. технических устройств.
Данное направление представлено программами курса «Инфознайка», «Умники и
умницы».
Интеллектуальные марафоны – система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося,
его познавательные интересы и способности к самообразованию.
Цель: углубление знаний о языке, повышение мотивации к его изучению,
формирование логического мышления в процессе наблюдения за связями, существующими
в системе языка, за возможностью разными способами передавать то или иное значение;
развитие способности работать в условиях командных соревнований.
Форма организации: дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие
при изучении разных предметов.

Цель: совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке для
учащихся, испытывающих трудности в его изучении; развитие понимания важности
владения иностранным языком в современном мире, углубление интереса к его изучению.
Форма организации: учебный курс — факультатив, клуб любителей иностранного
языка.
Это направление реализуется программами «Занимательный английский язык»,
«Занимательная математика», «Занимательный китайский».
План внеурочной деятельности предусматривает распределение обучающихся по
возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ
внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной
деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
МБОУ «Школа № 117» является целостной открытой социально-педагогической системой,
создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого обучающего
средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год создаёт
условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности
обучающихся, способствует самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего
профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Режим организации внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
Расписание занятий включает в себя следующие нормативы:
• недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; недельное количество
часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности;
• количество групп по направлениям.
Продолжительность учебного года составляет: 1 классы – 33 недели, 2-4 классы - 34
недели. Продолжительность учебной недели: 1-4 классы - 5 дней. Количество часов на
каждый класс не должно превышать 10 часов. Распределение часов внеурочной
деятельности по данным направлениям может меняться в зависимости от возможностей
МБОУ «Школа №117», кадрового обеспечения, запроса родителей учащихся (законных
представителей) и т.д. Продолжительность одного занятия составляет не менее 20 минут (в
соответствии с нормами СанПин.). Между началом внеурочной деятельности и последним
уроком организуется перерыв не менее 20 минут для отдыха детей. Наполняемость групп

осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия
проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой.
Для реализации плана внеурочной деятельности в МБОУ «Школа

№117»

созданы необходимые кадровые, методические, материально-технические, финансовые
условия. Кадровое обеспечение: в реализации программы участвуют педагоги школы,
реализующие программу.
Совершенствование уровня кадрового обеспечения
Задачи
Мероприятия
Подготовка педагогических Индивидуальные собеседования с преподавателямикадров к работе с учащимися предметниками и руководителями кружков, готовыми к
по внеурочной деятельности
деятельности в данном направлении
Повышение методического Семинары с психологами, социальными и медицинскими
уровня
всех
участников работниками, специалистами внешкольных учреждений.
воспитательного процесса
Семинары-практикумы в методических объединениях с
целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение
комфортных
Изыскать возможности материального поощрения
условий для работы педагогов руководителей кружков, клубов, спортивных секций,
воспитателя группы продленного дня
Активизировать
Организация
и
проведение
общешкольных
вовлеченность
работников мероприятий. Годовое планирование воспитательной
культуры
в
систему работы с учетом возможностей педагогов
общешкольных мероприятий.
Программно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности МБОУ
«Школа №117» на 2022-2023 учебный год
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ общего образования;
-на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть
разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе
переработки

примерных

образовательных

программ.

Программное

обеспечение

внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и
особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения
потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.
Программы по внеурочной деятельности соответствуют нормативно-правовым
требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности
опирается на достижение результата определенного уровня. При разработке программы
выстраивается логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

Программы внеурочной деятельности согласовываются на школьных методических
объединениях, рассматриваются на педагогическом совете МБОУ «Школа №117» и
осуществляется их внутреннее рецензирование. Программа утверждается директором
школы. В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного
результата,

мотивирующий

рецензирование

и

проводят

развивающий
учителя

потенциал

образовательного

программы.

Внутреннее

учреждения

высшей

квалификационной категории, администрация школы.
Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности
обучающихся
Обеспечение

государственных

гарантий

прав

граждан

на

получение

общедоступного и бесплатного начального общего образования в общеобразовательных
учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере,
необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере
образования.
Внеурочная деятельность ОУ финансируется в соответствии с законодательством и
осуществляется

на

основе

федеральных

нормативов

и

нормативов

Республики

Башкортостан, определяемых в зависимости от типа и вида образовательного учреждения в
расчете на одного обучающегося, а также на иной основе. Финансирование осуществляется
в пределах бюджетных ассигнований за счет субвенции на реализацию основных
общеобразовательных программ, объем которых определяется исходя из установленных
нормативов на одного обучающегося.
Информационное обеспечение организации внеурочной деятельности обучающихся
на уровни начального общего образования
В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности МБОУ
«Школа №117» включено:
•

проведение

мониторинга

профессионально-общественного

мнения

среди

педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;
• информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия
образовательного

учреждения

с

родительской

общественностью,

социальными

партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими
управление в сфере образования (через официальный сайт образовательного учреждения);
в создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и
других);
• информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы

планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности. Значительную
роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет сайт
образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными
партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий
многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех
участников

образовательного

процесса,

поддерживающий

мотивационную

среду

образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии
дают сегодня возможность участвовать всем субъектам образовательного процесса не
только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя
тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной
деятельности.
Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время
Задачи
Создать систему информирования
учащихся, родителей и педагогов о
возможности
участия
в
мероприятиях города и школы
Создать систему информирования
родителей о возможности занятий во
внеурочное время

Мероприятия
Оформление
информационного
Родительские собрания

стенда

Размещение материалов на информационных
стендах. Экскурсии в учреждения внешкольного
воспитания и обучения. Оформление расписания
работы кружков, факультативов, спортивных
секций.
Создать систему информирования Размещение копий благодарностей и грамот на
учащихся и взрослых о достижениях информационных стендах Оформление стенда
учащихся.
«Наши достижения». Размещение на сайте школы
Продолжить работу над сайтом Работа над созданием сайта учащимися. Курсы
школы в Интернете.
компьютерной грамотности для педагогов. Работа
над созданием сайта педагогами. Размещение
мобильной информации на сайте школы
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит
от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой
программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование,
контроль и корректировку действий.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем
проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов,
родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации,
сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность
модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим
критериям:

- рост социальной активности обучающихся;
- рост мотивации к активной познавательной деятельности;
-уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных
и организационных способностей, рефлексивных навыков;
-качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к
окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления
удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как
на базе школы, так и вне МБОУ «Школа №117»;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных
отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и
проектах различного уровня.
Ожидаемые результаты
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание
уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей
толерантности,

навыков

здорового

образа

жизни;

формирование

чувства

гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к
профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через
систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели
программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях
всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание
детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная
деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую

деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания.,
дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и
организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному
направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по
природе, |отвечают их внутренним потребностям;
-

помогают

удовлетворить

образовательные

запросы,

почувствовать

себя

успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести
ответственность за свой выбор;
- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу,
занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле,
понимающим и принимающим экологическую культуру.
План внеурочной деятельности
на уровень начального общего образования
МБОУ «Школа №117»
2022-2023 учебный год
Направлени
е
Внеур.д.
Спортивнооздоровите
льная
Коммуника
тивная

Название
программы
Физическая
культура
Калейдоско
п наук
Читаю,
думаю,
понимаю
(функциона
льная
грамотност
ь)
Башкирски
й язык как
государстве
нный язык
РБ
«Разговоры
о важном»

1
а
1

1

1

1
б
1

1

1

1
в
1

1

1

1
г
1

1

1

1
д
1

1

1

2
а
1

1

1

2
б
1

1

1

2
в
1

1

1

2
г
1

1

1

Класс
2 3
д а
1 1

1

1

1

1

3
б
1

1

1

3
в
1

1

1

3
г
1

1

1

4
а
1

4
б
1

4
в
1

4
г
1

4
д
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Художестве
нно-эстети
ческая
творческая

Музыка

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

ИЗО

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

0
,
5

1

1

Информац
ионная
культура

Инфознайк
а
Умники и
умницы
Учение с
Заниматель
увлечение
ный
английский
язык
Заниматель
ный
китайский
язык
Заниматель
ная
математика
Всего

1
1
1

5

1

5

1

5

5

1

5

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

7

7

7

7

7

7

7

7

1

7

1

1

7

7

1

7

7

План внеурочной деятельности (5-11 классы)
(5-дневная учебная неделя) на 2022-2023 г.г
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности для обучающихся 5-11 классов составлен на основе:
•
Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации» (с внесенными изменениями от 3 августа 2018 года, от 25.05.2020 № 273-ФЗ.);
•
Закона Российской Федерации от 25.10.1991г. 3 1807-1 «О языках народов
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 24 июля 1998 г., 11 декабря
2002 г., 2 июля 2013 г., 12 марта 2014 г., 31 июля 2020 г., 11 июня 2021 г.);
•
Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. № 696-з «Об образовании в
Республике Башкортостан» (с изменениями на 5.05.2021 г.);
•
Закона Республики Башкортостан от 15.02.1999 г. № 216-з «О языках народов
Республики Башкортостан» (с изменениями на 23.12.2020 г.);
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,
11 декабря 2020 г.);
•
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 №287 (далее – ФГОС ООО);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24
сентября, 11 декабря 2020 г.);
•
Приказа Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
•
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г.
№ 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
•
Решения заседания коллегии Министерства образования и науки Республики
Башкортостан от 16.06.2022;
•
Информационно-методического письма об организации внеурочной
деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования от
05.07.2022 № ТВ-1290/03;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287»;
•
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,

отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
21.03.2022 N 9 "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-2019)"‚ утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16" (Зарегистрировано в
Минюсте России 24.03.2022 N 67884).
План внеурочной деятельности подготовлен с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648-20, обеспечивает
широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности и
возможности образовательной организации. План составлен с учетом мнения всех
участников образовательного процесса и возможностей школы.
Модель организации внеурочной деятельности МБОУ «Школа № 117» - план с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание
уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному
обеспечению учебной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности (п. 18.3.1.2
ФГОС ООО).
Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые
проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном
локальным актом (часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации»).
В целях учета интересов и потребностей обучающихся, достижения планируемых
результатов основной образовательной программы основного общего образования в часы
внеурочной деятельности индивидуально для каждого ученика могут быть зачтены часы
программ дополнительного образования, которые осваивает обучающийся как в своей
общеобразовательной организации, так и в других образовательных организациях.
Основные принципы плана внеурочной деятельности:
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
построение
образовательного
процесса
в
соответствии
с
санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для
самоопределения, самовыражения учащихся, проявления и развития их творческих
способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа № 117» решает следующие задачи:
- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного
образования и более успешного освоения его содержания;

- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в
личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются
нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам
деятельности, на развитие своих способностей.
При организации внеурочной деятельности учащихся используются возможности
учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться
возможности экскурсий. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы основного общего образования
определяет образовательное учреждение.
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования и
другие.
План внеурочной деятельности в 5 классах представляет собой описание целостной
системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и может включать в себя:
- внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ – «Физическая культура», «ИЗО», «Музыка», «Занимательный
английский язык», «Занимательная математика», «Занимательный китайский».
- внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в
том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности) –
«Литературная гостиная».
- внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении – «Волонтерское движение», «Танцы
народов мира», «Юный эколог», классный час «Разговор о важном»;
- внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в
том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с
учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся –

«Юнармия»;
- внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и т. д.;
- внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
- внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов,
работа тьюто ров, педагогов-психологов);
- внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и
здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и быть
основной для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому виду
отечественного искусства.
При организации внеурочной деятельности школа может использовать как
собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта и других организаций.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на
одного обучающегося.
Внеурочная деятельность в 6-9 классах организуется по направлениям:
общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное.
Внеурочная деятельность может реализоваться посредством различных форм
организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и
научные исследования, клубы по интересам и т.д.
При организации внеурочной деятельности школа может использовать как
собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта и других организаций.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на одного
обучающегося.
Общая нагрузка на каждого учащегося не превышает максимального объема
учебной нагрузки.

Класс

Направление

Количество
часов

6АБВГД

6 классы
Спортивно-оздоровительное – волейбол

1

6АД
6АБВГД

Общекультурное – «Город мастериц»
Общеинтеллектуальное – «Занимательная информатика»

1
1

6БГ
6АБВГД

Общеинтеллектуальное – «Занимательный английский»
Общеинтеллектуальное – «Занимательное черчение»

1
1

6АБВГД

Социальное – «Традиции народов России»

1

7АБВГ

7 классы
Спортивно-оздоровительное – волейбол

1

7БГ

Общекультурное – «Город мастериц»

1

7АБВГ

Духовно-нравственное – «Мой край родной
Башкортостан»

1

7АВ

Общеинтеллектуальное – «Занимательный английский»

1

7АБВГ

1

8АБВГД

Социальное – «Традиции народов России»
8 классы
Спортивно-оздоровительное – баскетбол

1

8АБВГД

Духовно-нравственное – «Литературная гостиная»

1

8АВ
8АБВГД
8АБВГД

1
1
1

9АБВ
9АБВ
9БВ

Общеинтеллектуальное – «Занимательный английский»
Социальное – «Традиции народов России»
Социальное – «Семьеведение»
9 классы
Спортивно-оздоровительное – баскетбол
Общекультурное – «Планета Земля»
Общеинтеллектуальное – «Занимательный английский»

9АБВ

Общеинтеллектуальное – «Занимательный русский»

1

9АБВ

Общеинтеллектуальное – «Занимательная математика»

1

9АБВ

Социальное – «Проектная деятельность»

1

1
1

1

Внеурочная деятельность в 10-11 классах может реализоваться посредством
различных форм организации деятельности обучающихся, таких, как экскурсии, кружки,
секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады,
конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, клубы по интересам и т.д.
При организации внеурочной деятельности школа может использовать как
собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования,
культуры, спорта и других организаций.
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности
независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на одного
обучающегося.
Общая нагрузка на каждого обучающегося не превышает максимального объема

учебной нагрузки.
Внеурочная деятельность (гуманитарный профиль) осуществляется по следующим
направлениям:
•
общекультурное направление - «Школьное телевидение» - 2 часа в неделю;
•
общеинтеллектуальное направление - «Информатика» - 1 час в неделю;
•
спортивно-оздоровительное - «Баскетбол» -1 час в неделю;
•
общекультурное направление – «Я и мои ценности» - 1 час в неделю.
Внеурочная деятельность (технологический профиль) осуществляется по
следующим направлениям:
•
общекультурное направление - «Школьное телевидение»-1 час в неделю;
•
общеинтеллектуальное направление - «Информатика» -1 час в неделю;
•
спортивно-оздоровительное - «Баскетбол» -1 час в неделю;
•
общекультурное направление – «Я и мои цекнности» - 1 час в неделю.
План внеурочной деятельности
основного общего образования (5 классы)
(5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 г.г
Количество часов в
Направление внеурочной
неделю
Название
деятельности
5а
5б
5в
Физическая культура
1
1
1
ИЗО
0,5
0,5
0,5
Музыка
0,5
0,5
0,5
Дополнительное изучение
«Занимательный
учебных предметов
1
1
1
английский язык»
«Занимательный
2
2
2
китайский»
Формирование
«Литературная
функциональной
гостиная»
1
1
1
грамотности
Профориентационная
«Основы финансовой
работа/предпринимательст грамотности»
1
1
1
во/финансовая грамотность
«Юный эколог»
1
1
1
«Разговоры о важном»
1
1
1
«Волонтерское
0,5
0,5
0,5
движение»
Комплекс воспитательных
мероприятий, деятельность
ученических сообществ,
педагогическая поддержка
«Юнармия»
0,5
0,5
0,5
обучающихся и
обеспечение их
благополучия в
пространстве в школе
Итого
10
10
10

Всего
часов по 5
классам
3
1,5
1,5
3
6
3

3
3
3
1,5

1,5

30

Направления

План внеурочной деятельности
основного общего образования (6 классы)
(5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 г.г
6а 6б 6в 6г

Спортивно-оздоровительное

Волейбол

1

Общекультурное

«Город мастериц»

1

Духовно-нравственное

«Литературная
гостиная»

Общеинтеллектуальное

«Занимательная
информатика»
«Занимательный
английский»
«Занимательное
черчение»
«Традиции народов
России»

1

1

1

1

1

1

1

1

6д

Всего

1

5

1

2

1

5

1

2

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

5

5

4

5

5

24

План внеурочной деятельности
основного общего образования (7 классы)
(5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 г.г
Направления
7а
7б
7в

7г

Всего

1

4

1

2

1

4

Социальное
Итого

Спортивно-оздоровительное

Волейбол

Общекультурное

Город мастериц

Духовно-нравственное

«Мой край родной
Башкортостан»

1

Общеинтеллектуальное

«Занимательный
английский»

1

Социальное

«Традиции
народов
России»

1

1

1

1

4

4

4

4

4

16

Итого

1

1

1

1
1

1

1

2

Направления
Спортивнооздоровительное

План внеурочной деятельности
основного общего образования (8 классы)
(5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 г.г
8а
8б
8в
8г
Баскетбол

Общекультурное

Шахматы

Духовно-нравственное

«Литературная
гостиная»

8д

Всего

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

«Занимательная
информатика»
Общеинтеллектуальное

«Занимательный
английский»

1

1

2

«Занимательный
русский»
«Традиции
народов
России»
«Семьеведение»

Социальное
Итого

Направления
Спортивно
оздоровительное
Общекультурное

1

1

1

1

5

1
4

1
5

1
4

1
5

1
4

5
22

План внеурочной деятельности
основного общего образования (9 классы)
(5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 г.г
9а
9б

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Итого

1

9в

Всего

Баскетбол

1

1

1

3

«Планета Земля»
«Литературная
гостиная»
«Занимательный
английский»
«Занимательный
русский»
«Занимательная
математика»

1

1

1

3

1

1

2

1

1

1

3

1

1

1

3

4

5

5

14

Направления
Спортивно
оздоровительное

План внеурочной деятельности
среднего общего образования (10-11 классы)
(5-дневная учебная неделя)
на 2022-2023 г.г
11А
10А
10Б
Баскетбол
1
1
1

«Школьное
телевидение»
Духовно-нравственное «Я и мои ценности»
Общекультурное

Общеинтеллектуальное
Итого

11Б

Всего

1

4

2

1

2

1

6

1

1

1

1

4

1

2

4

16

Занимательная
информатика

1
4

4

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».