Программа воспитания Школа №117

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3
2. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса…………………………4
2. Цель и задачи воспитания…………………………………………………………………….6
3. Виды, формы и содержание деятельности…………………………………………………..9
4. Анализ воспитательного процесса…………………………………………………….........16
5. Планы воспитательной работы школы……………………………………………………..18
6. Список используемой литературы………………………………………………………….29

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МБОУ «Школа № 117 с углубленным изучением
иностранных языков» (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими
рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на
заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее  ФГОС)
общего образования, «Приказом о внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся» (Минпросвещения России, 2020, №172).
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в
социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной
образовательной программы МБОУ «Школа № 117 с углубленным изучением
иностранных языков» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса
реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать
школу воспитывающей организацией.
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской
идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности школы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в
школе.

3

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Адрес: 450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50 лет СССР, дом № 10
Телефон: 8(347) 2-23-23-26
Е-mail: sch117ufa@mail.ru
Численность обучающихся: 1086 чел.
Тип  общеобразовательное учреждение
Вид  школа
Организационно-правовая форма  муниципальное учреждение
Год основания – 1966 г.
Обучение ведется на русском языке с учетом регионального компонента.
Действует на основании Устава.
Основой воспитательной работы в МБОУ «Школа № 117 с углубленным изучением
иностранных языков» является Концепция духовно-нравственного развития личности и
патриотического воспитания граждан, разработанная в соответствии с положениями
Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования и приоритетными
направлениями государственной политики Российской Федерации и города Уфа в области
образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание
рассматривается как целенаправленная деятельность по созданию условий для развития
духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей,
оказанию им помощи в нравственном, гражданском, профессиональном становлении,
жизненном самоопределении и самореализации личности.
МБОУ «Школа №117 с углубленным изучением иностранных языков» является
средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2020 года
составляет 1086 человек, численность педагогического коллектива – 57 человек. Обучение
ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование. Обучающиеся школы имеют
доступ к культурным и научным центрам, спортивным школам и школам искусств. Школа
укомплектована штатными социальными педагогами, педагогами-психологами,
логопедом, старшим вожатым. Школа работает в тесном сотрудничестве с родительской
общественностью.
В процессе воспитания МБОУ «Школа №117 с углубленным изучением
иностранных языков» сотрудничает с БМУ ГЦ «Индиго», МБО УДО «Семья», МБОУ ДО
ДМШ № 2, № 11, Детской филармонией, ЦДТ «Глобус», с центром «Эколог». Активно
принимает участие в проектах Российского движения школьников.
Развитию творческих способностей и интересов школьников способствует система
дополнительного образования. Внеурочная воспитательная работа является составной
частью образовательного процесса. Кружки, которые функционируют на базе школы:
вокальная студия «Вива» (младшая, средняя, старшая группа), ансамбль народного танца
«Жемчужина» (младшая, средняя, старшая группа), Дзюдо, Тхэквондо, Брейк данс.
В школе функционируют отряд ЮИД «Пропагандист ПДД», дружина юного
пожарного, школьное ученическое самоуправление «Лидер», работает школьный музей
«Боевой
славы
15-гвардейской
стрелковой
Харьковско-Пражской
дивизии»,
Географический музей.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия
педагогов и школьников:
 неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в школе;
4

 ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными
событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной
заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации
являются следующие:
 ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
 коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и 4 коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников;
 создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается
и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
 ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.

5

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие
трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
 быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
 быть трудолюбивым, следуя принципу «делу  время, потехе  час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
 знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою
страну;
 беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
 проявлять миролюбие  не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
 стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
 соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
 уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
6

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
 человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
 к самим себе как хозяевам;
 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового
возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений,
свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает
становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых
отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них
реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том
числе и в школе. Это:
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт
деятельного выражения собственной гражданской позиции;
 опыт природоохранных дел;
7

 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
 опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет  это то, чему педагогам, работающим
со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но
не единственное внимание.
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение
следующих основных задач:
1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
2. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3. Вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
4. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
6. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7. Организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8. Организовывать профориентационную работу со школьниками;
9. Организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10.
Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11.
Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным
способом профилактики антисоциального поведения школьников.

8

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих
их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в Школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума:
 патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен с 9 мая 2016 года)
 экологическая акция «Бумажный бум», «Экозабота» (в сборе макулатуры,
батареек активно участвуют не только родители детей, но и дедушки, бабушки);
 акция «Поздравим ветеранов» (накануне Дня защитника Отечества, Дня
Победы школьники разносят по домам поздравительные открытки, цветы) и др.
На школьном уровне:
 общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
 День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая в актовом зале с участием учеников и учителей школы);
 День самоуправления в канун Международного Дня 8 марта (старшеклассники
организуют учебный процесс, проводят уроки, следят за порядком в школе и т.п.);
 праздники, концерты, конкурсные программы на День учителя, в Новогодние
праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День
Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
 День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, за
значительный вклад в развитие школы, на торжественном мероприятии «За Честь школы»
На уровне классов:

выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной
из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
9

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми.


3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие
в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому
школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение
ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед
10

с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на
себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные
консультации
классного
руководителя
с
учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
 Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
 поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
 поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Познавательная
деятельность. Курсы
внеурочной
деятельности:
«Занимательный русский язык», английского языка и информатики, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности «Танцевальный»,
«Вокальный», создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
11

школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
«Волейбол», «Футбол», «Азбука здоровья», направленные на физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курс внеурочной деятельности «Мягкая игрушка»,
направленный на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них
трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая
деятельность. Курсы
внеурочной
деятельности
«Шахматы»,направленные на раскрытие творческого, умственного потенциала
школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в
команде.
3.4. Модуль «Воспитание на учебном занятии»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
детях

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
12

собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Поскольку учащимся младших и подростковых
классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения
функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета старшеклассников школы (далее ШУС)
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы;
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой ШУС и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные
направления работы в классе
Модуль 3.7. «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах
создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления
их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности
реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

ежегодные походы на природу, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников, после окончания учебного года;

регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных
классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы
весны» и т.п.);

выездные экскурсии в музей, на предприятие; на представления в кинотеатр,
драмтеатр, цирк.
3.8. Модуль «Профессиональное самоопределение»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
– подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
13

формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности:

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;

экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных
заведениях и вузах;

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;

участие в работе во всероссийских профориентационных проектах,
созданных в сети интернет.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа – развитие коммуникативной культуры школьников,
формирование навыков
общения
и
сотрудничества,
поддержка
творческой
самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
 разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьное
телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация
общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок,
репортажей;
 участие школьников в конкурсах школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе;
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей,
оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительнорекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха;
 событийное оформление пространства при проведении конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний и т.п.);

14

 акцентирование внимания школьников посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее
традициях, правилах.
3.11. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в ходе
которого родители получают рекомендации классных руководителей и обмениваются
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
 взаимодействие
с
родителями
посредством
школьного
сайта:
размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные
новости
На индивидуальном уровне:
 обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.

15

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания их совместной с детьми деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом
совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень
воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями,
педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их
16

анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического
объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
 качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
 качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
 качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
 качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
 качеством существующего в школе ученического самоуправления;
 качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
 качеством профориентационной работы школы;
 качеством работы школьных медиа;
 качеством организации предметно-эстетической среды школы;
 качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

17

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
1-4 КЛАССЫ
Ключевые общешкольные дела
Мероприятия
Классы
Время
Ответственные
проведения
Торжественная линейка «Первый
1-4
01.09.21
Заместитель директора по
звонок», проведение Всероссийского
ВР, вожатые, классные
урока по «Основам безопасности
руководители
жизнедеятельности»
Мероприятия
месячников
1-4
сентябрь
Заместитель директора по
безопасности и гражданской защиты
ВР, классные
детей (по профилактике ДДТТ,
руководители, социальные
пожарной безопасности, разработка
педагоги, инспектор по
схемы-маршрута «Дом-школа-дом»,
пожарной безопасности,
учебно-тренировочная
эвакуация
МЧС, ГИБДД, ЦОБ,
учащихся из здания)
учитель ОБЖ
«Посвящение в первоклассники» 1
сентябрь
Классные руководители
классные мероприятия
Открытие школьной спартакиады.
1-4
сентябрь
Учитель физкультуры,
Осенний День Здоровья: «Эстафета
Классные руководители
здоровья и успеха»
Классные часы: «Путешествие по
1-4
сентябрь
Классные руководители
стране здоровье, телефон доверия»
Экологическое воспитание. Акция
1-4
сентябрь
Вожатые, классные
«Бумажный бум» - сбор макулатуры,
руководители
Экологический урок - проекта
«Экозабота» (по сбору батареек)
Единый
день
профилактики
1-4
октябрь
Социальные педагоги,
правонарушений и деструктивного
классные руководители,
поведения
(правовые,
инспектор ЦОБ И.Р. Борок
профилактические игры, беседы и
т.п.), «Личная безопасность дома и в
общественных местах»
Фабрика
талантов:
«Наша
1-4
октябрь
Зам.директора по ВР,
Республика - дружбой сильна!»
вожатые, классные
руководители
Кл. часы: «Дружба начинается с
1-4
октябрь
Классные руководители
улыбки»
«Прощай, азбука!» - тематическое
1
октябрь
Классные руководители
мероприятие
«Золотая осень»: выставка рисунков,
1-4
октябрь
Классные руководители
поделок из природного и бросового
материала.
Мероприятия,
посвященные
1-4
ноябрь
Вожатые, классные
взаимодействию семьи и школы:
руководители
выставка рисунков, фотографий,
акции по поздравлению мам с Днем
матери
«Театральный
сезон
2021
г»,
1-4
ноябрь
Вожатые, классные
посвященный Году памяти и Славы
руководители
18

Беседа: «О тех, кто рядом»
воспитание человеколюбия, доброты,
бережного отношения друг к другу
День
правовой
защиты
детей. Анкетирование учащихся на
предмет нарушения их прав и свобод
в школе и семье.
Мероприятия
месячника
эстетического воспитания в школе.
Новый год в школе: украшение
кабинетов,
оформление
окон,
конкурс рисунков, поделок, праздник
«Новогодний переполох»
Уроки здоровья: «Как сохранить
хорошее зрение», «Белоснежная
улыбка» и т. д.
Лыжные соревнования «На лыжах за
здоровьем!»
Час памяти «Блокада Ленинграда»
Мероприятия
месячника
гражданского и патриотического
воспитания: военно-патриотическая
игра, «Веселые переправы», акция по
поздравлению пап и дедушек,
мальчиков, конкурс рисунков, Уроки
мужества.
Беседа «Способы урегулирования
конфликтов»
Мероприятия
месячника
интеллектуального
воспитания
«Умники и умницы». День науки в
школе:
защита
проектов
и
исследовательских работ
8 Марта в школе: конкурс рисунков,
акция
по
поздравлению
мам,
бабушек,
девочек,
классные
мероприятия
День
космонавтики:
конкурс
рисунков, кл часы: «Нам есть чем
гордиться в космосе!»
Участие в экологических акциях
«Чистый двор – чистая планета»,
«Бумажный бум». Сбор макулатуры,
батареек
Мероприятия
месячника
ЗОЖ
«Здоровое
поколение». Закрытие
школьной спартакиады, весенний
День здоровья. Показ видеофильма
проекта «Общее дело» "Школа
против курения". Выезды детей на
экскурсии

1-4

ноябрь

Классные руководители

1-4

ноябрь

Социальные руководители,
классные руководители,
инспектор УОБ

1-4

декабрь

Вожатые, классные
руководители

1-4

декабрь

Приглашенный специалист,
классные руководители

1-4

январь

Учитель физкультуры

1-4
1-4

январь
февраль

Классные руководители
Заместитель директора по
ВР, классные
руководители, учитель
физкультуры

1-4

февраль

1-4

март

Психолог, социальные
педагоги
Заместитель директора по
УВР, классные
руководители

1-4

март

Классные руководители

1-4

апрель

Классные руководители

1-4

апрель

Вожатые, классные
руководители

1-4

апрель

Классные руководители,
учитель физкультуры

19

«Весенняя
благотворительная
ярмарка»
День Победы: акции «Бессмертный
полк», «С праздником, ветеран!»участие в концерте, проект «Окна
Победы», классные часы
Праздник «За честь школы!»чествование победителей олимпиад,
конкурсов, спортивных состязаний.

1-4

апрель

ОВВР, кл. руководители

1-4

май

ОВВР. кл. руководители

1-4

май

ОВВР, кл. руководители

Торжественное
мероприятие
4
май
Классные руководители
«Прощай, начальная школа!»
Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Классы Количест
Ответственные
во
часов
в неделю
«Инфознайка
1-2
1
Г.Г. Черепанова
«Шахматы»
3-4
1
О.А. Шамшеева
«Азбука здоровья»
2
1
Г.Р.Валинурова
Вокальный ансамбль «Звездный
3-4
2
дождь»
Детский ансамбль «Жемчужина»
1-4
3
А.Д. Суворов
«Азбука нравственности»
1-4
1
«Занимательный русский язык»
3
1
А.М. Загирова
«Занимательный английский»
3-4
1
А.С.Загвоздина,
1
Л.А. Нагуманова
Самоуправление
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
Ответственные
проведен
Выборы лидеров, актива классов,
1-4
сентябрь
Классные руководители
распределение обязанностей.
Работа в соответствии с
1-4
в течение Классные руководители
обязанностями
года
Обновление материала в «Классных
1-4
в течение Классные руководители
уголках»
года
Профессиональное самоопределение
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
Ответственные
проведен
Месячник безопасности, знакомство
1-4
сентябрь Классные руководители
с профессиями; пожарные, МЧС,
ГИБДД
Месячник профориентаций в школе:
1-4
январь
конкурс
рисунков,
проект
«Профессии
моих
родителей»,
викторина «Все профессии важны –
выбирай на вкус!», беседы
Школьные медиа
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
20

Ответственные

Размещение созданных детьми
рассказов, стихов, репортажей на
страницах школьного телевидения
Видео-, фотосъемка классных
мероприятий.

проведен
ия
в течение
года

1-4

Классные руководители

в течение Классные руководители
года
Экскурсии, походы
Дела, события, мероприятия
Классы Время
Ответственные
проведения
Посещение концертов, спектаклей в
1-4
в течение Классные руководители
Детской филармонии, в театре
года
«НУР» и т д
Экскурсия в школьный музей
1-4
октябрь
Классные руководители
«Боевой славы 15-ой гвардейской
Харьковско-Пражской дивизии»
Сезонные экскурсии по городу, по
1-4
по плану Классные руководители
родному краю
классн.рук.
Поездки на представления в
1-4
декабрь
Классные руководители
драматический театр, Детскую
филармонию
Экскурсионные поездки «В поход за
1-4
май
Классные руководители
здоровьем»
Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
Ответственные
проведен
Выставки рисунков, фотографий
1-4
в течение Классные руководители
творческих работ, посвященных
года
событиям и памятным датам
Оформление классных уголков
1-4
в течение Классные руководит.
года
Трудовые десанты по уборке
1-4
в течение Классные руководители
территории школы, спортивной
года
площадки
Праздничное украшение кабинетов,
1-4
в течение Классные руководители
окон кабинета
года
Взаимодействие с родителями
Дела, события, мероприятия
Классы Время
Ответственные
проведен
Участие родителей в проведении
1-4
в течение Заместитель директора по
общешкольных, классных
года
ВР, классные руководители
мероприятий: «Бумажный бум»,
«Фабрика талантов», «Бессмертный
полк», «Веселые переправы»,
новогодний праздник в классе,
«Мама, папа, я – отличная семья!»,
«Лыжные соревнования», классные
«огоньки» и др.
Родительское собрание: «Особенности
1-4
сентябрь Кл. руководители,
задач семьи и школы в воспитании,
Приглашенные специалисты
обучении

и

социализации

1-4

ребёнка»

21

(безопасность: профилактика ДТП, ЗОЖ,
безопасный интернет, режим, досуг
учащихся,
для
1-х,
адаптация
школьника) «Информация по телефону
доверия»

Родительское собрание: «Атмосфера
жизни семьи как фактор физического
и психического здоровья ребенка»
Педагогическое просвещение
родителей по вопросам воспитания
детей: «Воспитание нравственных
привычек и культуры поведения
Темы родительских собраний:
«Роль семьи и школы в воспитании
нравственного,
здорового
поколения»,

1-4

октябрь,

Классные руководители,
приглашенные специалисты

1-4

декабрь

Классные руководители

1-4

март

Классные руководители

май

Классные руководители

«Семья
и
школа,
итоги
сотрудничества.
Организация
летнего отдыха и досуга детей.
Безопасность обучающихся»
Информационное оповещение через
школьный сайт
Индивидуальные консультации

в течение Зам.директора по ВР
года
1-4
в течение Психолог школы
года
Совместные с детьми походы,
1-4
по плану
Классные руководит.
экскурсии.
классных
рук.
Работа Совета профилактики с
1-4
по плану
Социальные педагоги
неблагополучными семьями по
Совета
вопросам воспитания, обучения
профилак
детей
тики
Классное руководство
(согласно индивидуальным планам работы
классных руководителей)
Воспитание на учебном занятии
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)
1-4

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 5-11 КЛАССЫ
Ключевые общешкольные дела
Дела

Классы

Торжественная линейка «Первый
звонок», проведение Всероссийского
урока по «Основам безопасности
жизнедеятельности»
Мероприятия месячников
безопасности и гражданской защиты

5-11

5-11
22

Время
проведен
ия
01.09.20

Ответственные
Заместитель директора по ВР

сентябрь
апрель

Заместитель директора по ВР,
учитель ОБЖ, Инспекторы.

детей (по профилактике ДДТТ,
пожарной безопасности, экстремизма,
терроризма, разработка схемымаршрута «Дом-школа-дом», учебнотренировочная эвакуация учащихся
из здания)
Организация и проведение открытых
уроков по дисциплине «Основы
безопасности жизнедеятельности» для
учеников 8 классов в
общеобразовательных учреждениях
городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Открытие школьной спартакиады.
Осенний день здоровья «Эстафета
здоровья и успеха»
Классные часы: «Здоровье и успех у
того, кто бережет его!» (5-7 кл)
«Факторы, влияющие на качество
жизни человека!» (8-11кл)
Экологическое воспитание:
«Бумажный бум», сбор макулатуры,
Экологический урок проекта
«Экозабота» ( по сбору батареек)
Организация проведения конкурсов,
викторин занятий с детьми по
вопросам культуры безопасности
жизнедеятельности
Организация
проведения
в
общеобразовательных организациях
онлайн-конкурсов, викторин, занятий
с детьми о правилах безопасного
поведения на воде, на природе,
пожарной безопасности, правилах
дорожного движения, безопасности в
быту
Профилактика ДТП. Уроки по ПДД
( по программе)
Мероприятия месячника правового
воспитания и профилактики
правонарушений. Единый день
профилактики правонарушений и
деструктивного поведения (правовые,
профилактические игры, беседы и
т.п.)
День учителя в школе: акция по
поздравлению учителей, учителейветеранов педагогического труда,
концертная программа.
Профилактические беседы инспектора

МЧС, ГИБДД. УОБ

8

сентябрь

Заместитель директора по ВР,
учитель ОБЖ,

5-11

сентябрь

Учителя физкультуры,
классные руководители

5-7

сентябрь

Врачи приглашенные,
классные руководители

8-11
5-11

сентябрь

Вожатые, классные
руководители

5-11

сентябрь

Вожатые, классные
руководители

5-11

сентябрь

Вожатые, классные
руководители

5-11
5-11

в течение Вожатые, классные
года
руководители
октябрь
Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
Инспектор УОБ, соц. педагоги

5-11

октябрь

5-11

в течение Социальные педагоги,
23

Заместитель директора по ВР

ОДН, ЦОБ по правовой грамотности:
«Профилактика
правонарушений
подростков» «Права и обязанности
ребенка»,
«Правонарушения
как
результат
вредных
привычек»,
«Способы
урегулирования
конфликтов», Беседа-лекция:«Личная
безопасность дома в общественных
местах»
«Правонарушения
и
ответственность за них» (5-7 классы),
«Административная
и
уголовная
ответственность
несовершеннолетних»

года

инспектор УОБ
И.Р. Борок

Беседа: «Формирование личностного
иммунитета к соблазну употребления
ПАВ»
«Золотая осень , городские
зарисовки»-выставка работ
Половое просвещение, классн. часы:
«Про мальчишек и девчонок» (5-6 кл.)
«О дружбе и любви» (7 кл)
«Юношеская беременность: причины,
последствия», «Методы
контрацепции»

5-11

октябрь

Психологи центра «Индиго»,
врачи ПНК

5-7

октябрь

Учитель ИЗО

5-7

октябрь

Приглашенные врачи,
классные руководители,

День правовой защиты детей.
Просмотр, обсуждение видеоролика
«Наши права». Анкетирование
учащихся на случай нарушения их
прав и свобод в школе и семье.
Классные часы: «Жизнь – это счастье,
сотвори его сам!» - профилактика
суицидального
поведения
среди
детей.
Беседа по теме «Безопасный
интернет»
«Театральный
сезон2020г»,
посвященный Году памяти и Славы
Беседа: «Способы урегулирования
конфликтов»
Акция «Молодежь против СПИДа»: кл. часы: «Актуальность проблемы
ВИЧ-инфекции», раздача памяток,
анкетирование учащихся, для
определения уровня начальных
знаний о ВИЧ-инфекции

5-9

ноябрь

Социальные педагоги, учителя
обществознания

5-11

ноябрь

Психолог школы, классные
руководители, социальные
педагоги

5-8

ноябрь

5-9

декабрь

8-11

декабрь

Зам по ВР, Вожатые, классные
руководители
Социальные
педагоги,
психологи
Врачи школы, приглашенные
специалисты,

5-11

декабрь

Мероприятия месячника
эстетического воспитания в школе.
Новый год в школе: украшение
кабинетов, оформление окон, конкурс

врачи гинекологи из БГМУ
8-11

24

Заместитель директора по ВР,
ШУС, вожатые

плакатов, поделок, праздничная
программа.

Конкурс рисунков: «Спорт,
здоровье, красота - в моей жизни
навсегда!»

5-7

январь

Учитель ИЗО

Лыжные соревнования «Лыжня
румяных»
Мероприятия месячника
гражданского и патриотического
воспитания: фестиваль
патриотической песни, соревнование
по пионерболу, волейболу, военноспортивные состязания, Уроки
мужества.
Мероприятия месячника
гражданского и патриотического
воспитания: смотр строя и песни
«Красив в строю - смелый в бою!»
Мероприятия месячника
интеллектуального воспитания
«Умники и умницы». День науки в
школе: защита проектов и
исследовательских работ
8 Марта в школе: конкурсная
программа «Вперед, девчонки!»,
выставка рисунков, акция по
поздравлению мам, бабушек, девочек.
8 Марта в школе: конкурсная
программа : «Краса школы»
Анкетирование « Мои жизненные
ценности»
Праздничный концерт для учителей:
«Весенняя капель», День
самоуправления в школе
Мероприятия месячника
нравственного воспитания «Спешите
делать добрые дела». Весенняя
ярмарка
Участие в экологических акциях:
«Чистый двор – чистая планета»,
«Бумажный бум». Сбор макулатуры,
батареек
Мероприятия месячника ЗОЖ
«Здоровое поколение». Закрытие
школьной спартакиады. Весенний
День здоровья Акция "Школа против
курения". Туристические походы,
экскурсии.
День Победы: акции «Бессмертный
полк», «С праздником, ветеран!» -

5-9

январь

Учитель физкультуры

7-11

февраль

Заместитель директора по ВР,
классные руководители,
учителя физкультуры

Учитель музыки,
физкультуры, классные
руководители

5-6

5-11

март

Заместитель директора по
УВР, классные руководители

5-7

март

классные руководители

8-10

март

Вожатые

9-10

март

классные руководители

10-11

5 марта

ОВВР

5-11

апрель

Заместитель директора по
ВР, классные руководители

5-11

апрель

Заместитель директора по ВР,
руководители кружков,
классные руководители

5-11

май

Заместитель директора по ВР,
рук-ль движения «Страна
непосед», классные
руководители, учителя
физкультуры

5-11

май

Заместитель директора по ВР

25

праздничный концерт, проект «Окна
Победы» и др.
Торжественная линейка «Последний 9, 11 май
Заместитель директора по ВР
звонок»
Праздник
«За
честь
школы».
5-11
май
Заместитель директора по ВР
чествование победителей олимпиад,
конкурсов
Выпускной вечер в школе, церемония
11
июнь
Заместитель директора по ВР
вручения аттестатов
Курсы внеурочной деятельности
Название курса
Классы Количес
Ответственные
тво
часов
в
неделю
Танцевальный кружок
5-6
3
Суворов А.Д.
«Занимательный английский»
2
Файзуллина И.А.
«Город мастериц»
5-7
1
Гнетова О.С.
«Вокальный кружок»
5-11
3
«Баскетбол»
5-7
1
Кузьмина Н.А.
«Мой край родной Башкортостан»
9
1
Сабина А.Т.
«Семьеведение»
8
1
Налимская М.А.
«Занимательное черчение»
9
1
Налимская М.А.
«Традиции народов России»
5-9
1
Финогентова Е.А.
«Школьное телевидение»
10
2
Мамлеева И.С.
«Проектная деятельность»»
10-11
2
Бикбулатова Г.В.
«Информатика»
11
1
Сариева З . Ф.
Самоуправление
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
Ответственные
проведения
Выборы лидеров, активов классов,
5-11
сентябрь
Классные
распределение обязанностей.
руководители
Собрания, организация работы
8-11
в течение года (по
Вожатые
школьного ученического
особому плану)
самоуправления «Лидер»
Работа в соответствии с
5-9
в течение года
Вожатые
обязанностями: помощь в
организации мероприятий,
волонтерская помощь
Общешкольное отчетное собрание
5-9
май
Заместитель
учащихся: отчеты членов Совета
директора по
обучающихся школы о проделанной
ВР
работе. Подведение итогов работы за
год
Профессиональное самоопределение
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
Ответственные
проведения
Мероприятия месячника
5-11
январь
классные
профориентации в школе «Мир
руководители
профессий». Конкурс рисунков,
психолог
26

профориентационная игра, просмотр
презентаций, диагностика.
Посещение предприятий, учебных
заведений города, посещение
выставок, презентаций и других
мероприятий по профориентации

Дела, события, мероприятия
Размещение созданных детьми
рассказов, стихов, репортажей на
Видео-, фотосъемка классных
мероприятий.
Работа Школьного телевидения
Участие в проектах и акциях РДШ

школы
5-11

в течение года

Школьные медиа
Классы
Время проведения
5-11
в течение года
5-11

в течение года

8-11
в течение года
5-9
в течение года
Экскурсии, походы
Дела, события, мероприятия
Классы
Время проведения
Посещение представлений, фильмов
5-11
в течение года
в театрах и К/театрах города
Организация экскурсий для учащихся
5-11
сентябрь
образовательных учреждений в
пожарные части ГО г. Уфа РБ,
Поисково-спасательный отряд и
Информационно-диспетчерский центр
МБУ УГЗ г.Уфы
Экскурсия в музеи города
5-7
в течение года

классные
руководители,
ответствен. за
проф-цию

Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Мамлеева И.С.
Вожатые
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители

Классные
руководители

Сезонные экскурсии на природу, в
парки

5-7

по плану классн.рук. Классные
руководители

Экскурсии в музеи, пожарную часть,
предприятия

5-9

по плану классн.рук. Классные
руководители

Туристические походы «В поход за
здоровьем»

5-9

май

Организация предметно-эстетической среды
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
проведения
Выставки рисунков, фотографий
5-11
в течение года
творческих работ, посвященных
событиям и памятным датам
Оформление классных уголков,
5-11
в течение года
фойе, актового зала к праздникам,
памятным датам
Трудовые десанты по уборке
5-11
в течение года
территории школы
Трудовой десант по озеленению
5-11
сентябрь, апрель
школьных клумб
27

Классные
руководители
Ответственные
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители
Классные
руководители

Праздничное украшение кабинетов,
5-11
в течение года
окон кабинета (Новый год, День
Победы)
Взаимодействие с родителями
Дела, события, мероприятия
Классы
Время
проведения
Участие родителей в проведении
5-11
в течение года
общешкольных, классных
мероприятий: «Бумажный бум»,
«Подари ребенку день»,
«Бессмертный полк», новогодние
праздники, «Мама, папа, я – отличная
семья!», «Весенняя ярмарка»,
классные «огоньки» и др.
Родительское
собрание:
5-11
сентябрь
«Особенности задач семьи и школы в
воспитании, обучении и социализации
ребёнка»(безопасность: профилактика
ДТП, ЗОЖ, безопасный интернет,
режим, досуг учащихся, для 5-х, адаптация школьника) «Информация
по телефону доверия»
2. «Атмосфера жизни семьи как
фактор физического и психического
октябрь
здоровья ребенка»
3. «Роль семьи в профилактике в
профилактике алкогольной, табачной
и наркотической зависимости: что об
декабрь
этом нужно знать» (5-11
4. «Роль семьи и школы в воспитании
нравственного, здорового поколения»
5.
«Семья
и
школа,
итоги
март
сотрудничества. Организация летнего
отдыха и досуга детей. Безопасность
обучающихся»
май
Информационное оповещение через
5-11
в течение года
школьный сайт

Ответственные
Заместитель
директора по
ВР, классные
руководители

Директор
школы, Зам по
ВР
Приглашенные
специалисты,

Психологи,
соц. педагоги

Зам.директора
по ВР,
зам.директора
по ИКТ
Классные
руководители,
вожатые

Разработка и распространение среди
детей и родителей памяток, листовок,
буклетов по вопросам гражданской
обороны, защиты от ЧС, пожарной
безопасности и правил поведения на
дорогах
Индивидуальные консультации

5-11

5-10

в течение года

Классные
руководители

Совместные с детьми походы,
экскурсии.

5-8

по плану классных
руководителей

Классные
руководители

28

в течение года

Классные
руководители

Работа Совета профилактики с
5-11
по плану Совета
Председатель
неблагополучными семьями по
Совета
вопросам воспитания, обучения детей
Классное руководство
(согласно индивидуальным планам работы
классных руководителей)
Воспитание на учебном занятии
(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников)

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания в
деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов
международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в
информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the
Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
2. Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как
условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное
образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I
Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71. (РИНЦ)
3. Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для
руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.: Московский
городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
4. Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский //
Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5. Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев //
Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под
редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду
6. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов //
Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
7. Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской
идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка:
ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности, патриотизма:
сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».