Положение об индивидуальном проекте

- формировать способность к решению личностно и социально значимых
проблем воплощению найденных решений в практику;
- оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития.
2.2 Задачами выполнения ИП являются формирование первоначальных
умений научно-исследовательской и (или) проектной, изобретательской
деятельности, которые выражаются в том, чтобы:
 найти актуальную проблему и решить ее, используя методы научного
исследования и проектирования;
 планировать свою деятельность по решению данной проблемы:
обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей
работы;
 формировать позитивное отношение к научно-исследовательской и (или)
проектной деятельности;
 формировать навыки анализа и синтеза;
 формировать навыки сбора и обработки информации, умении выбрать
необходимую информацию и правильно её использовать;
 формировать навыки публичного выступления;
 формировать навыки использования ИКТ;
 формировать способность к самоорганизации, саморегуляции и
рефлексии.
3.Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1.Выполнение
индивидуального
итогового
проекта
является
обязательным для каждого обучающегося 10-11 класса, перешедшего на
обучение по ФГОС СОО.
3.2. Работа над индивидуальным итоговым проектом делится на два
этапа:
1 этап (10 класс) включает в себя:
 выбор темы;
 изучение вопроса;
 составление плана работы над проектом;
 непосредственная работа над проектом в соответствии с планом;
 публичная предзащита темы проекта.
Контрольными сроками на этом этапе являются даты утверждения темы
проекта и публичной защиты.
Выбор темы проекта осуществляется обучающимися до 1 декабря
учебного года 10 класса и утверждается приказом директора.
Публичная предзащита темы проекта проводится в конце учебного года
(апрель-май). В ходе защиты темы проекта должны быть выявлены недостатки
работы, которые необходимо устранить до заключительного этапа. В отдельных
случаях возможна корректировка формулировки темы проекта, а иногда и ее
изменение.
2 этап (11 класс) включает в себя:

 окончательная формулировка темы;
 окончание работы над проектом (исследованием);
 представление проекта (исследования) на различных конференциях или
конкурсах (это желательно для проектов, заслуживающих высокую оценку);
 публичная защита реализованного проекта.
Контрольными сроками на этом этапе являются дата окончательной
формулировки темы (до середины сентября 11 класса) и дата публичной защиты
реализованного проекта (декабрь-январь учебного года 11 класса).
3.3. В процессе работы над проектом учащийся под контролем
руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный,
основной, заключительный.
3.4. Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта. Темы
проектов утверждаются приказом директора школы не позднее октября месяца.
3.5. Основной этап (декабрь-март): совместно с педагогом разрабатывается
план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ
информации, выбор способа представления результатов, оформление работы.
3.6. В марте-апреле руководитель проекта предоставляет по определённой
форме отчёт о предварительных результатах работы учащегося над проектом с
выставлением промежуточной оценки за работу над проектом. Результаты
отчёта оформляются в виде справки и ведомости оценок.
3.7.Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта и
предварительных результатах работы учащегося над проектом.
3.8.Окончательная защита проекта проходит в декабре-январе 11 класса на
школьной научно – практической конференции.
4. Сопровождение проекта (исследования).
4.1.Проектная
работа
должна
быть
обеспечена
кураторским
сопровождением. В функцию куратора входит: обсуждение с обучающимся
проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, другая
помощь.
4.2.Основную часть функций куратора выполняют руководители
проектов.
4.3. Руководителя проекта выбирает обучающийся, сообразуясь с
выбранной темой проекта. Руководители проекта закрепляются приказом от 1
декабря (10-й класс) об утверждении темы проекта и руководителя.
4.4.Отметкой освоения курса «Индивидуальный проект» является отметка,
полученная на защите реализованного проекта. Эта отметка выставляется в
аттестат.
4.5. Для обеспечения научности и практической значимости проектноисследовательской деятельности организуется сетевое взаимодействие с
учреждениями высшего профессионального образования, а также иными
структурами (бизнес, предприятия, учреждения культуры, муниципальные
органы управления и т.п.).
5. Требования к оформлению ИП

5.1. Результатом ИП, который выносится на защиту, может быть:
 письменная работа (аналитические материалы, отчёты о проведённых
исследованиях, стендовый доклад и др.);
 техническая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское
изделие, мультимедийный и программный продукт, проектно-сметная
документация и т.д.);
 отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать
как тексты, так и мультимедийные продукты;
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
искусства), представленная в виде литературного, музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.
Возможные типы работ и формы их представления:
Тип проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Практикоориентированный,
социальный
Исследовательский

Информационный

Творческий
Бизнеспроектирование

Инженерный

Решение
практических
задач.
Доказательство
или опровержение
какой-либо
гипотезы.
Сбор информации
о каком-либо
объекте или
явлении, анализ
информации.
Привлечение
интереса публики к
проблеме проекта.
Разработка
программы
действий по
осуществлению
конкретного
коммерческого,
хозяйственного
замысла с
получением в
результате
прибыли
Создание продукта
(сооружения,
изделия и т.д.) или
будущего
устройства,
представленного в
схемах, чертежах.

анализ данных
социологического
опроса,
атлас,
атрибуты
несуществующего
государства,
бизнес-план,
веб-сайт,
видеофильм,
выставка,
газета, буклет
журнал,
действующая
фирма,
карта,
коллекция,
компьютерная
анимация,
оформление
кабинета,
пакет
рекомендаций,
стендовый доклад,
сценарий,
статья, костюм,
макет,
модель,

мультимедийный
продукт,
отчёты о
проведённых
исследованиях,
праздник,
публикация,
путеводитель,
реферат,
справочник,
система
школьного
самоуправления,
серия
иллюстраций,
учебное пособие,
чертеж,
экскурсия,
документальный
фильм,
мультфильм,
результаты
исследовательких
экспедиций,
обработки архивов
и мемуаров,
музыкальное
произведение, и
др.

Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за
рамки школьной программы, например, в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам:
 постановка задачи,
 формулировка гипотезы,
 описание инструментария и регламентов исследования,
 проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
Для
исследований
в
естественно-научной,
научно-технической,
социальной и экономической областях желательным является использование
элементов математического моделирования (с использованием компьютерных
программ в том числе).
5.2. Готовая к защите работа, должна быть оформлена в печатном и
электронном виде (диск, флешь-носитель и т. д.), а также иметь иллюстративную
презентацию.
5.3.Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии
с существующими требованиями:
 формат листа – А4;
 межстрочный интервал – 1,5;
 размер шрифта – 14 (Times New Roman);
 отступ слева – 3 см;
 отступ снизу – 2 см,
 отступ слева, сверху – 1,5 см,
 ориентация страницы – книжная, альбомная,
 нумерация страниц по центру внизу (колонтитулы).
5.4.Титульный лист должен содержать:
 название образовательного учреждения,
 тему работы,
 Ф.И.О. автора,
 Ф.И.О. руководителя, с указанием его должности и научного звания
(при наличии)
 Ф.И.О консультанта/консультантов, с указанием их должности и
научного звания (при наличии);
 год написания работы.
5.5.Объем текста, включая формулы и список литературы, должен
составлять 10 – 20 страниц машинописного текста.
5.6.Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном
наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна
прослеживаться научность и литературность языка. Культура оформления
определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она

наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п). Текстовой материал
обязательно должен содержать:
 формулировку проблемы, цели и задач ИП, актуальность;
 краткое описание хода выполнения ИП и полученных результатов;
 общие выводы или заключение. В заключении рекомендации и
перспективы;
 список используемых источников;
 отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы
учащегося в ходе выполнения проекта/исследования. При наличии в
выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также
отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и
практическая значимость полученных результатов.
Для конструкторских проектов включается описание особенностей
конструкторских решений, для социальных проектов – описание
эффектов/эффекта от реализации проекта/исследования;
Для учебных исследований обязательно определяются цель и задачи,
методы исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской
работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы.
Для творческих проектов обязательно описание авторского замысла,
этапы создания продукта, используемые технологии и материалы. Продукт
творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.)
должен быть представлен на защите.
5.7.Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В
случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник (плагиат)
проект к защите не допускается.
5.8. Презентация, иллюстрирующая защиту проекта, должна содержать от
15 до 25 слайдов с таким расчетом, чтобы время представления работы не
превышало 10 минут. Слайды не должны дублировать произносимый текст, а
также быть перенасыщенными излишними эффектами. Презентация как
представление/предъявление результатов проектной работы требует от
обучающихся коммуникативных навыков, задача, которую предстоит решить
каждому - максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества
проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории.
5.9. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада с использованием презентации члены жюри задают
вопросы по теме проекта. Соблюдение регламента свидетельствует о
сформированности регулятивных навыков обучающегося. Защита по времени
должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог
продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы,
подтверждающие его реализацию.
6. Оценивание индивидуального итогового проекта в формате оценки
успешности освоения метапредметных результатов
6.1.Защита проекта служит оценкой успешности освоения и применения
обучающимися
универсальных
учебных
действий
(метапредметных

результатов). Публично должны быть представлены два элемента проектной
работы:
– защита темы проекта (проектной идеи);
– защита реализованного проекта.
6.2. Оценивание этапа защиты темы проекта
Данный этап является промежуточным, его целью является подготовка
учащихся к защите реализованного проекта, поэтому результат оценивания не
влияет на итоговую оценку, а лишь служит для учащихся, их родителей и
руководителей проекта, а также администрации школы показателем того,
насколько успешно прошла работа над проектом в 10 классе, что предстоит еще
сделать, что следует изменить, над чем поработать для успешной защиты в 11
классе. Оценивание проводится по оценочным листам (Приложение 1) по 20балльной шкале. В случае, если на этом этапе учащийся набирает менее 10
баллов, ему необходимо изменить тему проекта.
6.3. Оценивание этапа защиты реализованного проекта
Данный этап является окончательным для оценки работы над проектом,
эта оценка идет в аттестат. Оценивание проводится по оценочным листам
(Приложение 2) по 20-балльной шкале. Критерии перевода в 5-балльную шкалу
следующие:
Баллы
Отметка в аттестат
17-20
5 (отлично)
13-16
4 (хорошо)
9-12
3 (удовлетворительно)
0-8
2 (неудовлетворительно)
В случае получения неудовлетворительного результата или отсутствия на
защите по уважительной причине, назначается даты повторной защиты: февраль
и май.
6.4.На защите темы проекта (проектной идеи) обучающимся должны
быть представлены:
– актуальность проекта – положительные эффекты от реализации
проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
– анализ ресурсов (как материальных, так и нематериальных),
необходимых для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
– риски реализации проекта и сложности, которые ожидают
обучающегося при реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при
необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и
позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
6.5.На защите реализации проекта обучающийся должен представить
свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как
сам автор, так и другие люди (группы людей).
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены
для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся
удалось преодолеть в ходе его реализации.
6.6. Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование)
целесообразно оценивать по следующим критериям:
– Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно
в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся
знания и способы действий.
– Сформированность познавательных УУД в части способности к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в
поиске и обработки информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.
– Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени; умении поставить проблему и сформулировать
основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения;
использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
– Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументированно ответить на вопросы.
6.7. Защита проекта (защита темы проекта и защита реализации проекта)
осуществляется перед комиссией, в состав которой входят педагогические
работники школы. Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора.
Для обеспечения публичности на защиту могут быть приглашены
педагогические работники, родители, руководители проектов, представители
общественных организаций, бизнеса, средств массовой информации. В целях
упорядочивания рассмотрения проектов целесообразно разбить учащихся по
секциям по направлениям.
6.8. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта с пояснительной запиской, презентацией
обучающегося и отзыва руководителя.
6.9. Оценивание метапредметных планируемых результатов обучающегося
в ходе защиты ИП происходит в соответствии с критериями оценки
индивидуального итогового проекта членами экспертной комиссии, которые
отображаются в оценочном листе.
6.10. Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за
проект определяется по количеству баллов, выставленных членами экспертной
комиссии. Итоговая отметка выставляется в аттестат.
6.11. Результаты оценивания универсальных учебных действий в формате,
принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.

1. Оценочный лист 1 этапа

ПРИЛОЖЕНИЯ
МБОУ «Школа №117»

Председатель комиссии
Члены комиссии:
* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:
0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;
1 – признак присутствует в средней степени;
2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.
Максимальный балл : 2х10 = 20 баллов

ИТОГО БАЛЛОВ

Качество материала
(презентация)

Умение аргументировано
ответить на вопросы

Умение ясно изложить суть

Анализ рисков

Анализ ресурсов

Регулятив Комму- ИКТные УУД никати ком
вные
пе
УУД тент
ность

Практическая значимость
результатов
План работы и степень
продвижения

Проблема и предлагаемое
решение, новизна

Тема
проекта

Предметн
ые
результат
ыи
познавател
ьные
УУД

Владение теорией вопроса

ФИО

Актуальность темы

№

личностные

1-ый ЭТАП: ЗАЩИТА ТЕМЫ ПРОЕКТА
Дата________ _СЕКЦИЯ__________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (20-БАЛЬНАЯ ШКАЛА*)

МБОУ «Школа №117»
2-ый ЭТАП: ЗАЩИТА РЕАЛИЗОВАННОГО ПРОЕКТА
Дата_________ СЕКЦИЯ__________________
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (20-БАЛЬНАЯ ШКАЛА*)

Председатель комиссии
Члены комиссии:
* каждый критерий оценивается как 0, 1, 2:
0 – признак отсутствует или выражен крайне слабо;
1 – признак присутствует в средней степени;
2 – признак присутствует в значительной степени, выражен ярко.
Максимальный балл : 2х10 = 20 баллов

ИТОГО БАЛЛОВ

Качество материала (презентация)

Умение аргументировано
ответить на вопросы

Комму- ИКТникатив ком
ные
пе
УУД
тент
ность
Умение ясно изложить суть

Соответствие текста проекта нормам
Русского литературного языка

Качество проектного продукта

Соответствие вывода проекта
поставленной цели

Предметные
результаты и
познавательные
УУД
Раскрытие темы и идеи проекта через
содержание

Выбор средств и методов, адекватных
поставленным целям

Тема
проекта

Регуляти
вные
УУД

Формулировка цели и задач проекта
в соответствии с темой проекта

ФИО

Актуальность темы личностные

№

2. Оценочный лист 2 этапа

3. Образец заявления**
Директору МБОУ «Школа №117»
Белоус О.В.
от ученика(-цы) 10 __ класса
_______________________________
_______________________________
_______________________________
(ФИО)

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу утвердить тему моего индивидуального итогового проекта:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Определить руководителем моего проекта
________________________________________________________________
_________________________________________________________________

Дата: ____________

** Заявление пишется в 10 классе до 1 декабря.

Подпись _______________

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».